Уроки истории: Брежневское умиротворение
Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
Мура45 29 Мая 2017 в 10:05:19


В 1988 году по поручению М.С.Горбачева, в то время Генерального секретаря ЦК КПСС, Председатель КГБ при Совете Министров СССР В.Чебриков подготовил справку о массовых беспорядках 1957-1988 г. Большинство волнений брежневского времени (7 из 9), если судить по справке В.Чебрикова, приходятся на начало его правления — 1966-1968 г., а в 1969-1977 годах — «расцвет застоя» — не зафиксировано ни одного эпизода.

Кроме того, если в годы Хрущева (1957-1964) в 8 из 11 случаев при подавлении беспорядков применялось оружие, то в брежневскую эпоху — только в 3 случаях из 9 (все в 1967 году), убито и ранено (соответственно) 264 и 71 человек. Аналогичную картину дает статистика осужденных за участие в массовых беспорядках: 35 осужденных в среднем за год при Хрущеве и 10 — при Брежневе.

В 1966 году властям удалась довольно эффективная атака на «дрожжи» практически любых бунтов и волнений — массовое хулиганство, которое стало хронической болезнью при Хрущеве и с которым он безуспешно боролся. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «Об усилении ответственности за хулиганство» установил сокращенные сроки рассмотрения материалов о мелком хулиганстве, применение ареста к хулиганам, расширил права милиции по наложению штрафов и т.д. В первом полугодии 1967 г. по сравнению со 2 полугодием 1966 г. уголовно-наказуемое хулиганство снизилось на 20,2 %, мелкое хулиганство — на 24,1 %

Немалый эффект также был достигнут за счет административных решений по удалению из больших городов потенциально взрывоопасного «контингента». Так, например, в обход Конституции определенные категории населения (нищие, бездомные, безработные — тунеядцы, проститутки, фарцовщики и т.п.) в соответствии со специальным постановлением Совета Министров СССР от 16 августа 1966 г. могли быть лишены временной прописки без предварительного наложения административного взыскания, если участвовали в религиозных собраниях, шествиях и других церемониях культа, проводимых с нарушением установленных законодательством правил, а также в иных собраниях или уличных шествиях, нарушающих общественный порядок.

Проявленные властью решительность и жесткость на первых порах спровоцировали новую вспышку «хулиганской войны». В мае-июне 1967 г. в среднеазиатских городах Чимкенте (Казахская ССР) и Фрунзе (столица Киргизской ССР) произошли наиболее крупные массовые беспорядки брежневского времени. Они имели ярко выраженный антимилицейский характер, сопровождались погромами и поджогами и продолжали хулиганские традиции 1950-х — начала 1960-х гг.

Во Фрунзе толпа разгромила и сожгла городской и два районных отдела милиции. В Чимкенте подверглись разгрому здания горотдела милиции, областного управления охраны общественного порядка и следственный изолятор. Поводами к волнениям стали слухи об убийстве работниками милиции в г. Чимкенте шофера Остроухова, а во Фрунзе — солдата Исмаилова. Чимкентские беспорядки оказались самыми крупными за все время правления Брежнева. В них участвовало около 1000 человек. При подавлении применялось оружие. Было убито 7 и ранено 50 человек. За участие в беспорядках было осуждено 43 человека.

12 апреля 1967 г. в Туле при задержании в вагоне трамвая пьяного участковый уполномоченный Юрищев не только столкнулся с сопротивлением группы хулиганов, но и навлек на себя гнев собравшейся на месте происшествия толпы. Она требовала расправы с милицией.

В Тирасполе (Молдавия) группа студентов педагогического института (в основном из сельской местности) устроила некое подобие еврейского погрома. Молдавская прокуратура попыталась в соответствии с новыми бюрократическими веяниями «замазать» значение конфликта. В спецсообщении говорилось о хулиганстве студентов, избивавших неких «городских парней» и утверждалось, что «проявлений национализма установлено не было». Кто-то из работников Прокуратуры СССР все-таки приписал на спецсообщении молдавских коллег, что избивали именно евреев.

Нельзя было исключить событий, подобных либо грозненскому погрому, либо волнениям в Тбилиси. Тревожил Казахстан, где были отмечены столкновения между русской и казахской молодежью, сопровождавшиеся выкриками: «Отомстим русским за пролитую кровь». Время от времени находили разбитые вывески на русском языке и националистические листовки как на русском, так и на казахском языках. Среди интеллигенции и студентов высказывалось недовольство «засильем» русских в республиканских органах власти и в партийном аппарате республики, широким распространением русского языка в делопроизводстве и системе образования.

«Беспорядочными» были стихийные демонстрации и митинги в Армении (апрель 1965 г.) и в Абхазской АССР (Грузинская ССР) в марте-апреле 1967 г. Митинги в Ереване были приурочены ко дню памяти жертв массового истребления армян турками (24 апреля 1915 г.).

Абхазские события 1967 г. продолжались две недели и проходили под лозунгами «узаконения абхазской топонимики по всей республике, предоставления привилегий представителям абхазской национальности в трудоустройстве и поступлении в высшие учебные заведения, изучения абхазского языка во всех неабхазских школах республики» и даже выделения Абхазии из состава Грузии со статусом союзной республики в составе СССР. По ночам кто-то закрашивал грузинские надписи на вывесках, дорожных знаках и указателях.

Несмотря на высокую самоорганизованность стихийных протестов, митингов и демонстраций в Армении и Абхазии только сдержанность и мудрость местных властей предохранила жителей республик от беспорядочных эксцессов и погромов, вызова войск и стрельбы в толпу — ведь подобные неконтролируемые ситуации всегда стараются использовать в своих целях маргинальные и полукриминальные элементы.

Относительный «штиль» в конфликтных взаимоотношениях народа и власти, наступивший после 1967 г., «окукливание» на довольно долгий срок даже межнациональных и межэтнических конфликтов стали возможны не только благодаря мерам усиленного административного контроля (паспортный режим, быстрое правосудие в делах о хулиганстве, ужесточение контроля за работой милиции и т.п.).

Существенным компонентом нового курса стало нетрадиционное решение застарелой проблемы: помешать подпольным политическим группам и группировкам, а также оппозиционерам-одиночкам использовать массовые беспорядки для антисоветской агитации и пропаганды, что больше всего тревожило московских партийных деятелей во времена Хрущева. Власть доводит до совершенства практику профилактирования антисоветчиков. По информации КГБ в ЦК КПСС в 1967 г. к суду за антисоветскую агитацию и пропаганду было привлечено всего 96 человек, а профилактировано — более 12 тысяч!

Удалось подобрать ключик и такой нестандартной форме конфликтного поведения как забастовки рабочих (коллективные невыходы и отказы от работы), которые сопутствовали наиболее осмысленным волнениям и беспорядкам 1950-х — начала 1960х гг.

У наиболее опасных для власти массовых беспорядков, подобных новочеркасским, и у забастовок были в какой-то степени общие корни: массовое недовольство периодическим увеличением норм выработки и пересмотрами тарифных сеток, плохие условия труда, задержки в выплате заработной платы, перебои в снабжении продуктами и т.п.

Ощутимые симптомы такого недовольства и нездоровые высказывания по этому поводу вновь обнаружили себя в 1969 г. Не удивительно, что с конца 1960-х гг. власти в поисках единения с народом встали на путь «подкупа» населения постоянными и часто не обоснованными экономически повышениями заработной платы, накачиванием денег в потребительский сектор, перераспределением средств в пользу национальных окраин. Это в конце концов обернулось усилением дефицита, развитием черного рынка и т.д., но на какое-то время отвлекло народ от спонтанных протестов и антисоветской политической активности.

Однако сугубо административными и полицейскими мерами и даже «подкупом» нельзя преодолеть предрасположенность социума к массовым беспорядкам. Чем больше советское общество втягивалось в застой, тем заметнее становились предбеспорядочные симптомы.

Количество преступлений на 100 тысяч населения в 1978 г. составило 503 против 380 в 1966 г. Особенно быстро росла преступность в некоторых районах Урала, Сибири и Дальнего Востока. Снова начали появляться города, «оккупированные» полукриминальными элементами, из них шли коллективные письма и жалобы с требованием защитить от разгула преступности и хулиганства. Ситуация в Нижнекамске (Татария) вообще стала предметом переписки между Генеральным прокурором СССР и ЦК КПСС.

Вдобавок ко всему в конце 1970-х гг. страну охватила эпидемия повального пьянства. По сравнению с 1960 г. потребление алкоголя выросло в два раза. На учете состояло два миллиона алкоголиков. В 1978 г. в органы милиции было доставлено около 9 миллионов пьяных, свыше 6 миллионов попали в вытрезвитель.

Удручающая статистика преступности, пьянства, хулиганства обещала новую волну бунтов и волнений. Спровоцировать ее могли как попытки наведения порядка полицейскими способами, так и очевидные для потенциальных бунтовщиков признаки слабости власти.

Страна вступала в новую эпоху, уже сидя на бочке с порохом с зажженным фитилем. Неудовлетворенные национальные амбиции и старые этнические обиды, миллионы обиженных пьяниц, проводящих ночи в вытрезвителе или 15 суток по арестом, огромное количество ежегодно попадавшихся на мелких хищениях людей и еще больше — оставшихся безнаказанными, молодежь, выросшая в пьющих семьях — все это было не самым лучшим строительным материалом для объявленной Горбачевым перестройки.

Страна зашла в тупик. Общество разлагалось. Но в поисках выхода маргинализированное массовое сознание оказалось таким же плохим помощником Горбачеву, как и «номенклатурный капитализм» позднего Брежнева.

Материал: http://sokura.livejournal.com/12681208.html
Комментарии, по рейтингу, по дате
  koleso 29.05.2017 в 10:16:14   # 607033
получается для уменьшения вероятности развала государства, государству надо - что бы не менее 95%, а лучше все 100% населения - 1 нация, 1 религия, 1 культура, 1 единный уровень доходов на всех.
  Галя 29.05.2017 в 18:14:58   # 607214
Цитата: koleso от 29.05.2017 10:16:14
получается для уменьшения вероятности развала государства, государству надо - что бы не менее 95%, а лучше все 100% населения - 1 нация, 1 религия, 1 культура, 1 единный уровень доходов на всех.
То есть - не получается))
  Галя 29.05.2017 в 18:18:45   # 607218
Отрезвляющая статья для ностальгирующих. Искусственная идеология, искусственая нравственность, искусственная дружба - обреченный на провал дикий кровавый эксперимент. Пыл фанатиков остужен, а потомки - поколение Пи. По Пелевину.))
  332-712 29.05.2017 в 18:24:09   # 607224
Цитата: Галя от 29.05.2017 18:18:45
Отрезвляющая статья для ностальгирующих. Искусственная идеология, искусственая нравственность, искусственная дружба - обреченный на провал дикий кровавый эксперимент. Пыл фанатиков остужен, а потомки - поколение Пи. По Пелевину.))


процентное соотношение ярых борцунов-нацпатов к остальному населению, пжалста, приведите.

PS. то, что в школе вы с кем-то дрались, не мешает ностальгировать по этой самой школе.
  bolatbol 29.05.2017 в 20:29:59   # 607265
Quote:
Искусственная идеология, искусственая нравственность, искусственная дружба

Идеология, основанная на нравственности, равенстве, любви к ближнему - это идеалы еще французской революции. Вся эта борьба низших слоев с верхушкой привела к более-менее сопоставимому уровню жизни разных слоев в Европе. В России этот разрыв был огромный, что и привело к революционным настроениям. Социализм, господствовавший в 20 веке, был ЕСТЕССТВЕННЫМ этапом в развитии общества. Развал вызван духовным разложением высшего послесталинского руководства, идеологической диверсией со стороны империалистов.
А дружба была искренняя. Я лично дружил и с русскими, и с коми, латышом. А сейчас дружба даже со своими фальшивая. Обман, предательство, зависть и злословие царствуют в отношениях. Заискивание перед сильным, услужение ему и, напротив, подавление слабого, вымогательство или явный грабеж.
  Галя 29.05.2017 в 22:23:45   # 607293
Цитата: bolatbol от 29.05.2017 20:29:59
Quote:
Искусственная идеология, искусственая нравственность, искусственная дружба

Идеология, основанная на нравственности, равенстве, любви к ближнему - это идеалы еще французской революции. Вся эта борьба низших слоев с верхушкой привела к более-менее сопоставимому уровню жизни разных слоев в Европе. В России этот разрыв был огромный, что и привело к революционным настроениям. Социализм, господствовавший в 20 веке, был ЕСТЕССТВЕННЫМ этапом в развитии общества. Развал вызван духовным разложением высшего послесталинского руководства, идеологической диверсией со стороны империалистов.
А дружба была искренняя. Я лично дружил и с русскими, и с коми, латышом. А сейчас дружба даже со своими фальшивая. Обман, предательство, зависть и злословие царствуют в отношениях. Заискивание перед сильным, услужение ему и, напротив, подавление слабого, вымогательство или явный грабеж.
Нет-нет. Я не об этом. Человеческая дружба и "дружба народов" все же разное. Политическая воля и воля индивидуума. А относительно естественного этапа революции... Непомерное количество крови. Террор и репрессии тоже не на века цементируют, как можно видеть. А относительно разрыва, в том же собрании сочинений Ленина по его оценкам крестьян-середняков было около 40 процентов населения. Именно эти слои (в отличии от крупных промышленников и землевладельцев, которых он предлагал выгнать из страны) должны были "хлебнуть" расстрелов, так как имущество и земли отдавпть не желали. Так что расслоение так, ничего. Вообще, тема для обьективных суждений слишком сложна. Предлагаю, остаться пои своем мнении. Хорошо там, где нет. В прошлом нас нет и оно кажется нам прекрасным. Чехов еще говорил.
  Мура45 30.05.2017 в 00:06:13   # 607309
Цитата: 332-712 от 29.05.2017 18:24:09
Цитата: Галя от 29.05.2017 18:18:45
Отрезвляющая статья для ностальгирующих. Искусственная идеология, искусственая нравственность, искусственная дружба - обреченный на провал дикий кровавый эксперимент. Пыл фанатиков остужен, а потомки - поколение Пи. По Пелевину.))


процентное соотношение ярых борцунов-нацпатов к остальному населению, пжалста, приведите.

PS. то, что в школе вы с кем-то дрались, не мешает ностальгировать по этой самой школе.


Можно привести простой и ёмкий пример: срочная служба в Советской Армии. Там тема нацизма, национализма, расизма, "землячества" была, как говорится, "мама не горюй". Про дедовщину можно даже не упоминать.
  332-712 30.05.2017 в 00:44:36   # 607324
Цитата: Мура45 от 30.05.2017 00:06:13
Цитата: 332-712 от 29.05.2017 18:24:09
Цитата: Галя от 29.05.2017 18:18:45
Отрезвляющая статья для ностальгирующих. Искусственная идеология, искусственая нравственность, искусственная дружба - обреченный на провал дикий кровавый эксперимент. Пыл фанатиков остужен, а потомки - поколение Пи. По Пелевину.))


процентное соотношение ярых борцунов-нацпатов к остальному населению, пжалста, приведите.

PS. то, что в школе вы с кем-то дрались, не мешает ностальгировать по этой самой школе.


Можно привести простой и ёмкий пример: срочная служба в Советской Армии. Там тема нацизма, национализма, расизма, "землячества" была, как говорится, "мама не горюй". Про дедовщину можно даже не упоминать.


такие примеры и я вам могу привести. но процентное соотношение всегда будет в пользу нормальных людей...
  Мура45 30.05.2017 в 01:01:22   # 607333
Цитата: 332-712 от 30.05.2017 00:44:36
Цитата: Мура45 от 30.05.2017 00:06:13
Цитата: 332-712 от 29.05.2017 18:24:09
Цитата: Галя от 29.05.2017 18:18:45
Отрезвляющая статья для ностальгирующих. Искусственная идеология, искусственая нравственность, искусственная дружба - обреченный на провал дикий кровавый эксперимент. Пыл фанатиков остужен, а потомки - поколение Пи. По Пелевину.))


процентное соотношение ярых борцунов-нацпатов к остальному населению, пжалста, приведите.

PS. то, что в школе вы с кем-то дрались, не мешает ностальгировать по этой самой школе.


Можно привести простой и ёмкий пример: срочная служба в Советской Армии. Там тема нацизма, национализма, расизма, "землячества" была, как говорится, "мама не горюй". Про дедовщину можно даже не упоминать.


такие примеры и я вам могу привести. но процентное соотношение всегда будет в пользу нормальных людей...


Дело в том, что они все были нормальные ребята из разных уголков Союза, не спорю. Но факты национализма и расизма, шовинизма и даже нацизма имели место быть и среди вполне себе нормальных ребят. Что тут говорить, если даже некоторые офицеры и прапорщики позволяли себе далеко не лестные высказывания в отношении целых наций и народностей СССР.

Quote:
PS. то, что в школе вы с кем-то дрались, не мешает ностальгировать по этой самой школе.


Ностальгируют обычно по приятным моментам школьной, армейской, институтской жизни. Даже в тяжёлые времена 90-х были очень даже приятные душе и сердцу моменты.
А так, да, если покопаться в истории, то можно налопатить кучу всякого - и хорошего (что приятно), и плохого (что не очень приятно).
Идеализировать советский строй тоже не стОит. Там своих недостатков тоже хватало.
  332-712 30.05.2017 в 01:50:46   # 607340
Цитата: Мура45 от 30.05.2017 01:01:22


Дело в том, что они все были нормальные ребята из разных уголков Союза, не спорю. Но факты национализма и расизма, шовинизма и даже нацизма имели место быть и среди вполне себе нормальных ребят. Что тут говорить, если даже некоторые офицеры и прапорщики позволяли себе далеко не лестные высказывания в отношении целых наций и народностей СССР.

Quote:
PS. то, что в школе вы с кем-то дрались, не мешает ностальгировать по этой самой школе.


Ностальгируют обычно по приятным моментам школьной, армейской, институтской жизни. Даже в тяжёлые времена 90-х были очень даже приятные душе и сердцу моменты.
А так, да, если покопаться в истории, то можно налопатить кучу всякого - и хорошего (что приятно), и плохого (что не очень приятно).
Идеализировать советский строй тоже не стОит. Там своих недостатков тоже хватало.


будем честны, в быту мы тоже, нормальные люди, позволяем себе нелестные высказывания о нациях и о народах. и среди нас полно шовинистов и националистов. но по-настоящему нормальных людей, которые толерантно относятся к друг-другу больше...

PS. да бросьте уже пинать Союз. он уже никогда не вернется. и никто его не идеализирует. просто ностальгируют. и это их право...
  bolatbol 30.05.2017 в 07:24:21   # 607346
Quote:
Но факты национализма и расизма, шовинизма и даже нацизма имели место быть и среди вполне себе нормальных ребят. Что тут говорить, если даже некоторые офицеры и прапорщики позволяли себе далеко не лестные высказывания в отношении целых наций и народностей СССР.


"В детстве мне приходилось слышать, как казахи смеялись над узбеками:
«Ах вы, сарты широкополые, камыш издалека носите, чтобы крыши покрыть, при встрече лебезите, а за спиной друг друга браните, каждого куста пугаетесь, трещите без умолку, за что и прозвали-то вас сарт-сурт».

При встрече с ногаями тоже смеялись и ругали их: «Ногай верблюда боится, верхом на коне устает, пешком идет — отдыхает, и беглые, и солдаты, и торговцы из ногаев. Не ногаем, а нокаем бы следовало вас называть».

«Рыжеголовый урус, этому стоит завидеть аул, как скачет к нему сломя голову, позволяет себе все, что на ум взбредет, требует «узун-кулака» показать, верит всему, что ни скажут»,— говорили они о русских.

«Бог мой!— думал я тогда с гордостью,— Оказывается, не найти на свете народа достойнее и благороднее казаха!» Радовали и веселили меня эти разговоры.

Теперь вижу — нет такого растения, которое бы не вырастил сарт, нет такого края, где бы не побывал торговец-сарт, нет такой вещи, которую бы он не смастерил. Живут миряне в ладу, вражды не ищут. Пока не было русских купцов, сарты доставляли казахам одежду для живых и саван для умерших, скупали гуртами скот, который отец с сыном между собой поделить не могли. Теперь, при русских, сарты раньше других переняли новшества. И знатные баи, и грамотные муллы, и мастерство, и роскошь, и учтивость — все есть у сартов.

Смотрю на ногаев, они могут быть хорошими солдатами, стойко переносят нужду, смиренно встречают смерть, берегут школы, чтут религию, умеют трудиться и наживать богатства, наряжаться и веселиться.

Мы же, казахи, батрачим на их баев за жалкое пропитание. Нашего бая они гонят из своего дома: «Эй, казах, не для того настлан пол, чтобы ты его
грязными сапогами топтал».

Сила их в том, что неустанно учатся они ремеслу, трудятся, а не проводят время в унизительных раздорах между собой.

О просвещенных и знатных русских и речи нет. Нам не сравняться с их прислугой.

Куда сгинули наши былые восторги?
Где наш радостный смех?"

Абай "Слова назидания"
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь