Давайте чмякаться некузяво
Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
N@VIGATOR 11 Сентября 2017 в 14:14:02
Родители школьников всем миром навалились на учебники русского языка для 5 и 7 классов с обновленным содержанием - ругали их в хвост и в гриву. Если убрать откровенные оскорбления авторов пособий, то родители просили "оставить все, как было", "не трогать старую программу". Взрослых возмущало, что в книгах есть такие слова, как "подкасты", "лайкать", "пиарить". Ведь учебники в понимании родителей - это образчик литературного языка периода XVIII-XIX веков, шаг влево, шаг вправо - это уже подрыв устоев образования. Видимо, поэтому в штыки были восприняты задания по "лингвистической" сказке "И-пызява" Людмилы ПЕТРУШЕВСКОЙ, где герои Кукуся и Бутявчонок пызявили другу друга, где было загадочное выражение "чмякаться некузяво".

В пятницу, 8 сентября, авторам учебников пришлось взойти на свою Голгофу - провести пресс-конференцию. Основная мысль, которую они пытались донести до журналистов, - новая образовательная программа, апробированная в Назарбаев интеллектуальной школе, отвечает требованиям нового глобального общества. Но, похоже, понимания у прессы спикеры не нашли.

Ratel.kz решил взглянуть на ситуацию со стороны - мы попросили оценить скандальные учебники Екатерину ГАРАНИНУ, магистра филологии, старшего преподавателя кафедры русского языка и литературы Павлодарского государственного педагогического института.

- Екатерина, новые учебники меня смущают тем, что они структурированы не так, как в науке структурируют язык, как это обычно делалось даже в школьных учебниках. Допустим, если мы изучали части речи, то по содержанию учебника уже можно было понять, как их классифицировать - самостоятельные и служебные, имена, глаголы и так далее. А сейчас какие-то "топики" - астрономия, чудеса света, транспорт и инфраструктура. Что это вообще за подход?

- Учебник написан с точки зрения коммуникативного подхода. Традиционные учебники, по которым мы учились, писались с точки зрения структурно-семантического подхода, то есть материал в них был систематизирован по грамматическому принципу: например, существительное (грамматические категории существительных и орфограммы, с ними связанные), глагол (грамматические категории глагола и орфограммы, с ними связанные), сложное предложение (его синтаксические признаки и пунктограммы, с ними связанные) и т.д.

При коммуникативном подходе материал систематизируется по коммуникативно-лексическим темам. Темы в учебнике соответствуют возрастным особенностям ученика, так что, на мой взгляд, с систематизацией в учебнике всё хорошо. Просто эта систематизация идёт другим, непривычным для нас способом.

Коммуникативный подход предполагает развитие четырёх основных умений: слушание, говорение, понимание и письмо, и он носит практико-ориентированный подход. Отсюда и такая система заданий: напишите сообщение, посмотрите и проанализируйте ток-шоу и т.д. Хотя и традиционные задания, связанные с орфографией, пунктуацией и грамматикой, в учебнике тоже есть.

- Вам не кажется, что коммуникативный подход хорош для преподавания иностранного языка, а носители пострадают от такого подхода: у них не будет видения языка как структурированной системы?

- И структурно-семантический, и коммуникативный подходы в области изучения языков давно существуют и хорошо разработаны. Кому-то больше нравится первый, кому-то - второй, но при умелом преподавании оба подхода могут давать хорошие результаты (а при бездарном преподавании какой подход ни возьми - всё равно ничего хорошего не выйдет).
- Родителям в новых учебниках не понравился выбор тем и новояз, который используется в заданиях. Как вам такое наполнение учебников - "лайкнули" бы его?

- Сам отбор лексических тем и языкового материала мне нравится, потому что они приближены к практике живой разговорной речи ученика. Учебник учит грамотно говорить и писать на том материале, с которым ребёнок постоянно сталкивается в реальной жизни, и это замечательно. Изучение языка на оторванном от реальности языковом материале (как это часто было в прежних учебниках) приводит к тому, что в сознании ребёнка уроки русского языка и знания, на них полученные, - это одно, а живая речь - совсем другое. Но уроки языка должны учить грамотно обращаться с живым языком, с живой речью в её естественной среде.

В учебнике много заданий на развитие речи - это очень хорошо. Потому что развитие речи - это беда современных детей. Их нужно целенаправленно учить говорить и писать, порождать связную - и не просто связную, а изящную и красивую речь. И делать это нужно именно на современном языковом материале, чтобы ребёнок видел, что правильная, чистая, красивая речь возможна всегда, а не только тогда, когда речь в тексте идёт о берёзках и джайляу.

- Но изучение смайликов - это разве не перебор? Они к семиотике относятся, но не к самому языку.

- Смайлики давно пора изучать в школе, я считаю. Иногда даже научную статью пишешь - и так хочется вставить смайлик, а нельзя. А он бы прям по теме был.

И вообще, смайлики - это часть языковой интернет-системы. Язык интернета, хотим мы того или нет, существует как часть языковой реальности и будет развиваться. И наши дети будут говорить и писать на этом языке, опять-таки вне зависимости от нашего желания. Это естественный процесс развития коммуникации в XXI веке, который не остановить. Так почему бы и не включить его в школьную программу?

- А улучшить вам в этих учебниках что-нибудь хочется?

- Конечно, при желании можно найти, что в этом учебнике можно усовершенствовать, потому что усовершенствовать можно всё. Но это не отменяет того факта, что это хорошо написанный учебник, в который заложен коммуникативный подход.

Кстати, традиционные лексические темы: "Языки Казахстана", "Родина", "Труд" - в учебнике тоже есть. Чего все прям так набросились на ютуб и ток-шоу, словно им посвящён весь учебник? В пятом классе даже стихотворение БРЮСОВА "Не позволяй душе лениться", которое было в советских учебниках русского языка, есть. Куда ещё традиционней и "классичней-то"?

Единственное, мне бы, конечно, хотелось больше орфографических и пунктуационных заданий, учитывая, насколько сложна русская орфография и пунктуация. Вот тут, мне кажется, учебник можно дополнять и улучшать. А вот с точки зрения заданий по развитию речи - всё очень хорошо.

http://ratel.kz/outlook/davajte_chmjakatsja_nekuzjavo
Комментарии, по рейтингу, по дате
  SVOY 11.09.2017 в 14:23:28   # 630208
Я всегда за чмякаться.Давайте,кто желает?
  Sr. Leonsio 11.09.2017 в 14:23:48   # 630209
Нормально, нормально! Необходимо выращивать биомассу неграмотных баранов, чтобы не могли читать документы и кодексы. И чтобы на митинги не ходили. И не возмущались по поводу низкого уровня жизни. Чем тупее народ, тем легче им управлять.
  Inspektor 11.09.2017 в 14:25:47   # 630211
"ГОВОРЕНИЕ" - что то я таких слов не знал раньше, по моему данное действие обозначали словом "речь". По ходу системный сбой.
  Mikado 11.09.2017 в 14:29:47   # 630212
Интересно было бы взглянуть на оценки в табелях и школьных аттестатах самих авторов таких учебников. Почему-то есть подозрения, что когда они учились в школе, то сами были далеко не отличниками. Может это одна из причин появления таких книг?
  Софруджу 11.09.2017 в 14:35:00   # 630214
А уж авторитет нашли! Целого магистра! А кто-нибудь задумался, что магистр это всего лишь рядовой специалист с высшим образованием, равный советскому специалисту. В отличие от ущербного бакалавра. Хоть бы не позорились! Наверно, ни один доктор филологических наук, или хотя бы кандидат не согласился защищать эти учебники. Учебник, предлагающий в качестве домашнего задания смотреть ток-шоу, от чего разумные родители и учителя детей всеми силами оберегают, это уже само по себе нонсенс! А уж строить родной язык по темам как иностранный это совсем ни в какие ворота!
И Микадо опередил. Хотел ещё написать, что надо посмотреть на успеваемость самой этой защитницы, может, какая-нибудь обыкновенная тупая овца
  Sr. Leonsio 11.09.2017 в 14:39:47   # 630218
Цитата: Inspektor от 11.09.2017 14:25:47
"ГОВОРЕНИЕ" - что то я таких слов не знал раньше, по моему данное действие обозначали словом "речь". По ходу системный сбой.


Говорение - это сложное слово, обозначающее невкусное варение.
  Софруджу 11.09.2017 в 14:41:58   # 630219
Смайлики давно пора изучать в школе, я считаю. Иногда даже научную статью пишешь - и так хочется вставить смайлик, а нельзя. А он бы прям по теме был.

Смайлик в серьёзном тексте - научном, публицистическом и т.д. - есть неуважение к читателю. Дескать, читатель такой балбес, что он не понимает, чьто это смешно, сомнительно или возмутительно, ему для этого смайлик нужен. Тьфу! Тупизм!
  jumanjiqz 11.09.2017 в 14:44:06   # 630220
  Софруджу 11.09.2017 в 15:05:51   # 630229
jumanjiqz 11.09.2017 в 14:44:06 # 630220
Да, не смешно! Страшно, ужасно!
В конце концов, делайте с казахским языком, что хотите. На латиницу переходите, на шумерскую клинопись! Оставьте русский язык в покое! Оставьте советские учебники! Или возьмите российские! Уроды! Эту придурашную Сабитову хоть покажите!
  Денис222 11.09.2017 в 15:11:53   # 630231
Интересно было бы взглянуть на оценки в табелях и школьных аттестатах самих авторов таких учебников. Почему-то есть подозрения, что когда они учились в школе, то сами были далеко не отличниками. Может это одна из причин появления таких книг?

Может! А может они просто наркоманы?
Когда первый раз прочел ахинею Петрушевской, всего пару строк...первое, что выдал мне мой мозг - абыр-абыр- абырвалг, Москва швея, примус, примус, пивная еще парочку!
  Kukaracha 11.09.2017 в 16:06:23   # 630239
@хуеть, из детей выращивают "интернет-быдла", когда дети вырастут, то напишут новое законодательство РК со смайликами в каждом абзаце.
Я уже с ужасом представляю их первую страницу:
1.1.0.1 Каждый кузяблик Respublic of Qazaqstan имеет право чмякаться

Да они же теперь смайлики будут вместо знаков препинания расставлять в официальных документах.

  Pole13 11.09.2017 в 16:13:11   # 630240
  mika 11.09.2017 в 16:14:26   # 630241
Это пиздец, товарищи.
  bozon house 11.09.2017 в 16:26:55   # 630246
Постепенно русский превращается в чешский
  Яшот 11.09.2017 в 16:27:18   # 630247
Екатерина Гаранина- смайлики говоришь уже пора официально вводить?
Представляю нашу Конституцию со смайликами.
  Fotinij 11.09.2017 в 16:50:54   # 630253
Да уж....... Живую, разговорную речь, все и так знают, поскольку не в вакууме живут и с людьми общаются. Зачем ей учить в школе?! Давайте тогда и матерные слова начнём изучать , с правильным склонением и употреблением.
Интернет язык - тоже доступен и особого подхода к его освоению не требуется. Всё это вместе взятое всегда было сленгом.
Что за бред они несут?
  Zhycie est 11.09.2017 в 17:11:19   # 630258
Цитата: Яшот от 11.09.2017 16:27:18
Екатерина Гаранина- смайлики говоришь уже пора официально вводить?
Представляю нашу Конституцию со смайликами.

Не, нуачо. Можно экономно обойтись
  Deamos89 11.09.2017 в 17:15:34   # 630259
пиздец полнейший
  Беня Ладен 11.09.2017 в 18:24:50   # 630276
  Pole13 11.09.2017 в 18:50:21   # 630277
  bolatbol 11.09.2017 в 21:09:16   # 630295
Йа тибя чмякал. Чмяка исчо быть можит
Ф груди майей утухла ни сафсем
Но пусть она тибя ни ибет
Йа ни хачу пичалить тибя ни чем.
АС Пушкин.
  bolatbol 11.09.2017 в 21:32:38   # 630302
Йа тибя чмякал. Втихаря. На измене.
То очкуя. То быкуя.
Йа тибя чмякал так по натуре ат души
Как дай тибе бог быть чмякнутой другим
Санек Пушкин.
  332-712 11.09.2017 в 21:49:36   # 630310
болатбол, смайлики забыл...
  bolatbol 12.09.2017 в 00:05:45   # 630333
Я ВАЗ любил.
Любовь еще быть может
В груди моей погасла не совсем
Но пусть она ВАЗ больше не тревожит.
Я не хочу печалить ВАЗ ничем.
  Лысый 12.09.2017 в 00:25:16   # 630335
Quote:
 я вас любил подумал пушкин
включил планшет открыл блокнот
любил любовь ещё быть может
загуглил вроде не боян
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь