Вышке крышка?
Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
GoodZone 06 Октября 2017 в 09:34:45
Как и почему казахстанское высшее образование теряет свои позиции - и без того не самые крепкие

Этим летом во многих отечественных вузах царила паника. Из-за введения новых правил прохождения ЕНТ доморощенные гарварды и кембриджи массово недосчитались абитуриентов. Многих потенциальных студентов и их родителей смутила норма, согласно которой нужно было набрать минимум 50 баллов (для некоторых специальностей - 65), из которых 15 баллов приходились на специализацию. При этом начиная с 2017 года ЕНТ получило статус вступительных экзаменов в высшие учебные заведения. То есть те выпускники, кто не подал в мае заявку на прохождение Единого национального тестирования либо подал, но недобрал баллы во время ЕНТ, автоматически исключались из системы казахстанского высшего образования (зато не исключались из зарубежных программ, но об этом позже).
Возможно, Министерство образования таким образом пыталось поднять престиж казахстанской “вышки”. Как бы то ни было, этот самый “престиж” достиг таких зияющих “вершин”, что всем вокруг стало страшно. В результате с местного образовательного фронта посыпались новости одна краше другой. Вот к примеру: из 4 тысяч выпускников Костанайской области половина отказалась сдавать ЕНТ. В это же время руководитель Российского федерального агентства по делам СНГ в Казахстане Виктор НЕФЕДОВ заявил в интервью информ­агентствам, что спрос с казахстанской стороны на квоты для бесплатного обучения в России растет как на дрожжах. В 2015 году квота для Казахстана составляла 150 мест, на которые претендовали 300 человек. В 2017 году российская сторона выделила уже 440 мест, но и заявок стало на порядок больше - две тысячи.
Еще интереснее, что согласно обнародованным в 2016 году результатам анкетирования ВГТКУ имени Серикбаева половина уехавших в зарубежные вузы казахстанских выпускников не возвращается на родину. Местная профессура забила тревогу: если так пойдет и дальше, то скоро в стране некому будет работать.
В Восточно-Казах­станской области вовремя сориентировались: не стали ждать милости от МОН, а выделили для жителей региона свои образовательные гранты. Вроде бы помогло: как рапортовал руководитель управления образования ВКО Нуркельды АБЖАПАРОВ, количество местных выпускников, поступивших в зарубежные вузы, сократилось с 1800 человек в 2016 году до 890 в 2017-м. При этом глава региона Даниал АХМЕТОВ не намерен останавливаться на достигнутом. В начале сентября аким заявил, что местные власти готовы многократно увеличить количество грантов, лишь бы остановить отток мозгов.
Между тем мозги утекают со страшной силой. Видимо, осознав это, Минобр подсуетился и снизил пороговый балл по специализации с 15 до прежних пяти. Непонятно, правда, поможет ли пациенту в перспективе эта припарка. Зато одно уже ясно: проблема приобрела совсем другой, доселе неведомый масштаб. В одной только России в 2015-2016 годах обучались 73 455 казахстанских студентов. При этом общее количество выпускников в нашей стране в 2017 году составило чуть более 136 тысяч. По разным оценкам, на учебу за границу каждый год выезжает примерно треть вчерашних старшеклассников. Пока основным направлением студенческой миграции остается Россия, но после неминуемой победы трехъязычия для абитуриентов откроются новые увлекательные маршруты.
Вот уже и спикер сената Касым-Жомарт ТОКАЕВ - официально второе лицо в стране - недавно заявил в парламенте: “Более внимательно мы должны присмотреться к оттоку выпускников школ за рубеж. Нас не может не настораживать нарастающий процесс экспорта наших абитуриентов в зарубежные вузы”.
Лучше вряд ли скажешь. Но присматриваться мало. Нужно понимать, в чем проблема и как ее можно решить. По сути, у казахстанских вузов со дня обретения независимости было всего два конкурентных преимущества: стоимость обучения и геолокация. С ценами все уже далеко не так очевидно. Да, многие местные университеты предлагают достаточно гуманные прайсы, но в упомянутой России или, например, в Германии высшее образование можно получить бесплатно при условии знания языка. Естественно, в Европе жизнь на порядок дороже, но та же германская студенческая виза дает право на подработку во время учебы. Притом качество и статус образования на родине Гёте несравнимы с местными.
Физическое расположение учебного заведения тоже немаловажный фактор. Однако это преимущество (преимущество ли?) с развитием технологий тает на глазах. Интернет стирает границы - подать заявку на поступление и даже сдать экзамены можно онлайн. А техническое обеспечение, уровень преподавания и в целом класс многих учебных заведений за рубежом намного выше наших.
Отечественные институты могли бы сделать устоявшейся традицией преподавание определенных дисциплин - да вот не делают. Нет у нас выдающихся вузовских школ ни в физике, ни в медицине, ни в литературе. А если бы и были, то давно загнулись бы под прессом обязательных отчетов перед вышестоящими инстанциями: уже несколько лет отечественная система образования последовательно мутирует в генератор статистической информации. Индикаторы эффективности работы перекочевали в цифровой формат по аналогии с тестированием, и общее качество работы вузов оценивается только по количеству освоенных часов, проведенных мероприятий и исчисляемому рейтингу преподавателей. Министерство требует выполненный и перевыполненный план, университеты его кропотливо составляют и сдают. Личность наставника, качество лекций и семинаров - все это благополучно отходит на второй план, потому что важно успеть отчитаться перед Астаной, а кто, чему и как учит - уже вторично...
Короче говоря, на лекции Евгения ТАРЛЕ в современном казахстанском вузе не было бы очередей, какие стояли к нему в Петербургском университете, - потому что сам Евгений Викторович, окажись он в наших реалиях, был бы занят составлением очередного рапорта для Минобра.
Согласитесь, когда-нибудь такая система непременно начала бы разваливаться. По сути, Минобр своей инновацией с ЕНТ-2017 просто ускорил процесс схлопывания репутации системы высшего образования в стране. Еще несколько лет реформ и модернизаций с обязательными рапортами о перевыполнении плана - и государственные гранты придется давать всем абитуриентам подряд, лишь бы те не покидали страну.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ
http://www.time.kz/articles/tulegennaya-inzheneriya/2017/10/04/vishke-krishka
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Manitu 06.10.2017 в 10:10:57   # 635192
Высшее образование практически уничтожили. На очереди среднее и начальное.
Геббельс во время второй мировой, планируя новое мироустройство на захваченных территориях, говорил: "Населению достаточно уметь считать до 25 и уметь писать своё имя. Большего им не потребуется"
  332-712 06.10.2017 в 17:52:17   # 635334
вот введем кузявки и латиницу - сразу всё станет морковка...
  Софруджу 06.10.2017 в 18:08:41   # 635339
уже несколько лет отечественная система образования последовательно мутирует в генератор статистической информации. Индикаторы эффективности работы перекочевали в цифровой формат по аналогии с тестированием, и общее качество работы вузов оценивается только по количеству освоенных часов, проведенных мероприятий и исчисляемому рейтингу преподавателей.

Сто плюсов! Кажется, сама учёба никому, вообще, не нужна. Одна знакомая куратор на первом курсе. Вчера только делилась, что за сентябрь сдала 14 заполненных таблиц на свою группу. Причём все эти сведения собраны при поступлении и есть в канцелярии, или как там правильно, но снова заполнять и сдавать заставляют их - кураторов.
Что касается науки, я давно говорю. У нас есть отдельные учёные,но нет казахстанской науки. Эти учёные только живут здесь, а учёные они совсем не здесь. Конференции, публикации, научные сообщества у них, как минимум, в России, а то и дальше
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь