Следователи съедают взятки, а прокуроры укрывают преступления

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 04 Февраля 2010 в 14:20:57
В ходе специального совещания в Алматы по итогам прошедшего, 2009 года большинство региональных транспортных прокуратур получило весьма нелестную оценку своей деятельности.

Было озвучено немалое количество фактов подтасовки статистических данных по тем или иным правонарушениям либо вообще замалчивания инцидентов. Кроме того, в связи с последним скандальным случаем на борту чартерного рейса региональный транспортный прокурор Анатолий Константинов высказал предложение внести поправки в законодательство, согласно которым хулиганские действия на борту можно будет квалифицировать как особо тяжкое преступление.

Особое внимание к данному мероприятию было приковано по той причине, что юго-восточный регион является самым густонаселенным в Казахстане, с центром в Алматы, крупнейшим городом в стране. Именно в юго-восточном регионе сосредоточено наибольшее число транспортных железнодорожных узлов и воздушных маршрутов. Поэтому деятельность надзорных транспортных органов данного региона во многом формирует ситуацию по стране в целом. Прежде всего, стоит заметить, что по итогам проверок 2008 года, с учетом всех выявленных недостатков, Генеральной прокуратурой был разработан стратегический план на 2009–2011 годы для дальнейшего повышения эффективности работы транспортной прокуратуры. Однако выводы прошедшего, 2009 года пока остаются неутешительными. Говорить об идеальной работе региональных подразделений транспортного надзорного органа пока, мягко говоря, преждевременно.

– Проверками выявлены серьезные недостатки при планировании работы в Шымкентской, Шуской, Восточно-Казахстанской, Дружбинской прокуратурах, при распределении обязанностей Восточно-Казахстанской транспортной прокуратурой, в организации работы координационных советов правоохранительных органов Шуской, Жамбылской и Восточно-Казахстанской транспортными прокуратурами, – отметил в своем докладе юго-восточный региональный транспортный прокурор, государственный советник юстиции Анатолий Константинов.

По его словам, даже несмотря на активную работу по надзору со стороны региональной прокуратуры, в деятельности подразделений по-прежнему много недочетов. Особенно в пресловутых вопросах коррупции. Похоже, данное явление вообще труднее всех прочих пороков поддается искоренению.

– Генеральным прокурором по итогам первого полугодия прошлого года перед прокурорами ставилась задача по выявлению масштабных коррупционных схем и механизмов, не ограничиваясь установлением единичных фактов, – отметил Константинов. – Тем не менее это поручение фактически было проигнорировано. Хотя транспортная сфера, где задействованы значительные материальные средства, наиболее подвержена коррупционным рискам.

По данным прошедшего года, из 43 представлений к дисциплинарной ответственности фактически было привлечено только 27 человек. При этом прокуроры нередко попросту покрывают своих подчиненных. Особенным порядком было отмечено полное антикоррупционное бездействие в Восточно-Казахстанской и Шымкентской прокуратурах. Кстати, на днях в суд были переданы материалы довольно курьезного коррупционного дела, которое имело место как раз в Шымкенте.

– 18 августа 2009 года в департамент финансовой полиции ЮКО пришли две железнодорожные работницы, – рассказал «Литеру» старший помощник юго-восточного транспортного прокурора по расследованию и руководству следственными группами Жумагали Зинелов. – Женщины пожаловались на начальника следственного отдела ЛОВД на станции Шымкент, который требовал с них взятку в сумме 2 тысячи долларов в обмен на непривлечение к уголовной ответственности. С санкции прокурора области были проведены специальные оперативно-следственные мероприятия. Как удалось установить, некий К. получил в два приема 200 и 300 долларов – в общей сложности 500 долларов – и вступил в сговор с А., заместителем начальника ЛОВД на станции Шымкент по следствию. Кстати, 10 сентября оба уже уволились из органов, однако решили использовать момент и стали требовать уже 3 тысячи долларов. Передача денег прошла рядом со зданием линейного отдела. Гражданин К. сдавал дела в этот день. Когда он вошел с деньгами в здание, за ним ринулась группа захвата финансовой полиции и сотрудники транспортной прокуратуры. Сначала их не пускали внутрь, пришлось пробиваться силой. К. и А. закрылись в кабинете на два часа и стали… есть деньги. Купюры были помечены, поэтому на руках и на губах осталось свечение. В БСМП обоим промыли желудки и изъяли куски купюр… В Алматы установили достоинство купюр – 100 долларов. 14 января материалы дела передали в суд.

В продолжение темы по не специфическим, а более общим, интересным для граждан вопросам стоит отметить, что главный региональный прокурор отметил и весьма неблагополучную обстановку в области надзора за безопасностью движения транспорта, в частности железнодорожного.

– Проверки проводятся при отсутствии анализа и инициативы, на основе старых подходов и методов, направляемые аппаратом методические рекомендации не используются, – заявил региональный прокурор.

Немало нареканий прозвучало в области авиационного транспорта. В частности, господин Константинов отметил, что недостаточное внимание уделяется надзору за техническим состоянием взлетно-посадочных полос в аэропортах городов Тараза и Талдыкоргана, а в международном аэропорту Алматы, по мнению Анатолия Константинова, плохо обстоят дела с безопасностью полетов. В частности, последний инцидент на борту чартерного рейса авиакомпании «Скат» из Таиланда в Алматы наделал много шума и выявил целый ряд вопросов по самым разным аспектам.

Множество замечаний было высказано региональным подразделением транспортного надзорного органа в области трубопроводного транспорта, судоходства, в вопросах миграционной политики и охраны окружающей среды, а также общественно-политической ситуации.

– Прокурорами не инициируются значимые проверки на региональном и тем более республиканском уровне, – заявил Анатолий Константинов. – Не соответствуют предъявляемым требованиям вопросы направления спецсообщений о нештатных ситуациях. Как известно, это приводило к тому, что Генеральная прокуратура получала информацию о происшествии раньше, нежели областной аппарат.

Что касается отчетных данных, то в этом плане прокурорам районов и областей особенно досталось.

– Так, только в Семиреченском транспортном регионе было возбуждено 11 уголовных дел о кражах грузов, в результате чего раскрываемость снизилась со 100 процентов 2008 года до 7,1 процента в 2009 году, – отметил Константинов. – В связи с чем особую озабоченность вызывает стопроцентная раскрываемость по кражам грузов в авиационном, арыском, жамбылском, семипалатинском и талдыкорганском транспортных регионах. Это в первую очередь свидетельствует об отсутствии надлежащего надзора указанных прокуроров за учетно-регистрационной дисциплиной. Об этом также свидетельствует снижение возбуждения прокурорами укрытых от учета преступлений с 24 до 22 в истекшем году.

По словам господина прокурора, немало работы предстоит проделать районным подразделениям в области надзора за законностью судебных актов по гражданским и административным делам, повышения качества апелляционных, надзорных и частных протестов, а также пересмотреть подходы к вопросам изучения судебных актов по уголовным делам в апелляционные сроки.

– В связи с тем, что по новому законодательству надзорные протесты по уголовным делам будет выносить только генеральный прокурор РК, в нашу компетенцию входит только внесение в вышестоящую прокуратуру соответствующих представлений, – сказал Константинов. – Для недопущения фактов возвращения уголовных дел на дополнительное расследование и вынесения судами частных постановлений необходимо обеспечить полноту и качество изучения уголовных дел как на стадии их расследования, так и при предании суду. При этом обращать внимание на соблюдение органами уголовного преследования и судами конституционных прав и свобод граждан.

Кстати, господин Константинов еще раз напомнил об изменениях в Уголовно-процессуальном кодексе, согласно которым значительно возросла роль специальных прокуроров. Поэтому необходимо качественно и своевременно расследовать уголовные дела, которые находятся в производстве в прокуратуре. Особое внимание рекомендуется обратить на разного рода нарушения и коррупционные действия со стороны как сотрудников правоохранительных органов, так и самой прокуратуры.

В качестве возможных предстоящих новшеств законодательства Анатолий Константинов сообщил, что со стороны прокуратуры планируется внести предложение в парламент о внесении изменений в УК РК. В связи с уже упомянутым скандальным инцидентом на борту «Боинга» авиакомпании «Скат» любые хулиганские действия на бортах воздушных судов в надзорном органе предлагают квалифицировать как тяжкие и особо тяжкие преступления с учетом специфики обстоятельств.

Пока о конкретных сроках внесения законодательного предложения господин Константинов не говорил, но устранить вышеперечисленные недочеты в работе районным и областным транспортным прокуратурам надлежит не позже конца марта этого года.

Настоящий полковник?

Тем временем выяснились очередные занятные подробности о героях потасовки на борту чартерного рейса авиакомпании «Скат» из Таиланда в ночь с 26 на 27 января и о ходе расследования. Как известно, за час до посадки единственную даму в изрядно подвыпившей компании от переизбытка спиртного вырвало в туалете. Она вроде бы согласилась с просьбой стюардессы убрать за собой, однако один из ее спутников возмутился, схватил бортпроводницу за шею и стал тыкать в результат перепоя своей спутницы и приговаривать, что это ее работа. В результате локальный конфликт вылился в крупный инцидент. Один из спутников не умеющей пить дамы выхватил нож и стал угрожать пассажирам и членам экипажа. В итоге вся буйная четверка была задержана прямо в аэропорту Алматы сразу после посадки. И вот тогда впервые всплыла фраза, которая затем стала предметом особого обсуждения. Дама заявила, что ее муж – полковник полиции в отставке. Очевидцы скандала также вспомнили, что еще на борту статусом своего товарища бравировал буян с ножом. На сегодня выяснилось, что отставной полковник в компании все же был, Заур Ж., но в отношении него после изучения показаний свидетелей уголовного дела не возбуждали, так как он, единственный вменяемый, пытался как раз загасить конфликт и утихомирить своих товарищей. А скандалили, оскорбляли всех и вся и размахивали ножом сотрудник Алматинского зоопарка и… декан экономического факультета Казахстанского университета «Алатау». Вот такая забавная «интеллигентная» компания.

– После возбуждения уголовного дела расследование поручено специальным прокурорам Генеральной прокуратуры РК, – сообщил «Литеру» авиационный прокурор Алматы Николай Ем. – Подобный инцидент произошел впервые, хулиганские действия совершались с особой дерзостью. Чтобы это дело дошло до суда, оно расследуется помощником юго-восточного регионального транспортного прокурора по расследованию и руководству следственными группами.

Как уже говорилось ранее, не исключено, что к дебоширам уже может быть применена «особо тяжкая» квалификация их действий.

Сайт газеты «Литер»
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь