Сел и поехал
Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
GoodZone 10 Августа 2018 в 10:23:30
В Эстонии автобусы стали бесплатными. Оказалось, это выгодно всем

Больше месяца назад, с 1 июля этого года, большинство эстонских регионов перешли на бесплатный общественный транспорт, последовав примеру столицы, где жители не платят за проезд уже несколько лет. Таллинский эксперимент оказался удачным: городская казна получила хорошую прибыль. Это стало основанием для начала нового эксперимента — запуска беспилотных автобусов. «Лента.ру» выяснила, как в Эстонии получают прибыль от бесплатного и какие преграды встают на пути прогресса.

Проездной за налоги

В Таллине бесплатный транспорт ввели еще в 2013 году — после того, как большинство горожан в ходе референдума одобрили предложение тогдашнего мэра Эдгара Сависаара.

Депутат эстонского парламента Ольга Иванова, которая в то время возглавляла самый крупный район Таллина — Ласнамяэ, рассказала «Ленте.ру», что общественный транспорт в той или иной степени дотируется всегда и везде, в любом государстве. Но пять лет назад в Таллине было поставлено одно условие: чтобы ездить бесплатно, гражданин должен стоять на учете в местной налоговой службе.

К слову, в ту пору, когда Эдгар Сависаар еще только намеревался сделать проезд в городе бесплатным, его обвиняли в безответственном популизме, а политические противники не упускали случая попугать таллинцев: мол, мэр хочет обанкротить город. Ведь прежде Таллина плату за общественный транспорт отменили лишь в небольшом французском городе Обань и в бельгийском Хассельте, а они по размерам не могли сравниться с эстонской столицей.

В 2015-м Сависаара отстранили от мэрства по обвинению в коррупции, многие действия бывшего градоначальника подверглись суровой критике. Однако бесплатный транспорт в Таллине остался — более того, это принесло городу большую прибыль.

«С тех пор как мы ввели бесплатный транспорт, мы получили доходов в два раза больше, чем потратили на него», — хвалился сотрудник мэрии Аллан Алакюла. По словам Ольги Ивановой, шесть лет назад многие жители Таллина были зарегистрированы в других местах — соответственно, их налоги получали другие муниципалитеты, а не Таллин. «С введением бесплатного транспорта эти люди поспешили перерегистрироваться уже в Таллине — и их налоги теперь достаются столице. Это получились огромные суммы, — отмечает политик. — Таким образом, город оказался в выигрыше».

Жители Таллина в местной налоговой приобретают за два евро специальную «зеленую карту», подтверждающую, что они являются налогоплательщиками, и используют ее как единый проездной. За годы эксперимента население Таллина только за счет сменивших налоговую регистрацию выросло на 25 тысяч человек. Иванова уточнила, что их налогов хватило в том числе на то, чтобы продолжить программу обновления и модернизации общественного транспорта.

За минувшие годы Таллин вложил в эту сферу 200 миллионов евро. Город купил более ста новых автобусов и двадцать трамваев, реконструированы все трамвайные пути. Впрочем, тут столице помогло и государство — деньгами от продажи квот на загрязнение атмосферы. В конце концов, в этом есть и заслуга Таллина: городской общественный транспорт здесь отвечает самым высоким экологическим требованиям, и горожане все чаще отдают предпочтение именно ему, а не личным авто.

Проведенные в прошлом году опросы показали, что таллинцы довольны работой общественного транспорта, и 80 процентов жителей пользуются именно им для поездок на работу, по делам и в свободное время.

Неожиданно в выигрыше оказались даже те, кто напрямую не связан с транспортной сферой. Оставляя машину дома, горожане почувствовали выгоду от экономии средств и времени, стали чаще выходить в город и тратить больше свободных денег на досуг. Как результат — подъем городской экономики: люди чаще покупают местные товары, пользуются местными услугами. После того как исчезла необходимость тратиться на проезд, в Таллине заметно выросла посещаемость магазинов, кафе и ресторанов.

Хорошее чувство — зависть

Однако когда минувшей весной министр экономики Кадри Симсон выдвинула идею сделать транспорт бесплатным и в регионах, большинство граждан отнеслось к предложению с настороженностью. В ходе проведенного опроса эту идею поддержала лишь треть населения. Социологи объяснили это тем, что люди опасаются снижения качества услуги или привыкли передвигаться на личном транспорте.

Но нынешний градоначальник Таллина Таави Аас призвал не обращать внимания на эту статистику: «Вспомним, что прогнозировали несколько лет назад критики таллинского эксперимента: "в транспорте нас ожидает спад". А вместо этого — подъем, какого никогда не было».

В итоге регионы все же решили последовать примеру столицы. С начала июля за проезд перестали платить в уездах Валгамаа, Вырумаа, Вильяндимаа, Пылвамаа, Ярвамаа, Йыгевамаа, Тартумаа, Ида-Вирумаа, Хийумаа, Сааремаа. Местные власти надеются, что бесплатный проезд повысит трудовую мобильность жителей провинции и даст толчок экономическому развитию.

Правда, решились на эту меру еще не все. В уездах Харьюмаа, Рапламаа, Ляэне-Вирумаа и Пярнумаа пассажирам в возрасте от 20 до 62 лет все-таки приходится платить за проезд. Впрочем, ожидается, что и эти регионы вскоре последуют общему примеру, ведь предприятиям общественного транспорта, сохранившим плату за проезд, могут урезать государственные дотации.

В перспективе эстонцы хотят видеть свой общественный транспорт не только бесплатным, но и беспилотным. В прошлом году в стране успешно завершились тестовые испытания по перевозке пассажиров на автоматизированных микроавтобусах без водителя. Каждый такой автобус вмещает восемь человек. За месяц два беспилотника проехали 1300 километров и перевезли примерно 5500 человек. В целях безопасности в нем находился сопровождающий.

Тернистый путь прогресса

Стоимость пилотного проекта беспилотных автобусов составила около 100 тысяч евро, причем две трети этой суммы — частные инвестиции. В ближайшее время эксперимент планируется продолжить, теперь на дороги предполагают выпустить более крупные машины. Тут необходимо отметить, что Эстония стала первой страной Евросоюза, законодательно разрешившей использовать на своих дорогах беспилотные транспортные средства.

В рабочую группу, занимавшуюся подготовкой закона, входили представители ряда министерств, автостраховщики и ученые. Они сошлись во мнении, что мировые производители автотранспорта заинтересованы в наличии страны, способной стать полигоном для обкатки беспилотных технологий.

Проникновение прогресса в эстонское общество, конечно, не было абсолютно гладким. В стране уже зарегистрировано первое ДТП с участием беспилотного аппарата. К счастью, это был не автобус, а автоматический курьер — шестиколесная тележка, доставляющая грузы весом до десяти килограммов.

Такой беспилотник передвигается по тротуарам и велосипедным дорожкам, а автомобильные дороги может пересекать по пешеходным переходам. На одном из таких переходов, который робот законопослушно пересекал на зеленый сигнал светофора, его сбил нарушитель на автомобиле. Робот-курьер перевернулся, но не пострадал и вскоре вернулся к работе.

Еще один беспилотный курьер подвергся нападению неадекватного гражданина. Инцидент произошел в столичном районе Какумяэ: на пути прогресса встал местный житель в состоянии алкогольного опьянения. На почве внезапно возникших неприязненных отношений (как это часто бывает в таком состоянии) он напал на робота и несколько раз ударил его ногой по корпусу.

Антивандальное устройство выдержало этот натиск, и тогда гнев дебошира обратился на получателя посылки, который, в отличие от механического курьера, получил более серьезные повреждения. Прибывшие на место полицейские обезвредили хулигана, а робот отправился на базу своим ходом.

Впрочем, мелкие ЧП едва ли способны остановить продвижение перспективных технологий. В правительстве считают, что внедрение таких новинок оправдывает себя уже тем, что станет хорошей рекламой Эстонии — страны, находящейся в авангарде технической революции.

Владимир Веретенников
https://lenta.ru/articles/2018/08/10/poekhaly/
Комментарии, по рейтингу, по дате
  MrX 10.08.2018 в 10:27:36   # 689067
Дикари какие-то...загрязнения воздуха...

У нас в Петропавловске троллейбусы убрали... Теперь только старые автобусы с европы, да новые китайские зайчики...
  МишкаНаСевер 10.08.2018 в 10:40:25   # 689070
  DNK 10.08.2018 в 10:40:55   # 689071
Насчёт беспилотников незнаю. Кто будет нести ответственность при ЧП либо ДТП?
А в остальном молодцы: идея+разумный подход=положительный результат
  КЕДЫ 10.08.2018 в 14:02:45   # 689124
Но как так ребята? По телевизору сказали в Эстонии депрессия полная, людей уже не осталось,все уехали туалеты мыть, голод и разруха. Как же так? Ведь по телевизору не могут обманывать!!
  старик 10.08.2018 в 14:35:34   # 689137
Quote:
Но как так ребята? По телевизору сказали в Эстонии депрессия полная, людей уже не осталось,все уехали туалеты мыть, голод и разруха. Как же так? Ведь по телевизору не могут обманывать!!
Ну во-первых про Эстонию не пишут плохо, наоборот хвалят на фоне Литвы и Латвии ,а во- вторых Quote:
За годы эксперимента население Таллина только за счет сменивших налоговую регистрацию выросло на 25 тысяч человек
как видите борьба идет за каждого человека. Всего 25000 человек способны изменить экономическую ситуацию.
  Лысый 10.08.2018 в 14:45:41   # 689141
На Ютьюбе есть канал Вячеслава Бойцова. Он в Эстонии на железной дороге работает. Удивляет чистота на путях и пристанционный территории. Европа 100 %
  Ал 11.08.2018 в 02:39:48   # 689191
Quote:
Численность населения Эстонии выросла в прошлом году на 3070 человек за счет сальдо миграции https://rus.err.ee/654379/chislennost-naselenija-jestonii-vyrosla-v-proshlom-godu-na-3070-chelovek-za-schet-saldo-migracii

Учитывая высокие потери численности населения после распада СССР, - одно из редких повышений численности.
Quote:
Брюссель сократит помощь Эстонии примерно на миллиард евро
Проект будущего семилетнего бюджета ЕС, подготовленный в Брюсселе, предусматривает радикальное сокращение размеров финансовой помощи странам Балтии и Вишеградской группы.
ТАЛЛИНН, 31 мая — Sputnik, Алексей Тоом. Финансовая поддержка стран Балтии в следующем бюджетном периоде ЕС сократится не менее чем на 20% по сравнению с тем, что они получают сейчас из фондов союза. Брюссель уверяет, что перераспределение денег бюджета ЕС объясняется ростом благосостояния населения стран Восточной и Центральной Европы. Проект бюджета, подготовленный Еврокомиссией, встречен в штыки во многих странах союза.
...
Читать далее: https://ru.sputnik-news.ee/politics/20180531/10935842/Brjussel-sokratit-pomoshh-estonia-milliard-evro.html


По теме Quote:
...
За то, чтобы жители волости могли на волостных линиях ездить бесплатно, проголосовали все депутаты.
- Внутри волости доход от продажи билетов был настолько незначителен, – отметил Сильберг, что бесплатный проезд оказался даже выгоднее. За весь год на билетах зарабатывались менее 5 тысяч евро, а вот за аренду оборудования для продажи билетов приходилось платить в год по 10-11 тысяч евро. http://stolitsa.ee/211380

Quote:
Alexander K
Изменен 10.08.2018 в 20:20
4
В Таллине транспорт бесплатный только для жителей Таллина.
В регионе Таллинна транспорт платный.
В Ida-Virumaa, в основном населенной русскими, пригородные автобусы бесплатны для всех ( в том числе и для руссо-туриста - ездил)... А, вроде как городские в Нарве, платные. Но резко вырос пассажиропаток... Я ездил в автобуссе Йыхви-Кивиыли - туда все желающие влезали... А вот рейс Йыхви-Тойла ( народ в жару захотел на пляж) всех желающих увезти не мог...
Реакция в Эстонии очень спорная... Особенно когда стартует учебный год, и дети не смогут попасть в школу...
Да и сейчас, в выходные пожилые люди не могут попасть на кладбища... Такси им дорого, а в бесплатный автобус не влезть... Опять же я читал эстонскую рускоязычную прессу на эту тему и видел все своими глазами в столице Ида-Вирумаа городе Йыхви... По прессе, наиболее сложная ситуация в самом крупном городе Ида-Вирумаа Нарве...И как и в Йыхви сложности с автобусами к морю...
Автор не затруднил себя поизучать материал...
На сайте peatus.ee можно проверить какой автобус платный

https://lenta.ru/articles/2018/08/10/poekhaly/

Как же так? Ведь по телевизору не могут обманывать!! (с)
  Ал 11.08.2018 в 02:52:40   # 689193

Quote:
Более недоступна: Facebook закрыл страницу о Латышском добровольческом легионе СС http://stolitsa.ee/boljeje_njedostupna_facebook_zakryl _stranicu_o_latyshskom_dobrovolchje skom_ljegionje_ss/220244
10.08.2018
Социальная сеть Facebook закрыла крупнейшую страницу, посвященную историческим свидетельствам и памяти об участниках Латышского добровольческого легиона СС, на которой публиковались фотографии солдат, воспоминания из газет, книг и семейных архивов, передает Mixnews.lv, со ссылкой на Delfi.
В группе под названием «Фото и рассказы о латышском легионе и латышских солдатах 2 МВ» за три года были опубликованы сотни записей, в ней участвовали примерно 3300 участников, которые делились информацией по этой теме.
Часть опубликованных материалов удалось спасти, но часть пропала, рассказал один из администраторов группы Марис Юрциньш. Он направил жалобу в Facebook, но ответа пока не получил.
Добавим, как ранее сообщало издание Die Welt, Европейская комиссия намерена усилить меры по борьбе с распространением террористического контента в сети.
По информации издания, в настоящее время ведется разработка законопроекта, который обяжет такие интернет-компании, как Google, Facebook и Twitter принять меры для оперативного выявления и удаления подобного контента со страниц своих ресурсов.
Как ожидается, документ в окончательном виде будет представлен в сентябре.
  Джимбо 13.08.2018 в 11:22:13   # 689334
Цитата: КЕДЫ от 10.08.2018 14:02:45
Но как так ребята? По телевизору сказали в Эстонии депрессия полная, людей уже не осталось,все уехали туалеты мыть, голод и разруха. Как же так? Ведь по телевизору не могут обманывать!!
Дак по телевизору и не врут.
1. Еще в 14 февраля 2017 Парламент Эстонии принял решение о создании специальной комиссии по проблеме кризиса народонаселения страны.
2. А вот из викиедии:В постсоветских республиках, вошедших в состав Евросоюза (Литва, Латвия и Эстония) наблюдается значительно большее сокращение населения (население уменьшилось на 15-20 %, с 1990- го по 2016 год) преимущественно из-за эмиграции.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь