"Верещагин, не заводи баркас!": Чем прототип таможенника из "Белого солнца пустыни" Поспелов наводил ужас на басмачей

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
Гость 07 Января 2024 в 22:28:01
Образ начальника таможенного поста Павла Верещагина из фильма "Белое солнце пустыни" навсегда полюбился советским зрителям. Таможенник с арсеналом оружия, с икрой на завтрак, на обед и ужин, обнищавший, но любящий родину. Кто стал прототипом героя?



Правду говорят, что шедевры рождаются неожиданно, из ничего. Сценаристу фильма Валентину Ежову на написание сценария дали всего полтора месяца. Чтобы погрузиться в атмосферу, Ежов отправился в поездку по Средней Азии, и там, где-то на границе, один из старых пограничников рассказал ему о человеке, который и стал прототипом Верещагина.

Это был начальник Гермабского пограничного отряда 30-й Закаспийской пограничной бригады штаб-ротмистр Михаил Поспелов. Басмачи и контрабандисты называли его "Поспела, сын шайтана", а сотрудников таможни звали "джигитами Поспела".

Сослуживцы (те, кто не брал взятки) отзывались о нём как о душевном человеке, который с любым мог найти общий язык, прекрасно ладил с лошадьми и виртуозно владел оружием. А вот те, кто "брал мзду", офицера не любили и искали возможности свести с ним счёты. Но это было непросто. Физические данные Поспелова были богатырскими — он имел огромные кулаки, гнул подковы и буквально мог подпоясаться ломом.

Родился Михаил Поспелов в 1884 году в Орле. В юности за вольнодумство вылетел из училища. Зато окончил пехотное училище в Тифлисе, где получил шесть императорских призов за кавалерийскую подготовку, и был назначен в 6-й пехотный Либавский полк. Армейские будни пришлись Поспелову не по душе, и в 1910 году он добился перевода в столицу Туркестанской губернии — Ашхабад. В Туркестане был кадровый голод, и молодого, образованного офицера назначили начальником поста на границе с Персией. Звучит хорошо, но на деле Гермабский пост был у чёрта на куличиках — в горной долине реки Секизяб в горах Копетдага. Население посёлка (до революции — Михайловский) в 1910 году составляло 98 человек. Можно только догадываться, о чём думала молодая жена Поспелова, отбывая в эти сказочные дали вместе с мужем и двумя дочерьми. Зато всё как на ладони.

Чем прославился отряд Поспелова



Гермабский погранотряд Поспелова держал под контролем сто вёрст государственной границы. Фото © Военное обозрение


Гермабский погранотряд Поспелова держал под контролем сто вёрст государственной границы. Основных постов было четыре. Главными задачами у пограничников были борьба с контрабандистами и противодействие английским, германским и турецким шпионам, которые перед Первой мировой войной наводнили азиатское "подбрюшье" России. Кроме того, на селение то и дело нападали отряды курдов, воровали местных женщин, чтобы продать их в Персию.

Поспелов служил стране российской не за страх, а за совесть, чем и заслужил разнообразные прозвища со стороны нарушителей границы. За рыжеватые усищи его даже называли "красным шайтаном". Он создал разветвлённую агентурную сеть и был заранее предупреждён о набегах воинственных банд и появлении подозрительных людей.

"Всех в кулаке держал" — так отзывались о нём сослуживцы. Подчинённых подбирал себе под стать: умелых наездников, виртуозно владеющих шашкой и винтовкой. Пост в Гермабе при Поспелове превратился в оазис среди гор: вокруг был разбит сад, в котором росли алыча, абрикосы, груши, яблони и грецкий орех, был вырыт пруд, где водились карпы, организована небольшая свиноферма, по заднему двору разгуливали индюки. Это было продиктовано не столько любовью к красоте, сколько заботой о довольствии пограничников — провиант и жалованье в те времена в отдалённые посты зачастую доставляли не вовремя.

Как Поспелов воевал с басмачами

В 1917 году после отречения императора ситуация на границе обострилась. Почувствовав слабину, контрабандисты обнаглели и стали в открытую нападать на пограничные посты. Тогда Поспелов съездил в Ашхабад и привёз оттуда несколько ящиков с ручными гранатами, пулемёт Льюиса и бомбомёт (очевидно, штоковый миномёт системы Аазена или Лихонина), который стрелял прямой наводкой на 500 метров.

Но самое сложное было впереди. После октябрьского переворота пограничники разбежались, охранять границу Поспелов остался в одиночестве. Унывать не стал, свой каменный дом превратил в крепость, куда складировал всё оружие, у двери установил бомбомёт, в окно выставил пулемёт, научил стрелять жену.

Бывало всякое. Приходили к дому басмачи, бандиты, контрабандисты, но брать крепость штурмом так никто и не решился. Однажды пожаловали бывшие сослуживцы. Слово за слово, рюмка самогона за рюмкой — короче, решили свести с начальником счёты. Штабс-ротмистра Поспелова арестовали, посадили в подвал и оставили незапертым окно — хотели убить "при попытке к бегству". Обладавший крепкими нервами Поспелов лузгал в подвале семечки, а потом уснул. Утром вчерашние сослуживцы протрезвели, струхнули и ускакали, а Поспелов вышел из подвала.

Ему предлагали уйти с белыми в Персию — он отказался; не раз предлагали присоединиться к бандитам — он тоже отказался. Когда с усмешкой спрашивали, что он будет дальше делать, отвечал: "Буду охранять государственную границу!" Так оно и вышло.

В 1919 году, не успела Красная армия занять Ашхабад, как Поспелов поехал по ближайшим селениям собирать новый пограничный отряд. К этому времени многим уже надоели орудовавшие в горах шайки басмачей и бандитов, а Поспелов сумел набрать 50 бойцов. Кормил их за свой счёт, продав в Персию последнее имущество, сам обучал. Прибывший в Гермаб в декабре 1919 года красный комиссар был поражён идеальным порядком на погранзаставе.

Поспелов тут же доложил начальству, что на вверенной ему территории происшествий нет, и подал ведомость, в которой перечислялись всё оружие и всё имущество погранпоста. Удивлённый комиссар тут же назначил Поспелова командиром батальона.

Бил бандитов и искал серу

С 1921 года задачи полковника Поспелова, возглавившего к этому времени пограничный полк, поменялись. Теперь главной задачей стала борьба с басмачами и вооружёнными бандами, которые то и дело пытались прорваться на территорию СССР из-за границы. Для борьбы с ними Поспелов создавал небольшие летучие отряды кавалеристов, и вскоре басмачи и бандиты уже молили Аллаха о том, чтобы тот отвёл от них "красного шайтана".

В 1923 году Поспелов создал и возглавил первую в Туркменистане учебно-пограничную школу, которая готовила начальников и заместителей командиров погранзастав. А ещё через два года ушёл в отставку, но спокойно жить не научился. Он то принимал участие в ликвидации банд Ибрагим-бека и Энвер-паши, то участвовал в экспедиции по поиску залежей серы в Каракумах. В 1930-х работал в Управлении пожарной охраны Узбекистана. Умер легендарный пограничник в 1962 году в Ташкенте в возрасте 78 лет.

На экране его образ был с удивительной органичностью воплощён актёром, ветераном Великой Отечественной войны Павлом Луспекаевым. Актёр ещё подростком воевал в партизанском отряде и внешне оказался на удивление похожим на Поспелова. Эта роль принесла Луспекаеву известность, его реплики были разобраны на цитаты, а крик Сухова "Верещагин! Не заводи баркас!" и сейчас, спустя годы, заставляет зрителей вздрагивать.

https://life.ru/p/1370300
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Skype 08.01.2024 в 11:30:23   # 822122
Хороший фильм, душевный.
  KAN13 08.01.2024 в 11:59:34   # 822123

"Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя"
  alpha_portal 08.01.2024 в 12:12:46   # 822125
Таких больше нет. Увы.
  ЛиКа 08.01.2024 в 12:19:06   # 822126
Цитата: alpha_portal от 08.01.2024 12:12:46
Таких больше нет. Увы.
Такие люди всегда есть, герои своего времени. К сожалению, о них не говорят громко, сейчас больше шума от голых вечеринок и парадов ЛГБТ.

"В октябре 2019 года вышел на пенсию Сергей Сотников — начальник вертолетной площадки в Ижме, небольшом селе на севере республики Коми. Сотников в течение 12 лет после закрытия аэропорта следил и поддерживал в порядке взлетную полосу — безо всяких указаний и совершенно бесплатно. Благодаря ему 7 сентября 2010 года на заброшенном аэродроме в Ижме смог благополучно сесть терпящий бедствие самолет Ту-154 с пассажирами на борту. На борту самолета находился 81 человек (9 членов экипажа и 72 пассажира), никто из них не пострадал".

https://dzen.ru/a/YQb7E7RoVRjTfAYY
  troll 08.01.2024 в 12:41:18   # 822127


  dober66 08.01.2024 в 13:38:09   # 822128
Цитата: troll от 08.01.2024 12:41:18
кучка бандитов, которым царьская оккупационная власть дала полномочия и привилегии. ничего более.
на хуй пошла
  звукач 08.01.2024 в 14:00:38   # 822129
Цитата: troll от 08.01.2024 12:41:18
кучка бандитов, которым царьская оккупационная власть дала полномочия и привилегии. ничего более.
Да да окупационная пограничная стража они такие,то бедных женщин воровать не позволяли,то контрабанду пресекали,то в 90х годах 20 века среднюю азию от засилья исламистких радикалов и реки наркотрафика сдерживали пока местные царьки власть делили,зачем то насмерть стояли на 12 заставе в 93,зачем то 17 наших ребят в 95 году погибли.А вы их так эпитетом кучки бандитов мдя....
  troll 08.01.2024 в 14:43:33   # 822130


  строитель 08.01.2024 в 14:46:54   # 822131
Цитата: звукач от 08.01.2024 14:00:38
Цитата: troll от 08.01.2024 12:41:18
кучка бандитов, которым царьская оккупационная власть дала полномочия и привилегии. ничего более.
Да да окупационная пограничная стража они такие,то бедных женщин воровать не позволяли,то контрабанду пресекали,то в 90х годах 20 века среднюю азию от засилья исламистких радикалов и реки наркотрафика сдерживали пока местные царьки власть делили,зачем то насмерть стояли на 12 заставе в 93,зачем то 17 наших ребят в 95 году погибли.А вы их так эпитетом кучки бандитов мдя....


Так ведь это недобитое говно и есть потомок тех кто убегал и прятался от Поспелова, героев 12-й московского отряда, и огромного количества защитников отечества.
А Вы к нему на вы….. не хорошо это
  troll 08.01.2024 в 14:49:50   # 822132


  dober66 08.01.2024 в 14:58:20   # 822133
Цитата: troll от 08.01.2024 14:49:50
да, и звукач, про конрабанду наркоты в 90е и сейчас, только не надо мне рассказывать, что россия и ее военная база не стояла за трафиком из афгана. да и сев альянс, который с ними был в хороших отношениях всегда был в этой теме, как и эмомоли рахмон, которого они поддерживали. исламские радикалы? а чем они отличаются от ваших русских американских, европейских радикалов? разве что тем, что хотят жить в своих странах по своим законам, в отличии от тех, кто хочет что другие страны жили по их законам
  troll 08.01.2024 в 15:04:12   # 822134


  Dimmon 08.01.2024 в 15:44:15   # 822135
Quote:
Россия – это уже почти Китай
О стратегическом повороте на Восток в России принято говорить с нескрываемым торжеством: ушли от нехорошей зависимости от проклятого Запада! Тем интереснее, что получили взамен.

Глава департамента внешней торговли Института Гайдара Александр Кнобель и старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Александр Фиранчук проанализировали данные Главного таможенного управления Китая и прошли к выводу: еще в 2022 году Китай вытеснил Европейский Союз с места основного торгового партнера России. В минувшем году его доминирующее положение укрепилось. Итогами своего исследования ученые поделились в декабрьском мониторинге экономической ситуации в России, который выпускает Институт Гайдара.
По итогам десяти месяцев 2023 года доля Китая в международной торговле России составила 32% (41% в импорте и 26% в экспорте). По итогам года прирост товарооборота составляет 22% по отношению к 2022 году и 60% по отношению к довоенному 2021 году. Динамика потрясающая.

Нельзя сказать, что движение взаимное. По товарообороту Россия едва вышла на позиции, которые занимает в китайской торговле Австралия – 3,9%. Больше у Тайваня – 4,5%, Южной Кореи – 5,2%, Японии – 5,4%, США – 11,2%, ЕС – 13,2%. Стоит ли напоминать, что это все так называемые недружественные к России страны, но Китаю они в буквальном смысле намного дороже России. И не только по объемам товарного обмена, но и по его качеству: у партнеров с «большого Запада» Китай получает высокотехнологичную продукцию, которую больше взять негде, а из России идут поставки сырья, которое при необходимости можно купить у другого поставщика.

Российские ископаемые энергоносители составили в январе - октябре 2023 года 70% российского импорта в Китай. При этом китайские товарищи платили за них меньше, поскольку нефть продавалась со скидкой. По оценке аналитиков, китайцы сэкономили на российской нефти 3,7 миллиарда долларов в 2022 году и 5,3 миллиарда в 2023 году.
Зато сам Китай выступает по отношению к России в том отношении, в котором по отношению к Китаю выступает Запад: он поставляет сложное оборудование. 61% экспорта в Россию приходится на категорию «Машины, оборудование и транспортные средства».

То, что россияне видят невооруженным глазом – тотальное вытеснение западных автомобилей китайскими, подтверждается и цифрами, которые приводят экономисты. Поставки легковых и грузовых машин из Китая выросли в восемь раз (!) по сравнению с 2021 годом. На Китай сейчас приходится 32% экспорта легковых авто и 45% экспорта грузовиков.

Очевидно, что без транспорта Россия после ухода западных производителей не останется, а вот останется ли с автомобилестроением – большой вопрос. Китай предпочитает продавать в Россию готовую продукцию, а не размещать там сборочное производство или тем более переносить основное. А, например, массовое наполнение рынка китайскими грузовиками создает мрачные перспективы для КамАза. Пока его спасает огромный военный заказ, но когда-то он пойдет на убыль, а вернуться на внутренний рынок, где прочно обосновались китайцы, будет практически невозможно. Развивать промышленное производство России Пекин совсем не заинтересован, его задача – монопольное положение на российском рынке. И движется он к этой цели сумасшедшими китайскими темпами.

Тут впору вспомнить придыхание, с которым в Кремле произносится слово «суверенитет». В Китае его выслушивают с вежливой улыбкой.
  koshkoed 08.01.2024 в 16:18:11   # 822136
Цитата: troll от 08.01.2024 14:43:33
Цитата: звукач от 08.01.2024 14:00:38
Цитата: troll от 08.01.2024 12:41:18
кучка бандитов, которым царьская оккупационная власть дала полномочия и привилегии. ничего более.
Да да окупационная пограничная стража они такие,то бедных женщин воровать не позволяли,то контрабанду пресекали,то в 90х годах 20 века среднюю азию от засилья исламистких радикалов и реки наркотрафика сдерживали пока местные царьки власть делили,зачем то насмерть стояли на 12 заставе в 93,зачем то 17 наших ребят в 95 году погибли.А вы их так эпитетом кучки бандитов мдя....

так же и германия хотела освободить народы ссср от гулагов, голодоморов, карательных опрераций и прочего, что творили большевики под красивыми лозунгами. а так оккупант всегда найдет себе оправдание. а про наркотрафик и прочую лабуду мне не надо сказки рассказывать, или вы забыли, что в ссср после 1й мировой кокаин продавался почки в каждой подворотне, а при царе горохе николае нюхательный табак- но не совсем табак- наркота голимая. а про то, типа жинщину ограбить и с бандитами воевать, так этож те, кто против них были, для них все бандиты, как для янки иракское сопротивление- террористы, а женщин, эти головорезы сами немало ограбили. вам просто много чего наидиализировали в ваших совковых фильмах. а по делу, басмачи- это те, кто боролись с оккупантами, на землях своих предков и имели на это право.

Что ж тогда на сторону освободителя народ не перешел, а против таких освободителей объеденился и отбился и пошел освобождать освободителя в его свободную страну, а потом еще помогал освободителю восстановится после войны.
  звукач 08.01.2024 в 16:23:05   # 822137
Цитата: troll от 08.01.2024 14:49:50
да, и звукач, про конрабанду наркоты в 90е и сейчас, только не надо мне рассказывать, что россия и ее военная база не стояла за трафиком из афгана. да и сев альянс, который с ними был в хороших отношениях всегда был в этой теме, как и эмомоли рахмон, которого они поддерживали. исламские радикалы? а чем они отличаются от ваших русских американских, европейских радикалов? разве что тем, что хотят жить в своих странах по своим законам, в отличии от тех, кто хочет что другие страны жили по их законам
Ты мне не рассказывай да,с ребятами не один мешок с гашишем изьяли 94-96 годах.
  звукач 08.01.2024 в 16:32:21   # 822138
Цитата: troll от 08.01.2024 14:43:33
Цитата: звукач от 08.01.2024 14:00:38
Цитата: troll от 08.01.2024 12:41:18
кучка бандитов, которым царьская оккупационная власть дала полномочия и привилегии. ничего более.
Да да окупационная пограничная стража они такие,то бедных женщин воровать не позволяли,то контрабанду пресекали,то в 90х годах 20 века среднюю азию от засилья исламистких радикалов и реки наркотрафика сдерживали пока местные царьки власть делили,зачем то насмерть стояли на 12 заставе в 93,зачем то 17 наших ребят в 95 году погибли.А вы их так эпитетом кучки бандитов мдя....

так же и германия хотела освободить народы ссср от гулагов, голодоморов, карательных опрераций и прочего, что творили большевики под красивыми лозунгами. а так оккупант всегда найдет себе оправдание. а про наркотрафик и прочую лабуду мне не надо сказки рассказывать, или вы забыли, что в ссср после 1й мировой кокаин продавался почки в каждой подворотне, а при царе горохе николае нюхательный табак- но не совсем табак- наркота голимая. а про то, типа жинщину ограбить и с бандитами воевать, так этож те, кто против них были, для них все бандиты, как для янки иракское сопротивление- террористы, а женщин, эти головорезы сами немало ограбили. вам просто много чего наидиализировали в ваших совковых фильмах. а по делу, басмачи- это те, кто боролись с оккупантами, на землях своих предков и имели на это право.
да хорош заливать то.... не за народ они басмачили а за свое теплое место и свои деньги и батраков,ну и отрабатывали как и белогвардеская сволота деньги британцев.Про окупантов повесило))) что то теперь нет окупанта уже более 30 лет что изменилось? стало лучше жить? заводы постороились?производство мощное отстроено?одну дорогу и ту Китайцы прспонсировали,правда если быть честным до конца то и на Родине окупанта такая же петрушка,власть имущие спят и за народ переживают
  звукач 08.01.2024 в 16:42:31   # 822139
Цитата: troll от 08.01.2024 14:49:50
да, и звукач, про конрабанду наркоты в 90е и сейчас, только не надо мне рассказывать, что россия и ее военная база не стояла за трафиком из афгана. да и сев альянс, который с ними был в хороших отношениях всегда был в этой теме, как и эмомоли рахмон, которого они поддерживали. исламские радикалы? а чем они отличаются от ваших русских американских, европейских радикалов? разве что тем, что хотят жить в своих странах по своим законам, в отличии от тех, кто хочет что другие страны жили по их законам
да что ж вы к русским то прицепились))) если что я не русский ни разу. Политика она была есть и будет.Ну не будет Страна без сильной армии,производства,машиностроения,науки итп итд независимой никогда.Будет зависеть от того кто сможет обеспечить безопастность,проспонсирует кредитами итп итд.Эти громкие слова независимость .... да давно мы зависим от России,Китая,Сша,Турции и других стран,давно стали сырьевым придатком-поэтому и власть придержащие не могут и не хотят развивать Страну.
  GoodZone 08.01.2024 в 17:34:31   # 822140
Некоторые особи мало книг читали, теперь и не знаю к счастью или сожалению... Начните с "Первый учитель" Чингиза Айтматова - становление советской власти, может поймете, что приобрели и что потеряли с ее приходом... Это про простых людей простая хорошая книга...
  troll 08.01.2024 в 18:18:18   # 822142
звукач, на счет 30лет, а что поднимать? то, что нынешние баи -отрыжка совка разворовала? хотелось бы заметить, что бывшая метрополия до последних лет была в такой же немалой жо.., и если и есть сейчас какой-то подъем в производстве, так это только потому, что сейчас в нее вкладывают и готовят для войнушки с поднебесной. и война в украине, помимо интересов одной крупной группировки на эти земли и фронтира между ей и европой, есть еще как тренировка перед большой войной. так что будем поглядеть, что будет далее. а касательно оккупации? и участия оккупированных в войнах, ну и что, власовцы за гитлера вообще воевали, а потомки чернокожих рабов воевали во 2й мировой, в корее во вьетнаме, и вообще много где. а касательно басмачей, можете жоказать документами, что они были бандиты, а не борцы за свои права? советские источники и фильмы не рассматриваем, понятно, что правдой там не пахнет
  Васяй 08.01.2024 в 19:03:12   # 822143
Цитата: troll от 08.01.2024 15:04:12
стройка-гнида, твои фашисты митинговали в котельниках и на святом озере, чтобы мигранты уехали, теперь живете в дерьме, за собой чистить не умеете. а что каксается моих предков, то в отличии от тебя я их знаю. и дед мой до берлина дошел, чтобы такая мразь как ты, сейчас свою желчь изливала, оккупантов возвеличивала.
Насчет дерьма это ты про киев?
  звукач 08.01.2024 в 21:33:07   # 822144
Цитата: troll от 08.01.2024 18:18:18
звукач, на счет 30лет, а что поднимать? то, что нынешние баи -отрыжка совка разворовала? хотелось бы заметить, что бывшая метрополия до последних лет была в такой же немалой жо.., и если и есть сейчас какой-то подъем в производстве, так это только потому, что сейчас в нее вкладывают и готовят для войнушки с поднебесной. и война в украине, помимо интересов одной крупной группировки на эти земли и фронтира между ей и европой, есть еще как тренировка перед большой войной. так что будем поглядеть, что будет далее. а касательно оккупации? и участия оккупированных в войнах, ну и что, власовцы за гитлера вообще воевали, а потомки чернокожих рабов воевали во 2й мировой, в корее во вьетнаме, и вообще много где. а касательно басмачей, можете жоказать документами, что они были бандиты, а не борцы за свои права? советские источники и фильмы не рассматриваем, понятно, что правдой там не пахнет
Мой дед родился и вырос в Коканде,был кузнецом,и почему то пошел воевать с басмачами и Колчаковцами,с чего бы это? наверное жилось хорошо-свободно,сыто,в тепле? а вот хрена с два все как раз ноборот было и не верить его словам у меня оснований не было никогда.Насчет документальных поттверждений это вам в архив,хотя наверное уже там тоже подчистили.
  troll 08.01.2024 в 22:15:27   # 822145
у меня предки с запада казахстана, где оккупанты, и колаборационисты устроили геноцид. конфискации, голод. когда народ бунтовал, то просто перебили, как байских недобитков. многие погибли или покинули родные земли. голод был такой, что были случаи канибализма, причем нередко. моя бабушка со своей мамой и еще немногие родичи успели уйти и угнать часть скота, ушли в пески туркмении. вернувшись через несколько лет испытали ужас от того, что происходило на их родине. разруха, голод смерти. детей не пускали на улицу, потому как детское мясо мягкое и его убить легче. оставшийся скот, который им удалось сохранить, спас жизнь умиравшим с голоду. и что вы ждете от меня? чтобы я сидел и воспевал подвиги тех, кто воевал против тех, кто не был профессиональным солдатом, не имел современного оружия. а что касается вашего деда, во первых понятия не имею, как ему жилось, но очень сомневаюсь, что кузнец в городе или кишлаке жил очень плохо. а повестись в сказки профессиональных агитаторов может человек из любого сословия. истории революционеров этому доказательство. а что касается моих дедов. то прадед мой хоть и был зажиточный, но в роскоши не жил, а старался жить скромно, на свои средства открывал школы для бедняков. откуда знаю? один сосед- ныне покойный старик об этом много рассказывал. со стороны матери предки жили ьак, что по прошествии века их вспоминают добрым словом хотя все потомки уже переехали. так что не верю в рассказы, что была сплошная несправедливость , а потом пришли большевики, и всем стало хорошо. люди бывают и плохие и хорошие, как во все времена, но потом, приходят отморозки, и решают, что надо устроить войну, перестрелять половину народа, и заживем. если это ваш путь в светлое будущее, то я против.
  troll 08.01.2024 в 22:27:08   # 822146
Цитата: GoodZone от 08.01.2024 17:34:31
Некоторые особи мало книг читали, теперь и не знаю к счастью или сожалению... Начните с "Первый учитель" Чингиза Айтматова - становление советской власти, может поймете, что приобрели и что потеряли с ее приходом... Это про простых людей простая хорошая книга...

чтение книги не делает автоматически достойным человеком. да и сами писатели не всегда являлись таковым . примеры? киплинг, гитлер, киршон, муканов. читал я достаточно не мало, но тупо читать как многие, ради того, чтоб как вы, делать себе из этого плюсы? спасибо, но мы читали с вами для разных целей. поэтому, в будущем, посоветовал бы вам, не пытаться выставить своего оппонента глупым, или недалеким, только на основании того, что вы расходитесь с ним во мнениях. всего хорошего. спокойной ночи.
  Ал 09.01.2024 в 01:11:22   # 822149
Как давно выяснено, если в руководстве стоят собственные кадры, то это лишь с большой дури можно назвать геноцидом.
А упомянутый голод возник в связи с фанатизмом и дубовой исполнительностью руководства.

Кстати, не кто-то непосвященный, а целая директриса украинского музея "голодомора" заявила что его исследованием занимались не ученые, а СБУ и что цифры жертв голода значительно завышены. Причем там тоже у "руля" стояли местные кадры.

Если со слов фанатика у народов Азии была безбедная жизнь, то почему значительная часть вплоть до интеллигенции пошла за большевиками, причем оккупантами инородцами?
  Platon 09.01.2024 в 02:05:07   # 822150
Цитата: troll от 08.01.2024 22:15:27
у меня предки с запада казахстана, где оккупанты, и колаборационисты устроили геноцид. конфискации, голод. когда народ бунтовал, то просто перебили, как байских недобитков. многие погибли или покинули родные земли. голод был такой, что были случаи канибализма, причем нередко. моя бабушка со своей мамой и еще немногие родичи успели уйти и угнать часть скота, ушли в пески туркмении. вернувшись через несколько лет испытали ужас от того, что происходило на их родине. разруха, голод смерти. детей не пускали на улицу, потому как детское мясо мягкое и его убить легче. оставшийся скот, который им удалось сохранить, спас жизнь умиравшим с голоду. и что вы ждете от меня? чтобы я сидел и воспевал подвиги тех, кто воевал против тех, кто не был профессиональным солдатом, не имел современного оружия. а что касается вашего деда, во первых понятия не имею, как ему жилось, но очень сомневаюсь, что кузнец в городе или кишлаке жил очень плохо. а повестись в сказки профессиональных агитаторов может человек из любого сословия. истории революционеров этому доказательство. а что касается моих дедов. то прадед мой хоть и был зажиточный, но в роскоши не жил, а старался жить скромно, на свои средства открывал школы для бедняков. откуда знаю? один сосед- ныне покойный старик об этом много рассказывал. со стороны матери предки жили ьак, что по прошествии века их вспоминают добрым словом хотя все потомки уже переехали. так что не верю в рассказы, что была сплошная несправедливость , а потом пришли большевики, и всем стало хорошо. люди бывают и плохие и хорошие, как во все времена, но потом, приходят отморозки, и решают, что надо устроить войну, перестрелять половину народа, и заживем. если это ваш путь в светлое будущее, то я против.
Я правильно понимаю, что Ваши родные в 1920 ушли в пески, в 1922 вернулись и в это время царил такой канибализм, что детей из дому не пускали?
  Джимбо 09.01.2024 в 03:11:07   # 822151
Цитата: troll от 08.01.2024 15:04:12
стройка-гнида, твои фашисты митинговали в котельниках и на святом озере, чтобы мигранты уехали, теперь живете в дерьме, за собой чистить не умеете. а что каксается моих предков, то в отличии от тебя я их знаю. и дед мой до берлина дошел, чтобы такая мразь как ты, сейчас свою желчь изливала, оккупантов возвеличивала.
В Котельниках митинговали не фашисты как ты их назвал упырь конченный, а простые местные жители которые просто устали от дичи творимой мигрантами, от их хамства и преступлений, от безнаказанности.
  GoodZone 09.01.2024 в 08:27:14   # 822152
Цитата: troll от 08.01.2024 22:27:08
Цитата: GoodZone от 08.01.2024 17:34:31
Некоторые особи мало книг читали, теперь и не знаю к счастью или сожалению... Начните с "Первый учитель" Чингиза Айтматова - становление советской власти, может поймете, что приобрели и что потеряли с ее приходом... Это про простых людей простая хорошая книга...

чтение книги не делает автоматически достойным человеком. да и сами писатели не всегда являлись таковым . примеры? киплинг, гитлер, киршон, муканов. читал я достаточно не мало, но тупо читать как многие, ради того, чтоб как вы, делать себе из этого плюсы? спасибо, но мы читали с вами для разных целей. поэтому, в будущем, посоветовал бы вам, не пытаться выставить своего оппонента глупым, или недалеким, только на основании того, что вы расходитесь с ним во мнениях. всего хорошего. спокойной ночи.

Столько выводов высосанных их пальца... Не стану делать выводов, не буду вам уподобляться. Эко вас колбасит от простого предложения книгу почитать. И почему вы вдруг решили, что я конкретно к вам обращался, вы свою значимость слишком переоцениваете.
  bolatbol 09.01.2024 в 12:05:14   # 822153
"чтение книги не делает автоматически достойным человеком. да и сами писатели не всегда являлись таковым . примеры? киплинг, гитлер, киршон, муканов. читал я достаточно не мало"

Муканов, сирота, работавший некоторое время в правительстве Казахской ССР, писал доносы на алашордынцев, о чем писал в своей книге Школа жизни. Тем же занимались Сейфуллин и другие члены правительства. Али Шарипов тоже писал в своей книге про сироту, ставшим комиссаром, и отбиравшим скот по разнарядке. Были неграмотные исполнители, не желавшие защищать интересы народа и отстаивать перед Москвой нормы для Казахстана.
  Skype 09.01.2024 в 15:09:42   # 822154
Мустафа Шокай – государственный и общественный деятель, участник Алашского движения, ученый, журналист, представитель казахской интеллигенции начала 20 века. Начальное образование получил в русской школе на станции Сулутобе. В 1910 г. окончил Ташкентскую гимназию. 1910-1917 гг. учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. В годы учебы занимался общественно–политической деятельностью, участвовал в движении студентов-мусульман на стороне Турции в Балканских войнах. В 1916 г. Мустафа Шокай по рекомендации А.Бокейханова был назначен секретарем Мусульманской фракции Государственной Думы России.
  Skype 09.01.2024 в 15:10:27   # 822155
Тынышпаев Мухамеджан Тынышпаевич — казахский общественный деятель, депутат Второй Государственной Думы России, премьер-министр Туркестанской автономии, член «Алаш Орды», первый казахский инженер-путеец, активный участник проектирования и строительства Туркестано-Сибирской магистрали.

Мухамеджан Тынышпаев родился 12 мая 1879 года в предгорье Жиланды Маканчи-Садыровского района Лепсинского уезда Семиреченской области. В 1900 году окончил Верненскую гимназию и поступил в Императорский институт инженеров путей сообщения имени Александра I в Петербурге. В 1905 году Тынышпаев сдал выпускные экзамены, стал первым казахским инженером-железнодорожником.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь