В скором будущем ученики школ перейдут на 12-летнее обучение
В Казахстане в обозримой перспективе будет вводиться 12-летнее школьное образование. С одной стороны, увеличение продолжительности обучения школьников на один год отвечает мировым стандартам, с другой – позволит повысить человеческий капитал нашей страны.

От него зависит конкурентоспособность и устойчивое развитие Казахстана в XXI веке. Об этом неоднократно говорил Глава государства Нурсултан Назарбаев. "Хватит нам импортировать образование", – сказал в одном из своих выступлений Лидер Нации, отметив, что в дальнейшем будет ставиться цель, направленная на повышение уровня казахстанского образования до международных стандартов. Кроме того, нельзя не отметить, что в современных условиях значительно повышаются требования к научной, технологической и гуманитарной подготовке молодежи, которой в будущем суждено укрепить позиции страны на мировой арене.

Переход отечественной системы образования на мировой стандарт – актуальная тема как для родителей, так и для учителей. Ведь не секрет, что нововведение должно носить продуманный характер, а сами реформы в столь щепетильной сфере – последовательно реализовываться. Именно об этом высказывался на днях министр образования и науки (МОН) Бакытжан Жумагулов, выступая на брифинге в Службе центральных коммуникаций. Он отметил: "Я вам должен сказать, что переход на 12-летнее образование – это процесс, который длится не один день. Он будет длиться до 2019–2020 годов. Все эти годы параллельно будут двигаться стандарты не только 12-летней, но и 11-летней школы".
Отметим, что на современном этапе Казахстан, по признанию многих авторитетных организаций мира, является одним из лидеров в построении конкурентоспособной образовательной системы, отвечающей последним веяниям времени и соответствующей принятым международным стандартам. Кроме этого, широкий охват подрастающего поколения вкупе с качественным процессом обучения позволил достичь нашей стране поставленных целей развития. Так, по итогам международного исследования качества образования TIMSS-2007, казахстанская модель начального образования была признана наиболее конкурентоспособной. В стране на обучение граждан ежегодно выделяется 4 процента от объема ВВП, что по мировым меркам считается очень хорошим показателем.
Переход на 12-летнее образования является оправданным шагом. Поскольку негативные факторы, влияющие на развитие отечественной школьной модели – устаревшая система оценки учебных достижений, не способная стимулировать учащихся, обусловили переход системы образования Казахстана на мировые стандарты. Кроме того, в рамках прежней модели наблюдается недостаточное развитие личностных, гражданских и нравственных качеств подрастающего поколения, низкий уровень осознания собственных интересов и перспектив.
В свою очередь, 12-летняя система обучения дает возможность более полно учесть интересы, потребности и возможности участников образовательного процесса, а также более рационально перераспределить учебный материал по ступеням обучения. При этом появляются возможности по созданию благоприятных условий для индивидуального обучения.
К слову, при переходе на двенадцатилетнее образование казахстанская модель становится конкурентоспособной на международной арене. Поскольку в соответствии с декларацией Совета Европы, принятой в 1992 году, пре- обладающей международной практикой принято считать 12-летнее школьное образование. Отметим, что в большинстве развитых стран обучение граждан составляет 12–14 лет. Как известно, двенадцатилетнее образование введено во всех странах Центральной и Восточной Европы, в том числе в странах Балтии, а также в Молдове, Украине, Беларуси, Узбекистане. В то же время в нашей стране аналогичные по содержанию программы по основным учебным предметам учащиеся должны освоить за 11 лет.
В этом плане новый механизм образования должен стать средством социализации учащихся и основой их будущей успешной деятельности. Поскольку известно, что в условиях наукоемких и высокотехнологичных производств значительно повышаются требования к научной, технологической и гуманитарной подготовке молодежи. Ценность общего образования возрастает, как и основы развития познавательных способностей, умений и навыков, без которых последующее университетское обучение малоэффективно. В свою очередь, повышение качества школьной системы способствует развитию отечественных традиций в работе с одаренными детьми.
Между тем, говоря о переходе на 12-летнее образование, необходимо отметить, что в самом МОН еще не определились с точной датой фактического перехода. Так, еще в январе 2012 года на расширенном заседании коллегии Министерства образования и науки глава ведомства заявил, что Казахстан планирует перейти на 12-летнее обучение через два года.
"В 2015 году мы планируем перейти на двенадцатилетку. Я думаю, что сейчас пришло время эти вопросы вынести на общественное обсуждение. Я знаю, что министерство проделало большую работу, Назарбаев Интеллектуальные школы большую работу делают. Но нам надо это где-то обсудить и договориться по параметрам. Потому что в мире есть разный опыт, надо понять, что нам подходит, самое лучшее отобрать из нашей системы и на базе нее уже перейти на 12-летнюю программу обучения", – отметил в 2012 году глава МОН.
Позже сроки были передвинуты. И если ранее звучало, что переход осуществится в 2015 году, то теперь мы с 2015 года начинаем "переход" на новую систему школьного образования, который закончится в 2019–2020 годах.
Введение мировых стандартов образования позволит Казахстану достичь ряда целей. Во-первых, ограничит, а впоследствии сократит имеющееся в настоящее время увеличение технологического разрыва с экономически развитыми странами. Во-вторых, будет способствовать обеспечению качественной всесторонней подготовки выпускников. И наконец, предоставит учащимся дополнительные возможности для выбора индивидуальной образовательной программы. Таким образом будет заложен фундамент становления конкурентоспособной личности. В то же время увеличение периода обучения в школе способствует повышению уровня общеобразовательной подготовки. В ее основе лежит всестороннее развитие личности.
В связи с переходом на 12-летнее школьное обучение предстоит качественно пересмотреть содержание образования, учебные предметы и время, потраченное на их освоение. Кроме того, необходимо реализовать комплекс мер, направленных на модернизацию учебно-материальной базы школ, а также подготовку педагогического состава. В этих целях МОН РК разработало концепцию 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан.
Согласно утвержденной концепции, 12-летнее среднее образование будет способствовать формированию конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.
В итоге переход Казахстана на 12-летнее школьное обучение позволит успешно решить стратегическую задачу – создание новой национальной модели образования, способной конкурировать с передовыми западными аналогами. "Хватит нам импортировать образование", – сказал в одном из своих выступлений Лидер Нации, отметив, что в дальнейшем будет ставиться цель повысить уровень казахстанского образования до международных стандартов.

Андрей КОРОЛЕВ, Алматы
30.01.2013
Источник - Литер

www.titus.kz
яндекс.ћетрика