Государство хочет умерить аппетиты операторов мобильной связи

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
GoodZone 19 Июля 2023 в 08:42:21
Антимонопольное агентство вышло с предложением отнести их услуги к предметам первой необходимости. Что это значит для любителей поговорить по сотовому телефону?

Монополия или конкуренция?
Агентство по защите и развитию конкуренции заявляет, что казах­станцы все чаще жалуются на повышение цен и ухудшение качества их услуг, а операторы перестали бороться за клиентов. Причина, по мнению инициаторов, в монополизации государством рынка сотовой связи. В аналитической справке агентства говорится, что на этом рынке в Казахстане присутствуют всего два игрока. Это группа компании “Казахтелеком” (Kcell, “Мобайл Телеком - Сервис”) с долей 62 процента, а также частный оператор “Кар-Тел” (38 процентов). Соотношение доли по владению радиочастотами у группы “Казахтелеком” составляет 82 процента, у “Кар-Тел” - 18.

При этом показатели по час­тотам существенно выросли у группы АО “Казахтелеком” по результатам недавнего аукциона радиочастот, используемого для сотовой связи 5G. Победителем разыгранных лотов признана только группа “Казахтелеком”.

- Таким образом, технология нового поколения 5G монополизирована государством в лице группы “Казахтелеком”, усилив и без того рыночную власть квазигосударственного сектора. Так, частные операторы не способны конкурировать в аукционах с гос­компанией как по финансовым показателям, так и по техническим. Примером тому служат итоги аукциона на 5G, где “Билайн” и потенциальный оператор Freedom Holding Corp. не смогли противостоять объединенному консорциуму в лице “Казахтелекома” и его мобильных операторов. В этой связи для фундаментального развития конкуренции необходимо предусмотреть право уполномоченного органа по ограничению участия в аукционах по распределению радиочастот для 5G, в том числе с государственным участием, уже владеющих частотами в сети 5G, - считают в АЗРК.

Говорящие цифры
С начала 2022 года по настоящий момент Министерство цифрового развития провело 1492 проверки в отношении сотовых операторов по качеству услуг связи и выписало 3 млрд 44 млн тенге штрафов. Ведомство получило от казах­станцев 350 жалоб на рост тарифов и подключение дополнительных услуг без их ведома. За этот же период в адрес агентства поступило более 100 официальных жалоб от граждан, в том числе на оператора “Билайн”, связанных с ростом цены на тарифный план “Яркий+” на 52,4 процента, на “Теле2” по тарифному плану “Зазвони” (рост 100 процентов) и другие.

При этом “Казахтелеком” сейчас оспаривает в суде Астаны направленный агентством запрос об обосновании роста его тарифов. Решением суда первой инстанции запрос признан законным, но еще не вступил в силу. Кроме того, Kcell оспаривает запрос агентства в связи с проведением мониторинга цен на сотовую связь. Более того, сотовые операторы подали совместный иск в Специализированный межрайонный суд по административным правонарушениям Астаны, требуя отменить некоторые нормы правил оказания услуг связи, которые были приняты по инициативе агентства для защиты прав граждан.

- Тем самым операторы всячески злоупотребляют своими процессуальными правами, оспаривая предусмотренные законодательством меры реагирования антимонопольного органа и затягивая в длительные судебные тяжбы, - сетуют в агентстве.

В Казахстане на конец 2022 года было зарегистрировано порядка 25,1 млн абонентов. И количество новых пользователей мобильной связи ежегодно растет.

- В соответствии с Предпринимательским кодексом государство регулирует цены и тарифы на товары, работы, услуги субъектов предпринимательства на общественно значимых рынках. Госрегулирование цен и госконтроль за соблюдением порядка ценообразования осуществляются в целях защиты интересов потребителей и субъектов общественно значимых рынков. При изложенных обстоятельствах и непрозрачности ценообразования на рынках, где присутствует квазигосударственный сектор, предлагается введение госрегулирования цен на услуги сотовой связи путем отнесения этой отрасли к общественно значимым, - предлагают в АЗРК.

На какой срок предлагается ввести госрегулирование? До момента полной демонополизации рынка. Из плюсов этой меры АЗРК называет “прозрачное ценообразование и доступность услуг для потребителей”, а минусом - “снижение инвестиционной привлекательности отрасли”.

Это предложение уже опубликовано на сайте “Открытые НПА” в виде консультативного документа. В нем говорится, что если инициативу одобрят, то АЗРК возьмется разрабатывать закон по вопросам конкуренции и внесет его в ноябре в администрацию президента, а в декабре - в мажилис.

Мнение потребителей
Инициатива вызвала массу восторженных откликов казахстанцев.

“Билайн” каждые шесть месяцев поднимает тариф. Считаю, что нужен госконтроль. В течение года моя ставка увеличится на 116 процентов. При этом годовая инфляция составила 21 процент. Это позор! Нам нужны новые операторы с их новыми выгодными тарифами. Я поддерживаю этот законопроект!” - комментирует на сайте “Открытые НПА” пользователь Азат ГИЗАТОВ.

“Поддерживаю данную инициативу! Сотовая связь действительно стала дорожать не по дням, а по часам, притом что покрытие работает исключительно в крупных городах или густонаселенных пунктах, где есть много клиентуры. Если рынок делят два участника, то сговор рано или поздно неизбежен”, - пишет Талгат МАНАБАЕВ.

Президент Нацлиги потребителей Светлана РОМАНОВСКАЯ тоже считает, что тарифы на услуги сотовой связи должны регулироваться государством, причем делать это надо по реальным затратам операторов.

- Должен быть принцип прозрачности ценообразования, но операторы всегда ссылаются на какую-то коммерческую тайну. Два игрока поделили рынок, диктуют цены на услуги, и никто остановить их не может. Если будет госрегулирование, то каждый дополнительный тенге, выставленный абонентам, должен быть обоснованным, потому что сейчас никто из людей не понимает, за что он платит. Надо операторов все время на пульсе держать. Такое ощущение, что они сидят и выдумывают, как из людей еще денег вытянуть. А качество услуг ухудшается, - говорит защитница потребителей.

А экономист Андрей ЧЕБОТАРЕВ называет нововведение странным.

- Это очень плохая идея! Регуляция цен никогда нигде не приводила ни к чему хорошему. Если государство считает, что ему виднее, сколько должны стоить те или иные тарифы, то у меня есть отличная идея. Пускай оно выкупает сотовых операторов. Государство и так владеет монопольным положением на рынке, имея “Казахтелеком”, и устанавливает какие захочет тарифы, но не называет это регуляцией ради людей, потому что это все профанация. Давайте я приду в стройкомпанию и скажу: вы построите бизнес-класс, я заплачу за него как за эконом, поживу и, если меня качество устроит, заплачу как за бизнес-класс. Не бывает в бизнесе так, что ты платишь когда-нибудь потом, - утверждает эксперт.

Он считает, что в мире действует принцип “чем больше страна, тем дороже стоит сотовая связь”, потому что ею надо обеспечить всю обширную территорию. Операторы должны обновлять инфраструктуру, строить новые базовые станции, модернизировать сети, чтобы обеспечить их стабильную работу.

- Во-вторых, мы радиофобы, и, к сожалению, наши законы таковы, что по жалобе даже одного человека могут демонтировать вышку. У людей нет осознанности, что они, отказываясь от вышек, отказываются от связи. Поэтому всем тем, кто хочет установить конт­роль цен, я напомню, что основной монопольный игрок, по заявлениям АЗРК, - это “Казахтелеком”, мажоритарная доля которого принадлежит государству. Какие тарифы надо устанавливать, если вы владеете монопольным положением отрасли?! Так что предложение выглядит странно, если честно, - считает Чеботарев.

Тогжан ГАНИ

P.S. Пока специалисты решают, надо ли обуздать монополистов, сотовые операторы объявили, что в августе в очередной раз повысят цены на свои услуги.

https://time.kz/articles/zloba/2023/07/18/stavka-na-tarif
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Джимбо 19.07.2023 в 11:19:30   # 816074
У нас нет конкуренции так как в конкурентах один Beeline. Поэтому регулировка цен антимонопольщиками это нормально. Беда только в том, что наш антимонопольщики не очень эффективны.
  GoodZone 19.07.2023 в 16:39:48   # 816092
Последние полгода резко упало качество проводного телекомовского и-нета, да и мобильный тоже стал лагать частенько... На все запросы отвечают, мол все в порядке на линии, типа у вас там что-то, а что там может быть - оптический кабель метров 7-8 и телекомовский модем... хрень однако с их стороны или барабашка, других причин я не знаю....
  Джимбо 19.07.2023 в 18:17:31   # 816100
Цитата: GoodZone от 19.07.2023 16:39:48
Последние полгода резко упало качество проводного телекомовского и-нета, да и мобильный тоже стал лагать частенько... На все запросы отвечают, мол все в порядке на линии, типа у вас там что-то, а что там может быть - оптический кабель метров 7-8 и телекомовский модем... хрень однако с их стороны или барабашка, других причин я не знаю....
У любого канал есть пропускная способность. С ростом пользователей растёт трафик. И поставщик услуг должен к этому готовиться расширяя каналы устанавливая доп оборудование. Но наши хотят денежки в карман, а не ваше удовлетворение услугой, поэтому придумывают всякий бред от Багдада Мусина:

Мусин ответил, что в отрасли имеются две глобальные проблемы и обе они связаны с людьми.

"Мы проводили замеры мобильного интернета, 67 локаций нами определено, где реально пропадает связь полностью. Там живут радиофобы, которые боятся установки базовых станций на этих жилых комплексах. В этих 67 ЖК акимат помог, провели разъяснительную работу и 39 ЖК уже убедили, чтобы на крышах их домов установить базовые станции. В пяти уже установлено, в шести идет установка, в остальных заключаются договоры. Мы три месяца проводили и убедили жителей, что базовые станции не несут вред для здоровья детей.

Вторая проблема - дешевизна тарифов и то, что наши пользователи постоянно зависают в интернете", - заявил Мусин.
  Рамзес 19.07.2023 в 20:30:53   # 816108
Quote:
У любого канал есть пропускная способность. С ростом пользователей растёт трафик. И поставщик услуг должен к этому готовиться расширяя каналы устанавливая доп оборудование. Но наши хотят денежки в карман,

Вторая проблема - дешевизна тарифов и то, что наши пользователи постоянно зависают в интернете", - заявил Мусин.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь