Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 25 Октября 2007 в 14:03:41
Оставьте Ваше сообщение
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 24.05.2011 в 19:57:12   # 124704
Пользуясь поддержкой Софьи, основной оппонент "жидовствующих" — Иосиф Волоцкий — решился обвинить митрополита Зосиму в покровительстве еретикам и добился того, чтобы "антихристов предтеча Зосима" в 1504 отрекся от митрополии. Обратившись к Ивану III, Иосиф Волоцкий как главный борец с "пагубной и богохульной бурей" потребовал репрессивных мер в отношении еретиков. Конец влияния жидовствующих совпал с церковным собором 1504, постановившим предать "жидовствующих" расправе.

Казни предварялись пыточными дознаниями и вырыванием языков. В деревянных клетках были сожжены многие видные проповедники, обвиненные в ереси, — Иван-Волк Курицын, Дмитрий Коноплев, Иван Максимов. В Новгороде сожгли архимандрита Кассиана и Некраса Рукавого, остальных отправили в заточение по тюрьмам и монастырям. Всех еретиков предали церковному проклятию "со всеми их поборниками и соумышленниками".
http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/8/87/1011387.htm

Вопрос. Почему тот, кто огнём костра и дыбы пытался разрушить дело дьявола в плоти подверженных дьяволу находится в святках, в частности святой, праведный Иосиф Волоцкий, а тот, кто сам верёвкой и сучком удавил в себе сатану, тот в поругании, кто объяснит сие несоответствие? Не одно ли и тоже желание по разрушению плоти от дьявольской зависимости было у Иуды и у церковных соборов постановивших казни еретикам? А если так, то в чём разница между Иудой разрушившим плоть подверженную воле дьявола и теми, кто физическим уничтожением плоти человека пытался тем самым разрушить дело дьявола в этой плоти?
  Гость 24.05.2011 в 19:56:42   # 124703
После разгрома новгородского антицерковного движения его центр перешел в Москву. Во главе этого движения стали Федор и Иван Курицыны. Московские еретики также боролись за ослабление власти крупных церковных феодалов и были противниками церковного землевладения. Они выступали против монашества, критиковали «творения» отцов церкви, но не посягали на основы христианства. Суровым и непримиримым гонителем этого движения был игумен Волоколамского монастыря Иосиф Санин (Волоцкий). Он был представителем воинствующей церкви, сторонником сильной светской власти, создателем теории божественного происхождения царской власти. Подобно новгородскому архиепископу Геннадию, Иосиф хорошо знал практику испанской инквизиции, восхищался ее деятельностью по борьбе с ересями и пытался перенести на русскую почву теорию и методы ее борьбы.

Иосиф обрушил на еретиков немало богословско-полемических «Слов», написанных в злобно воинствующем духе. В них много общего с писаниями францисканских монахов, боровшихся в XIII в. с ересью альбигойцев. Настаивая на казни еретиков, Иосиф доказывал, что даже те из них, которые, убоявшись смерти, покаялись, не заслуживают помилования и прощения. В «огненных казнях» и тюрьмах Иосиф видел «ревность» к православной вере. Он проповедовал, будто руками палачей казнит еретиков сам «святой дух». Убеждая царя в необходимости физического уничтожения еретиков, Иосиф говорил, что «грешника или еретика руками убить или молитвой едино есть» и что казнить еретика – значит «руку освятить».
Иосиф призывал всех «истинных христиан» «испытывать и искоренять лукавство еретическое» и грозил строгим наказанием тем, кто «не свидетельствовал», т.е. не доносил, на еретиков. Иосиф учил, что в борьбе с еретиками допустимы все средства — обман, хитрость, ложь, предательство. Одно лишь сомнение в законности сожжения противников церкви этот инквизитор считал «неправославным». Необходимость суровых мер против еретиков Иосиф подтверждал примерами из ветхозаветной истории. Он ссылался также на примеры из жизни представителей церкви, например Льва Катежского, который якобы одной своей епитрахильей сжег еретика Лиодора. Иосиф обращался также к «градским» законам, вошедшим в состав Кормчей книги, которые предписывали карать смертной казнью за переход из православия в другую религию. Жестокие «градские» законы, преследовавшие свободу совести, Иосиф называл «божественным писанием», подобным так называемым пророческим и апостольским книгам. Одобрив и освятив церковным авторитетом эти инквизиторские законы, духовные власти постоянно пользовались ими в борьбе с антицерковным движением.

Московских еретиков судил церковный собор 1504 г. По настоянию собора наиболее активных еретиков — Ивана Волка, Михаила Коноплева и Ивана Максимова сожгли в клетке в Москве, а Некраса Рукавова — в Новгороде, предварительно отрезав ему язык. Духовные инквизиторы во главе с митрополитом Симоном настояли еще на сожжении юрьевского архимандрита Кассиана.
Его брат Иван Черный бежал «в немцы».

Кровавый террор против участников антицерковного движения на этом не закончился. Иосиф продолжал выискивать их и предавать их суровому наказанию.
После расправы с еретиками на соборе 1504 г. Иосиф стал знаменем воинствующей церкви — «презлых иосифлян», боровшихся с участниками антицерковного движения посредством духовного и светского меча. За заслуги перед светской властью и церковью Иосиф в 1591 г. был объявлен общерусским «святым».

После Иосифа во главе церковников, настаивавших на казнях противников церкви, стал московский митрополит Даниил. Пытаясь теоретически обосновать необходимость таких казней, Даниил в своих проповедях приводил слова Иоанна Златоуста, оправдывавшего казнь «по воле божьего человеколюбия», а также епископа Емесского Евсевия, учившего, что «убийство бога ради несть убийство». В обоснование своих инквизиционных взглядов Даниил ссылался и на блаженного Федорита, говорившего, что и Моисей велел убивать лжепророков. Даниил, как настоящий инквизитор, предлагал сеять вражду и раздоры среди противников церкви — «богонаученное коварство», чтобы с ними легче было разделаться. Он доказывал, что еретики — враги не только церкви, но и государства. Запрещая общение с еретиками, Даниил старался вызвать к ним чувство «совершенной ненависти». Он убеждал правящие классы «воззревать против врагов божьих» (так он называл сторонников антицерковного движения) «божественной ревностью и проявлять к ним праведную ярость»7. Он подчеркивал также, что право судить еретиков и присуждать их к суровым наказаниям принадлежит церковной власти. Обязанность же светской власти — беспрекословно выполнять решения церковных соборов и церковных иерархов8.
  Гость 24.05.2011 в 19:56:19   # 124702
После разгрома новгородского антицерковного движения его центр перешел в Москву. Во главе этого движения стали Федор и Иван Курицыны. Московские еретики также боролись за ослабление власти крупных церковных феодалов и были противниками церковного землевладения. Они выступали против монашества, критиковали «творения» отцов церкви, но не посягали на основы христианства. Суровым и непримиримым гонителем этого движения был игумен Волоколамского монастыря Иосиф Санин (Волоцкий). Он был представителем воинствующей церкви, сторонником сильной светской власти, создателем теории божественного происхождения царской власти. Подобно новгородскому архиепископу Геннадию, Иосиф хорошо знал практику испанской инквизиции, восхищался ее деятельностью по борьбе с ересями и пытался перенести на русскую почву теорию и методы ее борьбы.

Иосиф обрушил на еретиков немало богословско-полемических «Слов», написанных в злобно воинствующем духе. В них много общего с писаниями францисканских монахов, боровшихся в XIII в. с ересью альбигойцев. Настаивая на казни еретиков, Иосиф доказывал, что даже те из них, которые, убоявшись смерти, покаялись, не заслуживают помилования и прощения. В «огненных казнях» и тюрьмах Иосиф видел «ревность» к православной вере. Он проповедовал, будто руками палачей казнит еретиков сам «святой дух». Убеждая царя в необходимости физического уничтожения еретиков, Иосиф говорил, что «грешника или еретика руками убить или молитвой едино есть» и что казнить еретика – значит «руку освятить».
Иосиф призывал всех «истинных христиан» «испытывать и искоренять лукавство еретическое» и грозил строгим наказанием тем, кто «не свидетельствовал», т.е. не доносил, на еретиков. Иосиф учил, что в борьбе с еретиками допустимы все средства — обман, хитрость, ложь, предательство. Одно лишь сомнение в законности сожжения противников церкви этот инквизитор считал «неправославным». Необходимость суровых мер против еретиков Иосиф подтверждал примерами из ветхозаветной истории. Он ссылался также на примеры из жизни представителей церкви, например Льва Катежского, который якобы одной своей епитрахильей сжег еретика Лиодора. Иосиф обращался также к «градским» законам, вошедшим в состав Кормчей книги, которые предписывали карать смертной казнью за переход из православия в другую религию. Жестокие «градские» законы, преследовавшие свободу совести, Иосиф называл «божественным писанием», подобным так называемым пророческим и апостольским книгам. Одобрив и освятив церковным авторитетом эти инквизиторские законы, духовные власти постоянно пользовались ими в борьбе с антицерковным движением.

Московских еретиков судил церковный собор 1504 г. По настоянию собора наиболее активных еретиков — Ивана Волка, Михаила Коноплева и Ивана Максимова сожгли в клетке в Москве, а Некраса Рукавова — в Новгороде, предварительно отрезав ему язык. Духовные инквизиторы во главе с митрополитом Симоном настояли еще на сожжении юрьевского архимандрита Кассиана.
Его брат Иван Черный бежал «в немцы».

Кровавый террор против участников антицерковного движения на этом не закончился. Иосиф продолжал выискивать их и предавать их суровому наказанию.
После расправы с еретиками на соборе 1504 г. Иосиф стал знаменем воинствующей церкви — «презлых иосифлян», боровшихся с участниками антицерковного движения посредством духовного и светского меча. За заслуги перед светской властью и церковью Иосиф в 1591 г. был объявлен общерусским «святым».

После Иосифа во главе церковников, настаивавших на казнях противников церкви, стал московский митрополит Даниил. Пытаясь теоретически обосновать необходимость таких казней, Даниил в своих проповедях приводил слова Иоанна Златоуста, оправдывавшего казнь «по воле божьего человеколюбия», а также епископа Емесского Евсевия, учившего, что «убийство бога ради несть убийство». В обоснование своих инквизиционных взглядов Даниил ссылался и на блаженного Федорита, говорившего, что и Моисей велел убивать лжепророков. Даниил, как настоящий инквизитор, предлагал сеять вражду и раздоры среди противников церкви — «богонаученное коварство», чтобы с ними легче было разделаться. Он доказывал, что еретики — враги не только церкви, но и государства. Запрещая общение с еретиками, Даниил старался вызвать к ним чувство «совершенной ненависти». Он убеждал правящие классы «воззревать против врагов божьих» (так он называл сторонников антицерковного движения) «божественной ревностью и проявлять к ним праведную ярость»7. Он подчеркивал также, что право судить еретиков и присуждать их к суровым наказаниям принадлежит церковной власти. Обязанность же светской власти — беспрекословно выполнять решения церковных соборов и церковных иерархов8.
  Гость 24.05.2011 в 19:55:57   # 124701
Господствующая церковь сурово осудила новую ересь, как направленную против церкви и феодального гнета. Ересь называли «прямой затеей сатаны», а ее участников — «злокозненными хулителями церкви», «развратителями христианской веры». Новгородские епископы настояли на том, чтобы руководителей ереси – дьякона Никиту, ремесленника Карпа и др. сбросили в 1375 г. в реку Волхов. Затем стали вылавливать и казнить остальных участников движения в Новгороде и Пскове. Физическое уничтожение еретиков одобрил и московский митрополит Фотий. В посланиях 1416-1425 гг. он благодарил псковичей за расправу над еретиками.3

В XV в. широкое развитие получило новое антифеодальное движение, также имевшее религиозную оболочку, — новгородско – московская ересь. Сторонники этого антифеодального движения требовали уничтожения церковного землевладения, отмены исповеди, не верили в воскресение мертвых. Они отрицали внешнюю обрядность и основные догматы православной церкви, например догмат о троице, не признавали икон.

Они выступали также против церковной знати, осуждая ее стяжательство. В ереси отразился социальный протест городских людей против феодального гнета. Она, однако, не была поддержана крестьянским движением, и в этом ее слабость. Для борьбы с ересью в 1490 г. был созван церковный собор, на котором присутствовали самые воинствующие представители церкви. Собор отлучил от церкви и предал проклятию участников этого движения и потребовал от царской власти их смерти. Проповедуя необходимость жестокой казни еретиков, духовные власти руководствовались в своей практике Кормчей книгой, являвшейся переводом византийского Номоканона (свод правил византийских императоров, касающихся церкви и церковных дел). В главах 31-33 «градского» закона, вошедшего в состав Кормчей, были положения, которым в течение многих столетий следовали духовные власти: «Аще жидовин, христианина раба имый, и обрежет его, да отсекут ему голову; аще жидовин или агарянин дерзнет развратити от христианской веры христианина, главней повинен казни, иже сподобився святого крещения и еретичествует и еллинствует, конечной муце повинен есть» 4.

С требованием смерти еретиков обратился к царю Ивану III и новгородский архиепископ Геннадий Гонзов, прозванный современниками «кровожадным устрашителем преступников против церкви». Геннадий был в восторге от испанских инквизиторов, особенно от его современника Торквемады, который за 15 лет своей инквизиторской деятельности сжег на кострах и предал различным наказаниям многие тысячи человек. Настаивая на казни еретиков, Геннадий писал в 1490 г. московскому митрополиту Зосиме: «Смотри, франки по своей вере какую крепость держат! Сказывал мне при проезде через Новгород посол цесарский про шпанского короля, как он свою землю очистил, и я с тех речей и список тебе послал»5. Геннадий советовал митрополиту Зосиме поставить деятельность «шпанского короля» Фердинанда и испанских инквизиторов в пример Ивану III. Но еретики своей агитацией против церковного землевладения и церковной знати облегчали Ивану III борьбу за ликвидацию крупного церковного землевладения, которую он вел в интересах светских феодалов и служилых людей. Поэтому он ограничился лишь наказанием еретиков. Их били кнутом, а затем отослали к новгородскому епископу для осуждения церковным собором. Осудив еретиков и предав их проклятию, Геннадий, по примеру полюбившихся ему католических инквизиторов, устроил еретикам позорный въезд в Новгород. За 40 километров от города их посадили в шутовской одежде на коней «хребтом к глазам конским», т.е. задом наперед, на головы им надели берестяные шлемы с надписью «Се есть сатанино воинство» и в таком виде возили по городу. Городские жители обязаны были плевать на еретиков и говорить: «Это враги божьи и христианские хулители». В заключение на их головах были сожжены берестяные шлемы. Некоторых еретиков, как рассказывает летопись, по требованию Геннадия сожгли на Духовском поле, а других он послал в заточение6.
  Гость 24.05.2011 в 19:55:36   # 124700
Иудин грех и церковная инквизиция.
« : 14 Мая 2010, 09:17:25 »

Глава I. Православная церковь в борьбе против антицерковного движения

Уже в XI в. князья и их суды сурово расправлялись с противниками церкви и требовали того же от светской власти. Как отмечает летопись, еще при князе Владимире епископы благословляли князей на применение казни. «Ты поставлен от бога на казнь злым, а добрым на помилование», — говорили они. В 1004 г. монаха Адриана обвинили в нарушении церковных уставов и в хулении церкви. По распоряжению митрополита Леонтия Адриан был отлучен от церкви и заточен в монастырскую тюрьму. Новгородского архиерея Луку Жидяту, жившего в XI в., летописец называет «звероядивым». От жестокости этого епископа, от «заточения и грабления» пострадало много людей. «Сей мучитель, — говорит летописец, — резал головы и бороды, выжигал глаза, урезал язык, иных распинал и подвергал мучениям». Так же сурово расправлялся Лука с принадлежавшими ему крестьянами. Холопу Дудику, не угодившему чем-то своему феодалу, по приказанию Луки Жидяты отрезали нос и обе руки1.

В XII в. «немилостивым мучителем» был владимирский епископ Федор. Он лишал своих противников сел, одних обращал в рабство, других заключал в тюрьмы, рубил им головы, выжигал глаза, резал языки, распинал на стенах. В рассказе летописца отразилась борьба, которую вели между собой церковники за власть. Владимирский епископ как крупный феодал отказывался признавать власть киевского митрополита. Обвинив своих противников в еретичестве, он через свой суд приговорил их к смертной казни, добился конфискации их имущества, а многих заключил в тюрьмы. В борьбе с киевским митрополитом Федор потерпел поражение, и его выдали на суд митрополиту. Митрополичий суд в свою очередь обвинил Федора в еретичестве и подверг жестокому наказанию: ему отрезали язык, затем отсекли правую руку и «вынули очи», т.е. ослепили.

Во второй половине XIV в. в Новгороде возникло антифеодальное движение, имевшее религиозную оболочку, известное под именем ереси стригольников. Стригольники выступали против епископов, их поборов и стяжательства; они отрицали некоторые догматы и обряды, связанные со смертью человека, необходимость исповеди и причастия, говорили, что их молитвы неугодны богу и что напрасно жертвовать им земли «на помин души». В ереси стригольников отразилась борьба против господствующей феодальной церкви; это был протест, хотя и пассивный, социальных низов против феодального гнета, против установившейся феодальной идеологии. В критике церковных догматов и обрядов были элементы рационализма. Во главе ереси стояли рядовые люди, а также дьячество, т.е. низший слой духовенства.
  Гость 24.05.2011 в 19:54:56   # 124699
В обличение еретиков преподобным Иосифом было написано шестнадцать "Слов", известных под общим названием "Просветитель". Со временем его подвижническая деятельность начала приносить плоды. Чаша весов стала постепенно склоняться в пользу ревнителей благочестия. В 1500 году опала постигла Феодора Курицына. В 1502 году Иоанн III положил опалу и на княгиню Елену с Дмитрием, посадив их под стражу. Наконец в 1504 году состоялся собор, на котором ересь была окончательно разгромлена, а главные еретики осуждены на казнь.
Столь суровое наказание (а на нем безусловно настаивал преподобный Иосиф) было связано с чрезвычайной опасностью ситуации * . Еретики дозволяли для себя ложные клятвы, поэтому искренности их раскаяния верить было нельзя. Но и в этом случае традиционное русское милосердие взяло верх. Казнены были лишь несколько самых закоренелых еретиков — остальным предоставили возможность делом доказать свое исправление. Время показало справедливость опасений: разбежавшиеся по окраинам еретики не только не исправились, но положили начало новой секте "иудействующих".
<. . .>
"Странности" ереси проявлялись с самого начала. Ее приверженцы вовсе не заботились о распространении нового учения в народе что было бы естественно для людей, искренне верящих в свою правоту. Отнюдь нет — еретики тщательно выбирали кандидатуры для вербовки в среде высшего духовенства и административных структур. Организация еретического общества сохранялась в тайне, хотя Россия никогда не знала карательных религиозных органов типа католической Инквизиции. И что самое странное, приверженцам ереси предписывалось "держать жидовство тайно, явно же христианство". Именно показное благочестие стало причиной возвышения многих из них.
Таким образом, внешняя деятельность еретиков была направлена на внедрение в аппарат властей — светской и духовной, имея конечной целью контроль над их действиями и решающее влияние на них. Проще сказать, целью еретиков в области политической являлся захват власти. И они едва не преуспели в этом.
  Гость 24.05.2011 в 19:54:03   # 124698
Что такое православие?

Судя по постам уважаемых православных в этой теме основа православия следующая: если кто-то с тобой не согласен и открыто пропагандирует свои взгляды - его можно и нужно убить.Вы также не в курсе обсуждаемого вопроса.
Жидовствующие - это не этнические евреи вообще и не иудеи в частности.
Это бывшие православные, отвергшие православие и принявшие гностическое учение, частью которого было следование иудейским предписаниям. При этом они не провозглашали своего учения явно. На виду они продолжали ходить в церковь и даже приступать к таинствам, одновременно участвуя в своих собраниях и тайно вербуя неофитов. К жидовствующим принадлежали высокопоставленные церковные и гражданские лица. Так что в принципе ситуация больше напоминает тайный заговор и государство имело все основания максимально жёстко на него реагировать. Другое дело Церковь - священнослужителям призывать к расправе не годится.
  Гость 24.05.2011 в 19:52:51   # 124697
что происходило на шабаше и кого она там видела? где и как вредила она своими колдовскими чарами? и так далее... Если «доброе дознание» результатов не приносило, суд переходил к следующему этапу - «устрашению словами». Для этого обвиняемой показывали орудия пыток и поясняли их назначение. Не помогало и это - приступали к «устрашению действием»: палач надевал на нее орудия пыток, слегка завинчивая и затягивая их, дабы она уяснила, что дело принимает серьезный оборот. Если же и теперь она продолжала упорствовать, ее подвергали испытанию и допросу с пристрастием.
На многих ведовских процессах одной из задач следствия был поиск определенных примет, по которым легко было распознать ведьм. Одним из испытаний было «испытание водой» (называемое также «купанием ведьм»). Для этого палач крепко связывал руки и ноги обнаженной женщины, обвязывал ее тело веревкой и сталкивал в воду. Если она всплывала на поверхность, - а так происходило с большинством, - то признавалась ведьмой, ибо вода, стихия чистоты, не принимала ее. Испытание ведьмы — «ведьмино купание», при котором палач сталкивал связанную жертву в воду.
Илл. Акилле Пикко
Осмотр ведьмы — поиск «ведьминой отметины»
Илл. Акилле Пикко
Другим испытанием был поиск «ведьминой отметины». Считалось, что Дьявол метит своим знаком всякую спутавшуюся с ним ведьму. Этот-то знак и разыскивали судьи. Чтобы не просмотреть его, обвиняемой обривали голову и тело. Стоило только отыскать какие-либо подозрительные участки кожи, например пигментные пятна, как палач прокалывал их иглой. Если подозреваемая не чувствовала при этом боли или у нее не выступала кровь, считалось доказанным, что пятно это и впрямь «ведьмина отметина».
Безошибочным способом распознать ведьму считалось также «испытание плачем». В «Молоте ведьм» это испытание рекомендовалось судьям как особо надежное. Считалось, что ведьмы не могут проливать слезы, «верный знак, предание о коем дошло до нас от мужей, заслуживающих доверия». Женщина, которая не плачет даже под пытками, наверняка является ведьмой. Однако если она заплакала, то никак не может считаться невиновной, ибо «пути Господни неисповедимы» и к тому же плачет-то она под пытками.
  Гость 24.05.2011 в 19:52:28   # 124696
Государства, расположенные к северу от Альп, активно способствовали этому, внеся в свои уголовные законодательства наказание за ведовство. Итак, в существовании сделки с Дьяволом, шабашей и порчи никто уже не сомневался. Передача подобных дел из церковных судов в ведение светских имела одно важное следствие, повлиявшее на распространение одержимости ведовством: отныне все зависело от отношения правителя той или иной страны к демонологии и от того, как он оценивал опасности, которые могло навлечь на его страну «проклятое ведьмино отродье». Ведовские процессы основывались на методах инквизиции. Таким образом, судьи могли не дожидаться, пока отыщутся свидетели обвинения, а, напротив, зорко следить за происходящим вокруг и незамедлительно действовать, стоило им узнать о чем-нибудь подозрительном. Соответствующие местные законы определяли, на что следовало обращать внимание. С 1532 г. на территории Германии действовали положения так называемой «Каролины». В них определялось отношение к возникшему подозрению, требования к свидетелям, рекомендовалось не забывать о добром имени обвиняемого, определялось, сколько времени его пытать и какие орудия должно при этом использовать. Но на практике положения эти не соблюдались по следующей причине: сделка с Дьяволом, шабаш и другие мерзкие преступления, творимые ведьмами по наущению Дьявола, наносили такое оскорбление Господу и были так опасны для окружающих, что здесь позволительно было говорить о «преступлениях исключительных». А «исключительные» преступления оправдывали и любое исключение из правил. В таких случаях следовало прежде всего ужесточить пытки и применять их до тех пор, пока обвиняемый не расскажет всей правды. В таком толковании закона укреплял судей и «Молот ведьм», ибо авторы советовали обходить запрет на повторное применение пыток, называя его просто «продолжением». Судейская предвзятость и использование подобных методов не оставляли большинству обвиняемых никаких шансов. Если же предполагаемую ведьму все-таки оправдывали, то происходило это лишь потому, что не все судьи были ослеплены демономанией. Но даже оправдательный приговор выносился не из-за того, что была доказана невиновность обвиняемого, а лишь за недостатком улик. Едва только возникало подозрение или поступал донос, соответствующее судебное ведомство начинало предварительное дознание. Опрашивались свидетели, тайно выведывались сведения о репутации обвиняемого, его образе жизни. Если судьи укреплялись в своих подозрениях, следовал арест. Арест повергал любого обвиняемого в настоящий ужас, ибо тюрьмы в те времена были совершенно темными, сырыми, холодными и полными нечистот. Солома и лужи на полу кишели мышами, крысами и насекомыми. Зачастую на все время следствия узников заковывали в кандалы. Особенно тяжело приходилось арестованным женщинам. Они были абсолютно беспомощны перед домогательствами своих надзирателей и нередко подвергались насилию. Большинство судей сознательно пользовались этим тюремным террором, чтобы еще до начала процесса сломить волю обвиняемых и лишить их сил. Первые допросы проходили по заданной схеме. Было принято начинать допрос с церковного обряда. В это время творилась молитва во спасение души обвиняемой или ей на шею вешали ладанку с реликвиями. Затем следовали бесконечные настойчивые расспросы: где, когда, как ей довелось сговориться с Дьяволом? каким образом, как часто она отдавалась ему? сколько раз гостила на шабаше?
  Гость 24.05.2011 в 19:52:04   # 124695
Ведьмы и инквизиция
История охоты на ведьм
Начало охоты на ведьм. Катары и вальденсы.
Создание инквизиции. Учение церкви о ереси.
Появление трактата о ведьмах «Молот Ведьм».
Ведовские процессы. Указ о колдовстве «Каролина».
Пытки еретиков. Судебные решения и казни ведьм.
Жертвы инквизиции. Одержимость ведовством.
Прекращение охоты на ведьм в эпоху Просвещения.
Ведьма с Дьяволом на шее
Гравюра Ханса Бургкмайра, 1512 год.

Ведовские процессы в средние века
Обычно поводом для подозрений была зависть соседей, подданных или родственников. Зачастую хватало одних только слухов; впрочем, иногда в суды поступали и соответствующие заявления (почти всегда анонимные). В обоих случаях судьи, согласно действующим законам, были обязаны проверить, достаточно ли этих подозрений для предъявления обвинения. Оно могло быть предъявлено на основании «Уголовно-судебного уложения императора Карла V» (так называемый Указ «Каролина»), вышедшего в 1532г. В нем было четко описано, какие подозрения являются достаточными для обвинения в колдовстве или ведовстве. Впрочем, соответствующая статья 44 была такой расплывчатой, что для предвзятого судьи не было ничего проще, чем, опираясь на самые вздорные наветы, начать судебное разбирательство. Не могло помочь и то, что «Каролина» призывала судей быть особенно осмотрительными. Разве причиной доносов не могли стать пустое тщеславие, личная неприязнь, зависть, ревность или суеверие? У судей всегда находились веские доводы по поводу любых возникающих сомнений: ведь сделка с Дьяволом суть «преступление исключительное», а в таких делах достаточно одних только слухов. Опираясь на слухи, многие фанатики привлекали в качестве свидетелей обвинения даже детей, преступников и душевнобольных. Те же, кому посчастливилось избежать доноса, тоже пребывали в страхе, ибо в любую минуту могли быть обвинены по чьему-либо свидетельству (некто мог припомнить своих так называемых сообщников под пытками). Ведь, по мнению охотников за ведьмами, члены дьявольской секты регулярно встречались друг с другом на игрищах или шабашах, а потому должны были знать, кто еще из живших неподалеку был с ними заодно. Эти сведения выдавливались из них во время допросов с пристрастием, то бишь под пытками. Так судебные протоколы быстро заполнялись именами упомянутых безвинных людей, которым, в свою очередь, приходилось выдавать своих сообщников, и так далее. Противники охоты на ведьм вновь и вновь выступали с резкой критикой этих безумных деяний. Но «благочестивые» охотники не позволяли сбить себя с толку. Они были убеждены, что Бог - и это было главным их оправданием - не может допустить, чтобы «дьявольское отродье» своей клеветой несло горе невинным людям.
Ведовские процессы обычно начинались с молитвы. В то время как все присутствующие коленопреклоненно слушали монаха, читавшего молитву, другой кропил обвиняемую святой водой. На переднем плане видны приготовленные розги и.другие орудия пыток. На стене висит позорное одеяние, в которое вскоре предстоит облачиться обвиняемой и в котором ее будут пытать.
В колдовстве обвиняли преимущественно женщин. Ведь в христианском мире, где главенствовали мужчины, женщины считались существами низшими: слабыми, ветреными, неверными, тщеславными, болтливыми и падкими до любого соблазна, что делало их законной добычей Дьявола. «Нет чуда в том, - говорится в «Молоте ведьм», - что еретичеством ведовским паче осквернены жены, нежели мужи». Таковы были убеждения охотников за ведьмами, согласно которым они и действовали. Впрочем, число мужчин, обвиненных в распространении колдовства, также постоянно росло. При этом колдунов (друдов) чаще отыскивали в городах, нежели в селах. В колдовстве обвиняли даже детей: с конца XV в. непрерывно росло число детей, которых бросали в темницы как участников ведовской секты, допрашивали, пытали, отправляли на казнь. За этим крылось представление о том, что родители-колдуны, отправляясь на шабаш, берут с собой малолетних детей, дабы препоручить их Дьяволу. К тому же дети могли случайно проболтаться о чем-нибудь.
Так, двенадцатилетний мальчик, арестованный в 1665 г. в южнонемецком городке Ройтлинген, постепенно «выдал» 170 членов дьявольской секты. Сначала ведовские процессы проводила инквизиция. Таким образом, первыми судьями были лица духовного звания. Однако во второй половине XV в. сопротивление инквизиции в Центральной и Западной Европе стало усиливаться, и в конце концов она была вынуждена покинуть эти страны и перебраться в Испанию и Италию. Однако на этом охота на ведьм не кончилась, вести ведовские процессы стали светские суды.
  Гость 24.05.2011 в 19:50:52   # 124694
Сожжение ведьм было публичным зрелищем, главной целью которого было предостеречь и устрашить собравшихся зрителей. Издалека стекался народ к месту казни. Празднично одетые, собирались представители местной власти: епископ, каноники и священники, бургомистр и члены ратуши, судьи и судебные заседатели. Наконец в сопровождении палача на тележках привозили связанных ведьм и колдунов. Поездка на казнь была тяжким испытанием, ведь зеваки не упускали случая посмеяться и поиздеваться над осужденными ведьмами, совершавшими свой последний путь. Когда же несчастные наконец добирались до места казни, слуги приковывали их цепями к столбам и обкладывали сухим хворостом, поленьями и соломой. После этого начинался торжественный ритуал, во время которого проповедник еще раз предостерегал народ от коварства Дьявола и его приспешников. Затем палач подносил к костру факел. После того как официальные лица расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь до тех пор, пока от «ведьминого костра» не оставался один пепел. Палач тщательно сгребал его, а затем рассеивал под эшафотом или в каком-нибудь ином месте, дабы впредь ничто больше не напоминало о богохульных делах казненных пособников Дьявола. В октябре 1517 г. монах доктор Мартин Лютер (1483 - 1546) выступил в Виттенбергском университете со своими 95 тезисами против индульгенций. Посланцы папы Римского утверждали, что, заплатив деньги за индульгенцию, верующий может после смерти сократить срок своего пребывания в чистилище. Этот так называемый «спор об индульгенциях» положил начало Реформации, т.е. преобразованию христианского учения, предпринятому Лютером и приведшему впоследствии к отходу его приверженцев, протестантов, от католической церкви и римского папства. Сегодня слово «Реформация» напоминает нам о победе разума над мракобесием Средневековья и об освобождении: освобождении от устаревших догм и обычаев, от косного образа мыслей. И действительно, Реформация оказала огромное влияние на многие сферы жизни. Однако демонология не входила в их число. Здесь Лютер был привержен старым бредовым идеям. Впрочем, некоторые из них вызывали у него сомнение, например, шабаш и полет ведьм. Но в существовании сделки с Дьяволом, колдовской порчи он не сомневался. «Колдуны и ведьмы, - писал он в 1522 г.,- суть злое дьявольское отродье, они крадут молоко, навлекают непогоду, насылают на людей порчу, силу в ногах отнимают, истязают детей в колыбели... понуждают людей к любви и соитию, и несть числа проискам Дьявола». Лютер был сторонником сурового наказания для ведьм и колдунов, следуя, подобно своим католическим противникам, Ветхому Завету: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. 22, 18). И словно в подтверждение, в 1540 г. в Виттенберге, «столице Реформации», с особой жестокостью сожгли ведьму и трех колдунов. После смерти Лютера в протестантских областях Германии охотники за ведьмами безумствовали так же, как и в землях, оставшихся католическими. Некоторые реформаторы даже почитали охоту на ведьм святым долгом властителей перед Богом. Так, в лютеранских курфюршествах Саксонии и Пфальце, а также княжестве Вюртемберг в 1567 -1582 гг. появились собственные законы о ведьмах, куда более суровые, чем соответствующие статьи «Каролины».
  Гость 24.05.2011 в 19:50:18   # 124693
Наряду с «обычными» пытками судьи могли использовать и другие средства. Что тогда делал с обвиняемым палач, какие изощренные методы применял он, истязая свои жертвы на глазах у судей и писарей, бесстрастно восседавших рядом или отправлявшихся, пока суть да дело, перекусить, - об этом мы больше говорить не будем. Достаточно сказать, что участники этой процедуры пользовались любыми средствами, дабы заставить обвиняемых заговорить, и не было пощады никому, ни детям, ни старикам. Зная уверенность судей в своей правоте, трудно представить себе, чтобы нашлись люди, выдержавшие допрос с пристрастием и ни в чем не сознавшиеся. Правда, пользы от этого им все равно было бы немного. Ведь у мучителей хватало фантазии, чтобы в любом случае признать их виновными. Те же немногие, кому удавалось пережить пытки и выйти на свободу, оставались на всю жизнь калеками или душевнобольными.
В разгар охоты на ведьм большинство процессов завершалось смертным приговором. Впрочем, число казней разнилось в зависимости от времени и места проведения процессов. Порой лишь единицам удавалось выйти на свободу после допросов и пыток. Кому же удавалось освободиться? Можно выделить три группы людей, участь которых была различна. Некоторых суд освобождал еще до вынесения приговора ввиду болезни или телесной немощи. Они попадали в богадельни или приюты для неизлечимо больных, где за ними велось пристальное наблюдение.
В другую группу входили мужчины и женщины, которых оправдывали за недостаточностью доказательств. Однако обретенная ими свобода была призрачной, ибо при малейшем подозрении их могли вновь схватить, подвергнуть пыткам, а может быть, и казнить. Несмотря на освобождение, они должны были соблюдать строгие требования. Семейные праздники и публичные зрелища были для них исключены. Многим приходилось жить в своеобразном затворничестве, ибо покидать свой дом и двор им воспрещалось.
К третьей группе освобожденных принадлежали те, кого изгоняли из родных мест. Для них, в особенности для женщин, изгнание часто было равнозначно отсроченному смертному приговору. Нищие и презираемые всеми, скитались они на чужбине, отовсюду их гнали и осыпали проклятиями. Они опускались и кончали свою жизнь где-нибудь в грязи и нищете. Тем не менее изгнание из страны было достаточно мягким приговором, если вспомнить судьбу тех, кому суждено было по окончании жестоких пыток принять мучительную смерть. Счастьем бывало для них, если «княжеской милостью» их предварительно удушали или обезглавливали. Обычно же ведьм сжигали заживо, как требовала статья 109-я «Каролины»: «Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказану быть смертью, и кару эту должно свершить огнем».
  Гость 24.05.2011 в 19:49:41   # 124692
Однако это не не только не останавливало фанатиков-судей, но, напротив, считалось еще одним доказательством коварства нечистой силы. Ведь они считали, что те, кто лишился под пытками чувств, были усыплены Дьяволом, решившим спасти их от допроса. Умиравшие под пытками или совершавшие от отчаяния самоубийство были вовсе не жертвами суда, а все теми же жертвами Сатаны, отбиравшего у них жизнь. Иезуит Фридрих Шпее фон Лангенфельд (1591 - 1635) резко клеймил это судейское безумие. В своем знаменитом полемическом трактате «Предостережение судьям, или О ведовских процессах» (вышедшем впервые на латинском языке в 1631 г.) он обвинял инквизиторов в том, что они сами расплодили такое количество ведьм. Ведь ни один человек не может устоять под их пытками. Невинный скорее признает себя виновным, нежели вынесет подобные муки. И доведись им испытать такие страдания, они сами, благочестивые обвинители, признали бы себя колдунами. Не хотелось ли им когда-нибудь это проверить? «Пожелай я испытать вас, а затем вы меня - в колдунах оказались бы мы все». Лучше нельзя указать на связь пыток и одержимости ведовством. В качестве пыток на ведовских процессах обычно использовались сдавливание пальцев в особых тисках, наложение колодок на ноги (пытка испанским сапогом) или пытка обвиняемого на дыбе
В принципе пытки на ведовских процессах не отличались от пыток на обычных процессах. Однако они были более жестокими, длительными и частыми. При этом мужчин раздевали догола или по пояс, а женщин облачали в специальное просторное одеяние. Допрос с пристрастием длился часами, а порой и днями. Начинался он с использования тисков, специальных металлических приспособлений, в которых обвиняемому постепенно сжимали пальцы, вначале поодиночке, а затем все вместе. Если обвиняемый выдерживал эту простейшую пытку, палач надевал на него «испанский сапог» - гнутую металлическую пластину или колодку, которая от вопроса к вопросу все туже затягивалась под голенью. Тому, кто продолжал настаивать на своей невиновности, связывали руки и вздергивали на дыбе - способ, который мог быть ужесточен подвешиванием к телу обвиняемого различных грузов. Не менее мучительным было насильственное растягивание тела с помощью веревочных лебедок - так называемая «растяжка».
  Гость 24.05.2011 в 19:49:15   # 124691
Судебные решения инквизиции

В то время как обвиняемая в колдовстве на пыточной скамье кричит от страшной боли, судьи бесстрастно беседуют в соседней комнате, будто их это не касается. Пыткам на ведовских процессах отводилось главное место, ибо лишь благодаря им охотникам за ведьмами удавалось выжать из обвиняемых те безумные признания, которые впоследствии должны были служить подтверждением церковных бредней о Дьяволе, сделке с демонами и сатанинских чарах. Продолжительность пыток и их суровость определяли исключительно судьи. В статье 58-й «Каролины» говорится: «... проводить ли допрос с пристрастием (то есть под пытками), смотря по подозрению, часто, долго или коротко, сурово или не слишком, решать доверено судье доброму и разумному». Многие инквизиторы были отнюдь не добрыми и разумными, а суеверными и фанатичными людьми, видевшими во всем угрозу христианской вере и потому с особой строгостью преследовавшими «сатанинское ведьмино отродье». Последствия этого для обвиняемых были поистине ужасны. Ведь колдовство считалось преступлением исключительным, и потому на большинстве ведовских процессов пытки были более жестокими и длительными и применялись по многу раз. Соответственно велико было и число тех, кто в руках своих мучителей лишался чувств, умирал или кончал жизнь самоубийством.
  Гость 24.05.2011 в 19:47:37   # 124690
Для сангвинического темперамента характерна высокая подвижность и сила нервных процессов (возбуждения и торможения), а также их уравновешенность. У сангвиников в зависимости от характера воздействий окружающей среды обычно быстро меняется настроение. Они эмоционально отзывчивы, легко переносят неудачи и огорчения, отличаются недостаточной глубиной мышления и поверхностным отношением к делу.

Люди холерического темперамента обладают сильным типом нервной системы, однако у них процесс возбуждения значительно преобладает над торможением. Холерики бурно, эмоционально переживают различные жизненные ситуации, отличаются живостью и разнообразием мимики и жестов, склонны к довольно быстрой смене настроения, к необузданной безудержности в своих стремлениях.

Лица с флегматическим темпераментом обладают сильным и уравновешенным типом нервной системы, однако в отличии от холериков инертны, внешне невозмутимы, сосредоточены, спокойны, уравновешенны, эмоционально бедны, медлительны.

Для людей с меланхолическим характером характерны слабые нервные процессы, быстрая утомляемость, потребность в постоянной поддержке. Они нерешительны, легкоранимы.

Описанные варианты темпераментов человека не следует считать универсальными. В «чистом» виде тот или иной темперамент встречается относительно редко. У большинства людей, как правило, можно наблюдать самое разнообразное сочетание признаков различных типов темперамента.
  Гость 24.05.2011 в 19:47:18   # 124689
Ряд ученых отмечают, что указанным типам телосложения свойственны не только такие заболевания, как шизофрения, маниакльно-депрессивный психоз и эпилепсия, но и другие психопатологические состояния (инволюционные, старческие психозы); встречаются они и среди больных непсихическими заболеваниями.

Тип телосложения зависит также от национальности, расы, возраста, пола и других особенностей.

По мнению морфологов, с возрастом увеличивается «пикнический» компонент в телосложении и, возможно, процент пикнического типа среди населения.

Говоря о взаимоотношении конституции человека и психических болезней, выдающийся психиатр П. Б. Ганнушкин (1964) писал: «Несомненно, эти взаимоотношения не должны пониматься в рамках узкого кречмерианства, т. е. рокового перехода конституции в процесс, но это нисколько не умаляет значение того факта, что для возникновения генуинной эпилепсии необходимо какое-то эндогенное предрасположение, выражающееся чаще и скорее всего в особом психическом складе. К тому же у этих лиц наблюдается целый ряд моментов, указывающих на дисплазию центральной нервной системы».

Необходимо отметить, что основным недостатком учения Кречмера и других сторонников конституционализма (Шелдон, Конрад) является то, что они недоучитывали, а иногда просто игнорировали роль социальной среды в формировании психических свойств индивидуума, в возникновении психических заболеваний. Следует критически отнестись и к утверждению Кречмера о том, что здоровые люди носят в себе росток психических болезней, т. е. здоровый человек с определенным телосложением предрасположен к определенному психическому заболеванию. Что касается соответствия между телосложением человека и свойствами его темперамента, то в данном случае можно рассматривать не только морфологическую структуру организма, но и его функциональную основу, от которой зависят свойства темперамента, в частности деятельность ЦНС. Типы высшей нервной деятельности выделены Павловым в определенной мере на основе четырех вариантов темпераментов (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики).
  Гость 24.05.2011 в 19:46:56   # 124688
Кречмер полагал, что зависимость телосложения от психических свойств или даже болезней человека базируется на химическом составе крови и, таким образом, определяется индивидуальными особенностями гормональной системы.

Следует отметить, что типологическое учение Кречмера в странах Западной Европы популярно до настоящего времени.

В англо-американской психиатрии работы по конституциональным особенностям человека носят фундаментальный характер. Они опубликованы в 40-х годах XX и. Их авторы классифицируют конституциональные типы на основании соотношения в организме жировой, костной и мышечной систем. Представитель американской психиатрии У. Шелдон (1948), заимствуя термины из эмбриологии, выделил эндо-, мезо- и эктоморфный типы сложения.

Учение Шелдона не противоречит теории Кречмера, а лишь дополняет и разнообразит ее.
Большинство исследователей, изучавших вопросы конституции, также отмечают, что среди больных шизофренией преобладают лица с астеническим (эктоморфным) типом телосложения, а среди больных маниакально-депрессивным психозом больше лиц с пикническим (эндоморфным) типом; что туберкулез – «классическая болезнь астенического типа» значительно чаще встречается у больных шизофренией и у их родственников, в то время как взаимосвязь туберкулеза и маниакально-депрессивного психоза не выявляется.

Клинически установлено, что у больных с различными типами телосложения шизофрения протекает по-разному. Различия касаются возраста, в котором наблюдается манифестация процесса, а также особенностей его течения и характера психопатологических расстройств. Например, у пикников шизофрения начинается в более позднем возрасте, протекает приступообразно, прогноз ее сравнительно благоприятный. Злокачественная шизофрения у лиц астенического или диспластического телосложения обычно развивается в раннем возрасте. У астеников чаще преобладает негативная симптоматика с относительной резистентностью к терапии, в то время как у пикников наблюдаются преимущественно аффективно-параноидные и галлюцинаторно-параноидные нарушения с благоприятным исходом.

Если же у астеников возникает не шизофрения, а маниакально-депрессивный психоз, он протекает апатично и нередко приводит к деградации личности.

Кречмер отмечает, что для эпилептиков обычно характерно атлетическое и диспластическое телосложение и крайне редко – астеническое.

Определенный интерес представляют исследования, впервые проведенные М. П. Андреевым в 20-х годах XX в., на основании которых он пришел к заключению, что у лиц с тем или иным типом телосложения алкоголизм проявляется по-разному. В частности, у шизоидов – лиц замкнутых, склонных к уединению, пьющих в одиночку, злоупотребление алкоголем проявляется в виде периодического запойного пьянства. Для них характерен астенический тип телосложения. У людей с эпилептоидными чертами характера (возбудимость, педантичность, мелочность, злопамятность) и атлетическим или нормостеническим телосложением пьянство провоцирует ссоры, скандалы, драки. У них могут возникать патологическое опьянение, бредовые идеи преследования, ревности, отравления. Среди циклоидов (лица подвижные, эмоциональные, деятельные, с телосложением пикнического типа) пьянство детерминировано колебаниями настроения или ситуационными факторами.
  Гость 24.05.2011 в 19:46:46   # 124687
Эбать ту Люсю!!! Зафлудил!
  Гость 24.05.2011 в 19:46:30   # 124686
Особый интерес проблема связи телосложения с психикой вызвала у французских, немецких и итальянских исследователей в начале 20-х годов XX в. Французский ученый К. Сиго (1922) создал учение, согласно которому каждой системе организма соответствует определенная внешность индивидуума. В зависимости от преобладания одной из систем он выделил дигестивный (пищеварительный), респиративный (дыхательный), мышечный и мозговой типы сложения и каждому из них дал соответствующую характеристику.

Вполне понятно, что данная концепция не может быть универсальной. Однако она оказала определенное влияние на развитие различных конституциональных теорий, особенно с появлением работ немецкого ученого Э. Кречмера. В 1921 г. он опубликовал книгу «Строение тела и характер», которая через три года была переведена на русский язык. Основная ее мысль сводится к тому, что определенному типу телосложения соответствуют вполне определенные особенности психической деятельности и предрасположенность организма к конкретным психическим болезням. Кречмер в зависимости от типов телосложения (астеническое, пикническое, атлетическое) выделил три варианта темперамента человека: шизотимический, циклотимический и иксотимический.

По клиническим наблюдениям Кречмера, лица астенического телосложения (от гр, asthenikos – слабосильный, болезненный) – люди упрямые, замкнутые, эмоционально сухие. Они инертны по отношению к изменениям окружающей среды, склонны к уединению, к отвлеченному, абстрактному мышлению, предрасположены к заболеванию шизофренией (шизотимики).

Пикническое телосложение (от гр. pyknos – толстый, плотный) чаще всего наблюдается у циклотимиков (циклотимия – рудиментарная форма маниакально-депрессивного психоза, циклофрении). Пикники – люди, по темпераменту противоположные шизотимикам. Они эмоционально подвижны, энергичны, деятельны, практичны, легко вступают в контакт с окружающими, предрасположены к заболеванию маниакально-депрессивным психозом.

Лица с атлетическим телосложением (от гр. athletes – борец) отличаются наличием, по мнению Кречмера, черт иксотимии (гр. ixos – тягучий). Они обстоятельны, сдержаны в жестах и мимике, педантичны, мелочны, трудно приспосабливаться к новой обстановке, предрасположены к заболеванию эпилепсией.
  Гость 24.05.2011 в 19:46:09   # 124685
Знание механизмов и роли наследственности в возникновении заболеваний, а также взаимосвязи воздействия генетических факторов внешней среды позволяют правильно организовывать профилактику психических расстройств.
В целом профилактика наследственных болезней должна основываться на медико-генетических и общих психогигиенических рекомендациях. Относительно низкая рождаемость в семьях психически больных является естественным ограничением распространения этих заболеваний, что целесообразно поощрять путем проведения медико-генетических консультаций среди населения. Ограничить браки и деторождение следует в семьях, где оба родителя страдают психическим заболеванием. В то же время, если психическое расстройство обнаруживается у одного из родителей, вопрос должен решаться индивидуально в каждом случае. Рекомендации врача должны базироваться на данных о нозологической принадлежности заболевания, его злокачественности и выраженности, особенностях генетического обусловливания, а также личностных изменениях.

Среди факторов, участвующих в формировании психической деятельности человека и возникновении психических болезней, значительную роль играют его конституциональные особенности (врожденные анатомические, физиологические и психические свойства индивидуума, определяющие характер его реагирования на окружающую действительность).

Изучение конституциональных особенностей в психиатрии затрагивает в основном характер телосложения (соматотипирование) и его взаимоотношения с личностными (психологическими) особенностями индивидуума и психическими болезнями. Еще Гиппократ рассматривал человека как нераздельное единство телесной и духовной жизни. Он отмечал, что внутренняя гармония составных частей тела человека и психической деятельности определяет специфические свойства каждого индивидуума. Соматические изменения организма влекут за собой колебания психики, и, наоборот, психическая деятельность оказывает существенное влияние на телесную сферу. Гиппократ указывал, что лица, различающиеся по телосложению, имеют различный темперамент, по-разному реагируют на внешние вредности и склонны к различным заболеваниям.
  Гость 24.05.2011 в 19:45:48   # 124684
Болезни с наследственной предрасположенностью развиваются под влиянием внутренних, генетических, факторов в сочетании с внешними. Это большинство аномалий личности (например, психопатии), шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и др. Такие болезни, по мнению генетиков, чаще обусловливаются не одним, а несколькими генами (полигенными системами) и провоцируются различными экзогенными вредностями (инфекцией, психотравмами, соматическими заболеваниями, интоксикациями и др.).

Экзогенные заболевания возникают без видимого (выявляемого) участия наследственности, но ее влияние, несомненно, сказывается на их течении. К экзогенным заболеваниям относятся реактивные, соматогенные, инфекционные психозы, травматическая болезнь и др.

Исключительно наследственные, или моногенные заболевания, в частности энзимопатии, встречаются относительно редко, с частотой 1:10 000. Болезни же с наследственной предрасположенностью (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз) составляют 0,5 – 1%. При них происходит разностороннее нарушение обмена веществ, а также кариотипа. При изучении причин возникновения данных патологий необходимо учитывать влияние как генетических, так и внешних факторов.

Следует отметить, что законы наследования психических заболеваний окончательно еще не установлены. Спорным является, к примеру, вопрос о наследственной однородности шизофрении. Высказывается мнение о необходимости выделения ее из подгрупп, отличающихся различными типами наследования. Установлено, что среди родственников больных шизофренией выше вероятность возникновения невротических и психопатических реакций, шизофреноподобных психозов. Последние могут быть результатом тяжелых соматических заболеваний или органического поражения центральной нервной системы и иметь как наследственную, так и ненаследственную основу. Шизоидные психопатии чаще встречаются среди родственников лиц, страдающих классической формой шизофрении, чем в семьях с атипичными формами заболевания.

Определение роли наследственности в развитии неврозов и психопатий представляет значительные трудности. Установлено, что отдельные признаки аномалий личности и невротические симптомы, например навязчивости, довольно часто встречаются у ближайших родственников больных.
  Гость 24.05.2011 в 19:45:26   # 124683
Наиболее часто встречаются дистрофические энцефалопатии. Они могут быть токсические (при отравлениях), инволюционно-дистрофические (при старении организма), алиментарно-дистрофические (при истощении), аноксические (при кислородном голодании) и др.

Энцефалиты являются результатом воспалительных процессов мозга и подразделяются на специфические и неспецифические, острые и хронические, вирусные, бактериальные и паразитарные, что зависит от этиологического фактора. Несколько реже патологоанатомы психиатрических учреждений имеют дело с опухолями головного мозга. Эта патология чаще встречается в нейрохирургической практике.

Патоморфологические исследования показали, что при шизофрении (галлюцинаторно-параноидная форма и др.) кора мозга поражается неравномерно, деструктивный корковый процесс весьма изменчив и динамичен, вместе с тем поражаются верхние слои коры, большие пирамидальные клетки ее III и V слоев, проводящие пути мозга, объединяющие различные отделы коры и гипокампогипоталамолимбические образования, восходящие отделы ретикулоталамокортикальных систем (ретикулярная формация – подкорковые ганглии – кора лобной доли). При кататоническом ступоре органические изменения также охватывают многие корково-подкорковые и гипоталамические связи, кору лобной доли и премоторные области. Кроме того, у больных шизофренией атрофируются железы внутренней секреции, масса их уменьшается, а ткань заменяется соединительными элементами.

Следует сказать, что клинико-анатомические исследования психических заболеваний способствуют развитию психиатрии как науки.

В настоящее время существенную роль в развитии психиатрии играют генетические исследования психических заболеваний.

В психиатрии, как и в других областях клинической медицины, заболевания по генетическим признакам подразделяют на наследственные, с наследственной предрасположенностью и экзогенные.

К первым относятся болезни, обусловленные мутантным геном или хромосомными аномалиями, например фенилкетонурия, болезни Дауна, Эдвардса, Гентингтона, синдромы Клайнфельтера, Шерешевского – Тернера и др. Эти болезни строго детерминированы наследственностью и относительно стабильны к внешним воздействиям.
  Гость 24.05.2011 в 19:45:02   # 124682
Точки зрения относительно образования в жидкостях больных шизофренией веществ, вызывающих нарушение функций центральной нервной системы, придерживается большинство исследователей. Однако неясным остается вопрос о характере этих веществ и механизме их возникновения.

Большое внимание в настоящее время уделяется иммунологическим механизмам патогенеза психических заболеваний. Около трех – пяти десятилетий назад считалось, что психические заболевания, в частности шизофрения, является следствием воздействия на организм различных инфекций. Причем особую роль в этиопатогенезе шизофрении отводили кишечной и кокковой флоре.
Патологическая анатомия в психиатрии изучает изменения структуры органов и тканей при психических болезнях, а также локализацию патологического процесса и его характер, выясняет причину смерти и соответствие клинического диагноза патологоанатомическому. В последнее десятилетие патологическая анатомия как наука достигла определенных успехов благодаря разработке ряда новых методов исследования (гистохимические методы со спектроцитофотометрией, люминесцентная и электронная микроскопия, электронная цитохимия и др.) и различных способов культивирования нервной ткани, функционирования мозговых структур. К сожалению, эти методы требуют определенного оборудования, подготовки соответствующих специалистов, и поэтому пока не нашли широкого применения в повседневной практике.

Психические болезни редко являются непосредственной причиной смерти. Больные, страдающие ими, умирают от различных сопутствующих соматических заболеваний. Поэтому, патологоанатому необходимо решать дополнительные задачи, связанные не только с течением основного психического заболевания, но и с соматогенной патологией, ставшей непосредственной причиной смерти. В таких случаях, кроме клинических показателей основного заболевания, учитываются возрастные изменения организма и тканей, результаты проведенных лечебных воздействий.

П. Е. Снесарев (1950) патологические мозговые процессы подразделил на энцефалопатии, энцефалиты и опухоли мозга. Такая классификация дает представление не только о характере морфологического симптомокомплекса, но и об этиологии, а также патогенезе заболеваний.
  Гость 24.05.2011 в 19:44:37   # 124681
Использование хирургических методов, направленных на «расщепление мозга» (перерезка комиссур, объединяющих оба полушария), метода односторонней электрошоковой терапии, метода Вада (временное выключение левого и правого полушария путем введения в сонную артерию амитала натрия) позволило установить, что структуры и функции левого и правого полушарий головного мозга человека неравнозначны и в то же время тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. В настоящее время накоплен достаточный фактический материал по вопросам функциональной асимметрии мозговых полушарий. В частности, установлено, что у правшей потенциалы, вызванные в ответ на световые раздражители, в 75% случаев больше по амплитуде, и быстрее развиваются в правом полушарии, а на слуховые стимулы – в левом. У лиц с низкими интеллектуальными возможностями, находящихся в состоянии острой или хронической алкогольной интоксикации, а также у больных, страдающих атеросклеротическим либо старческим слабоумием, функциональная асимметрия не выявлена.

В результате биохимических (нейрохимических) исследований мозга и тканевых жидкостей было установлено, что при различных психических заболеваниях, и в частности при шизофрении, в организме больного происходит разностороннее нарушение обмена веществ. Причем ряд исследователей придерживается аутоинтоксикационной теории происхождения шизофрении. Согласно этой теории, шизофрения развивается вследствие нарушения белкового обмена и ослабления окислительных процессов, приводящего к накоплению промежуточных продуктов и развитию аутоинтоксикации. Данная точка зрения подтверждается тем, что кровь у больных шизофренией, как выяснилось, обладает токсическими свойствами (при внесении ее сыворотки в питательную среду, окружающую фибропласты куриного эмбриона, наступает их дегенерация). Биологические жидкости больного шизофренией оказывают мембрано-тропный эффект и тормозящее действие на обменные процессы, вызывают иммунологические сдвиги. Этот вывод был сделан на основании результатов патоморфологических, гистохимических и электрофизиологических исследований. Было также обнаружено, что у кошек после введения сыворотки крови больных шизофренией исчезают корреляционные связи между биопотенциалами отдельных участков коры лимбической системы и гиппокампа.
  Гость 24.05.2011 в 19:44:08   # 124680
Описанные выше изменения касаются преимущественно острых и курабельных заболеваний. У хронических больных, резистентных к терапии, электрическая активность, как правило, мало отличается от нормы. Причем трансформация «нормальной» альфа-активности в низковольтную бета-активность (под влиянием средств, вызывающих обострение процесса) сопровождается повышением эффективности терапии. Следовательно, большое количество быстрой активности является хорошим прогностическим признаком.

Электроэнцефалографические исследования больных маниакально-депрессивным психозом показали, что корковые возбуждение и реактивность снижаются в фазе депрессии. У больных, находящихся в маниакальном состоянии, выявляются пароксизмальная активность, снижение амплитуды альфа-ритма и его учащение. В обеих фазах заболевания нарушается активирующая функция стволовых отделов мозга.

Наряду с записью спонтанной ЭЭГ в нейрофизиологии проводится анализ вызванной биоэлектрической активности – биоэлектрических ответов мозга на раздражение каких-либо рецепторов (зрительных, слуховых и др.) или проводящих путей. При этом ряд исследователей электрофизиологические приемы сочетают с классическими условнорефлекторными (регистрация вызванных потенциалов (ВП) и условных реакций). Это позволяет оценивать замыкательные способности коры больших полушарий, выявлять нарушения в работе и взаимодействии сигнальных систем, подвижность нервных процессов. Сопоставление динамики ВП с клиническими признаками психических расстройств позволило выявить один из патогенетических механизмов развития шизофрении, заключающийся в нарушении оптимальных соотношений информационных процессов, поступающих по системам восходящих проекций мозга. В частности, обнаружено, что на ранних этапах заболевания блокируется поступление информации по неспецифическим путям, в результате чего нарушается осознавание больным смысла сигналов. Это проявляется в расщеплении единства логического и эмоционального компонентов восприятия. По мере утяжеления процесса блокируются оба канала связи, что выражается разорванностью мышления, речи и эмоциональным опустошением. Нарушение оптимальных соотношений поступления информации обнаруживается и при других патологиях мозговой деятельности (эпилепсии, реактивно-истерических психозах, интоксикациях, коматозных состояниях и т. д.).
  Гость 24.05.2011 в 19:43:46   # 124679
Особое значение имеют исследования биоэлектрических процессов мозга. М. И. Ливанов в конце 40-х годов XXв. Выдвинул гипотезу о том, что электрические процессы взаимосвязаны с функционированием мозговых систем. Эта гипотеза была подтверждена исследованиями в данном направлении, показавшими, что указанные взаимосвязи нарушаются при психических заболеваниях, в частности при шизофрении. Если в клинике шизофрении преобладает продуктивная симптоматика (бред, галлюцинации и др.), то биоэлектрическая активность мозга в различных областях выше нормы. При патологическом процессе с негативной симптоматикой (эмоциональная тупость, безволие и др.) регистрируются низкоамплетудные биоэлектрические колебания. У здоровых людей разные виды активной деятельности сопровождаются повышением уровня связей между различными областями мозга, особенно между теми, которые участвуют в выполнении этих видов деятельности. Например, при выполнении условнорефлекторной двигательной реакции в ответ на световой раздражитель увеличивается коэффициент корреляции между зрительной и двигательной областями коры.

У больных же шизофренией межполушарные связи изменяются по разному: уменьшаются по сравнению с нормой в лобных областях и увеличиваются в прецентральных и теменной. Это означает, что шизофренический процесс нарушает системную организацию биоэлектрических процессов мозга и, следовательно, функционирование мозговых систем. По мере утяжеления шизофрении в результате дезинтеграции мозговых процессов образуется новая патологическая система мозгового функционирования, отличающаяся, естественно, от таковой здорового человека.

С помощью метода компьютерной электроэнцефалографии установлено, что у больных шизофренией значительно чаще, чем у здоровых людей, преобладают медленные дельта-волны (1,3 – 3,5 Гц) и высокочастотные бета-колебания (40 – 50 Гц); альфа-волны (8 – 13 Гц) регистрируются редко. Все виды терапии (нейролептики, электросудорожная и коматозная терапия), дающие положительный эффект при шизофрении, оказывают нормализующее» влияние на ЭЭГ данных больных. При этом на энцефалограмме увеличивается количество альфа-волн и уменьшается число бета- и дельта-волн. Подобная, хотя и менее выраженная динамика отмечается также при депрессивных состояниях.
  Гость 24.05.2011 в 19:43:25   # 124678
Биологические основы психических заболеваний

Описанные выше концепции этиопатогенеза психических заболеваний носят общий характер и не касаются биологических механизмов сложнейших нарушений психической деятельности человека. Этими вопросами занимается биологическая психиатрия – наука, изучающая этиологию и патогенез психических заболеваний на основе современных достижений естественных наук, в первую очередь биологии.

Нейрофизиологические исследования в психиатрии направлены на изучение высшей нервной деятельности при различных психических заболеваниях. В результате этих исследований установлено, что при патологических процессах в мозге нарушаются замыкательная способность коры больших полушарий, избирательная передача информации из первой сигнальной системы во вторую с преимущественным поражением последней как эволюционно более молодой, внутреннее торможение с развитием фазовых гипнотических состояний. Это в основном отмечается при шизофрении и маниакально-депрессивном психозе.

При невротических состояниях происходит перенапряжение раздражительного или тормозного процесса, нарушение подвижности возбуждения и торможения.

У больных эпилепсией в мозговой коре выявлен болезненный очаг, отличающийся чрезвычайной «взрывчатостью» и возбудимостью, которая периодически еще более усиливается. Наступающее при этом мощное торможение остальной части коры внезапно индукционно растормаживает подкорку и вызывает сильнейшее судорожное возбуждение. Это подтверждено электрофизиологическими исследованиями путем вживления в мозг электродов.
  Гость 24.05.2011 в 19:42:46   # 124677
Легко и красиво вести разговор!Хочешь всегда быть в центре внимания?
  Гость 24.05.2011 в 19:42:15   # 124676
www.6617187.ru
  Гость 24.05.2011 в 19:41:40   # 124675
Двигательные нарушения, обнаруженные у всех заболевших шизофренией и ранним детским аутизмом детей и у большинства детей с формированием шизоидной психопатии, были условно систематизированы в следующие симптомокомплексы: своеобразные нарушения локомоторного развития, изменение общей двигательной активности, расстройства мышечного тонуса, синдромы экстрапирамидных нарушений, атактические расстройства, речедвигательные нарушения, патологические психомоторные феномены, пароксизмальные состояния, которые обнаружили большую связь с возникновением эндогенного психического заболевания. Двигательные неврологические симптомы у детей с шизофренией и ранним детским аутизмом имели ряд особенностей: они, как правило, были двусторонними; степень выраженности двигательных расстройств имела ундулирующий характер и зависела от психического состояния ребенка; с возрастом двигательная недостаточность уменьшалась.

Неспецифичность неврологических симптомов в первые два года жизни часто создает трудности в дифференциальной диагностике при разграничении обнаруживаемых двигательных нарушений от неврологических заболеваний, в частности атонически-астатической формы детского церебрального паралича, реже спастической диплегии и гемипареза, врожденной патологии обмена с поражением ЦНС и рядом других заболеваний. Это сходство связано прежде всего с задержкой редукции безусловных рефлексов мезенцефально-стволового уровня, значительным отставанием в формировании цепных туловищных рефлексов и реакции выпрямления, диффузной мышечной гипотонией, общим двигательным статусом, напоминающим неспецифический синдром "вялого ребенка". При отсутствии парезов, при формальной сформированности эфферентного звена моторики, первичного мотонейрона, "бездеятельными" оказываются высшие системы интеграции, анализа, афферентного синтеза поступающей афферентной и эфферентной информации, что в результате приводит к двигательным нарушениям, симулирующим органическую неврологическую патологию.

На 1-м году жизни в общей картине отклонений нервно-психического развития ребенка более наглядно выступали как РАССТРОЙСТВА дезорганизация постурально-моторного развития и симптомокомплексы преходящих двигательных и вегетативно-инстинктивных дисфункций, тогда как нарушения психических функций чаще оставались незамеченными. Они становились очевидными и выступали на первый план обычно после 2-х лет.
1 1
2 2
3 3
4 4
5 5
6 6
7 7
8 8
9 9
10 10
11 11
12 12
13 13
14 14
15 15
16 16
17 17
18 18
19 19
20 20
21 21
22 22
23 23
24 24
25 25
26 26
27 27
28 28
29 29
30 30
31 31
32 32
33 33
34 34
35 35
36 36
37 37
38 38
39 39
40 40
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь