Казахстанские физики-ядерщики модернизируют советские ядерные реакторы
Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
danilov 27 Ноября 2017 в 12:44:24
Казахстанские учёные-ядерщики впервые за последние четверть века модернизируют уникальные исследовательские реакторы, доставшиеся Казахстану от Советского Союза

Корреспондент informburo.kz побывал в Институте ядерной физики, расположенном в 20 километрах от Алматы в посёлке Алатау, где проводится конверсия реактора ВВР-К.

На территории Казахстана сохранились пять научно-исследовательских установок, в основе работы которых лежит принцип деления атомного ядра. Три реактора находятся в Национальном ядерном центре на бывшем Семипалатинском испытательном полигоне. Это импульсный графитовый реактор ИГР; прототип ядерного ракетного двигателя – реактор ИВГ.1М и ампульный реактор РА. Два из них, ИГР и ИВГ.1М – в рабочем состоянии, причём ИВГ.1М в настоящее время в стадии модернизации. Установки активно эксплуатируются в рамках различных международных проектов, позволяющих большой генерации казахстанских учёных активно сотрудничать с их зарубежными партнёрами.

Ампульный реактор РА в настоящее время заглушен, топливо из него выгружено и отправлено в Россию. По всей видимости, больше он работать не будет.

Две установки находятся в Институте ядерной физики, крупнейшем научном заведении нашей страны. Институт расположен в посёлке Алатау, недалеко от казахстанского мегаполиса, и занимает обширную территорию в предгорьях Заилийского Алатау. На сегодняшний день в ИЯФ трудятся около 700 сотрудников, здесь множество научных направлений, одно из которых связано с исследованиями в области безопасности атомной энергетики.

Исследования проводятся на ядерном реакторе ВВР-К и так называемом критическом стенде. Это ядерная установка, включающая в себя критическую сборку (устройство, в котором осуществляется самоподдерживающаяся цепная реакция при очень малой мощности), а также комплекс систем и экспериментальных устройств, смонтированных на определённой площадке.

Аббревиатура ВВР-К, придуманная ещё в советское время, расшифровывается как "водо-водяной реактор казахстанский". Это реактор на тепловых нейтронах, где для охлаждения используется вода. К слову, научный инструмент подобного типа есть также в Узбекистане, в узбекском ИЯФ, расположенном в Ташкенте. Он называется ВВР-СМ. По некоторым данным, в настоящее время ВВР-СМ остановлен из-за проблем с топливом (об этом чуть позже). Ранее на нём производились радиофармпрепараты для медицины.

Реактор ВВР-К был введён в эксплуатацию в 1967 году. Критический стенд – в 1972-м. Главная особенность нашего реактора в том, что он способен достаточно долго работать в стационарном режиме. Длительность кампании составляет 21 сутки. В год установка пребывает в активном состоянии где-то 210-230 суток. Для исследовательских атомных реакторов – это довольно серьёзное достижение.

Основное направление исследований на ВВР-К – это материаловедение, проводится также нейтронно-активационный анализ, производство радиофармпрепаратов, а также изотопов для промышленности. Ещё одно направление – исследования в области нейтронной физики. В постсоветское время появилась новая тематика, связанная с испытаниями различных топливных элементов для атомных электростанций.

В советское время институт в основном работал на военно-промышленный комплекс. Есть такое физическое явление – "термоэмиссионное превращение энергии". Это когда энергия деления атомного ядра непосредственно превращается в электрическую. При делении выбрасывается огромное количество энергии, она улавливается специальным экраном и превращается в электрический ток. На основе этого явления разрабатывали источники питания для космических аппаратов. Программа до сих пор не потеряла актуальности. 5-7 лет назад специалисты ИЯФ пытались совместно с учёными из РФ возобновить эти работы. Однако возник вопрос интеллектуальной собственности, и сотрудничество было свёрнуто.

В 1988 году после Чернобыльской аварии было принято решение провести анализ технической безопасности на всех исследовательских реакторах в СССР. ВВР-К был остановлен из-за того, что в своё время его построили в зоне высокой сейсмической активности. Было принято решение усилить конструкцию и заменить оборудование. Но в результате развала Союза эти работы вместо одного-двух лет растянулись на десять. Реактор был запущен вновь только в 1997-м.

После 1997 года казахстанский Институт ядерной физики стал разрабатывать совместные проекты с Японией. Проводились испытания литиевой керамики для элементов конструкции перспективных термоядерных реакторов. Испытывались также изделия из графита, который активно применяется в атомной энергетике как замедлитель нейтронов. Графит имеет свойство гореть, но японцы придумали специальную оболочку для графитовых блоков, благодаря которой графит при взаимодействии с кислородом не загорается. Ещё одно направление исследований было связано с новым типом топливных элементов, разработанных в Японии. Испытывали трансформаторы давления, которые применяются в атомной энергетике, после их облучения нейтронным потоком. Результаты экспериментов сравнивали с новыми разработками японских специалистов.

– По материаловедению – периодически мы облучаем разного вида образцы из стали, железа, меди, – рассказывает главный инженер ВВРК Дархан Накипов. – Исследуем влияние облучения на конструкционные материалы. Сейчас мы начинаем эксперимент с облучением стали. Хотим посмотреть, как ведут себя два аналога – американского и российского производства, из которых построены некоторые узлы ядерных реакторов. Проводим также исследования биологических образцов по методу нейтронно-активационного анализа.

– Что такое конверсия атомного реактора?

– Если в двух словах – это перевод реактора с высокообогащённого топлива на низкообогащённое. Практически во всех советских исследовательских атомных реакторах использовался уран-235 с уровнем обогащения от 36% до 90%. Гипотетически существует возможность использовать высокообогащённый уран для изготовления ядерного оружия. И уже не дай Бог, если расщепляемые материалы такого уровня попадут в руки террористов. Поэтому существуют международные программы, по которым на постсоветском пространстве производится модернизация советских реакторов с переводом их на низкообогащённый уран-235. Уровень обогащения не превышает 20 процентов. Вдохновителем этих программ являются США. Казахстан, в свою очередь, подписал ряд международных договоров по нераспространению, поэтому у нас тоже ведутся такие работы.

– Как именно модернизировали ВВР-К?

– До 2015 года мы работали на высокообогащённом уране – 36%. В 2015-м выгрузили это топливо, провели модернизацию и в 2016-м запустились на низкообогащённом уране. Сейчас у нас обогащение 19,7%.

При конверсии мы заменили стержни управления и приводы. Эти узлы были изготовлены в Чехии, компанией Skoda. Прошло уже полтора года, у нас накопились кое-какие вопросы, потому что это новые разработки. Теперь чешские специалисты изучают результаты работы и должны внести кое-какие изменения по нашим требованиям. Проведённая модернизация достаточно высоко подняла планку безопасного использования нашего реактора. Это вопрос, который волнует всех. Рядом мегаполис, в регионе очень высокая плотность населения. Аварийные ситуации в этих условиях просто недопустимы.

– А кто разрабатывал топливо?

– Топливные сборки были спроектированы нашими специалистами, а изготовлены в России в Новосибирске, на заводе "Химконцентрат" (ОАО НЗХК). Аналогов такого вида топливных сборок нет. Они выполнены в единственном экземпляре. Испытания они прошли успешно. После завершения испытаний в России стали серийно производить такие топливные сборки.

Теперь реактор называется ВВР-КН (водо-водяной реактор казахстанский низкообогащённый).

Ещё мы модернизировали систему управления. Все старые узлы были демонтированы. Российская компания "CНИИП-СИСТЕМАТОМ" разработала нам систему управления. Она установлена. Далее была полностью заменена система радиационного контроля, а также система контроля газо-аэрозольных выбросов. Можно сказать, что теперь у нас реактор на 80% новый.

– Что дальше? Какие перспективы?

– Основное направление сегодня – это производство радиоизотопов и радиофармпрепаратов. Мы производим радиоизотопы для дефектоскопии, применяемые в нефтегазовой отрасли. В основном это иридий-192. Он используется для сканирования сварочных швов, оценки целостности трубопроводов. Радиоизотопы применяются также в строительной отрасли, где с их помощью проверяется качество железобетонных конструкций.

Из радиофармпрепаратов основной – это технеций. Изотоп на основе молибдена, применяемый в диагностике онкологических заболеваний. Мы поставляем его в специализированные медицинские учреждения Алматы и Астаны. Также поставляем изотопы йода для диагностики заболеваний щитовидной железы.

Думаю, что у нас очень большой потенциал в плане поддержки технологий разведки полезных ископаемых. Установка нейтронно-активационного анализа будет полностью загружена.

Мы хотим совместно с Объединённым институтом ядерных исследований, расположенным в российском городе Дубна обновить установку нейтронной радиографии. Она у нас морально устаревшая, построенная в 80-х годах. Сейчас идёт процесс разработки новой установки. В ближайшие год-два мы её смонтируем.

В 2019-2020 годах хотим совместно с этим же институтом разработать и изготовить установку для нейтронной дифракции.

– В советские времена у нас проводились достаточно серьёзные исследования по нейтронной физике, – делится планами Дархан Накипов. – Я надеюсь, что мы начнём эксперименты в этой сфере в будущем. Также будем создавать учебный центр для подготовки персонала исследовательских реакторов, для атомных станций. Если мы говорим о том, что будем строить у нас атомную станцию, то для неё надо готовить персонал не только в вузах, но чтобы они проходили стажировку на реальных объектах атомной энергетики.

– Конечно, это была вынужденная мера, но нет худа без добра – мы полностью обновили реактор, – рассказывает Насурлла Буртебаев. – Реактор был построен лет 50 назад, некоторые его узлы безнадёжно устарели. Теперь там всё компьютеризировано, новая элементная база – это фактически новый реактор. Предполагаем, что он будет работать ещё, как минимум, 15-20 лет. А дальше уже наступает время, когда конструкционные материалы, которые используются на реакторе, устаревают – усталостный эффект.

В первую очередь нас сегодня интересуют его технические характеристики. Мы использовали новые методики формирования активной зоны, защиты и т.п. Благодаря новой системе формирования активной зоны, при уменьшенной в два раза активности, мы увеличили его производительность в два раза. Основная характеристика – это поток тепловых нейтронов. В обычных реакторах такого класса поток нейтронов составляет 10 в 14-й степени. Мы этот поток уплотнили в два раза.

– В Союзе было несколько аналогичных реакторов, – рассказывает далее зам.генерального директора ИЯФ. – Реально сейчас работает только наш. Узбекский закрылся. В России ситуация непонятная. Эксплуатация исследовательского атомного реактора требует больших финансовых затрат. У нас эта проблема решилась несколькими путями, не сильно напрягающими бюджет страны. Любопытно, что узбеки раньше нас перевели свой реактор на низкообогащённое топливо. Но они не учли несколько таких хитрых нюансов: как дальше будет он эксплуатироваться, как будет обеспечиваться новым топливом – это же покупать надо. Мы этот вопрос решили очень удачно: высокообогащённое топливо отправили в Россию, и они нам его вернули в низкообогащённом варианте. То есть мы топливо не покупаем. В Узбекистане не смогли договориться с Россией.

Далее, мы нашли зарубежных партнёров, которые заинтересованы в работе этой установки. Они частично оплачивают эксплуатационные расходы.

– Кто сейчас ваши партнёры?

– Наши партнёры – японцы, россияне. Во многих странах мира сейчас закрывают промышленные реакторы. Научно-исследовательские же установки в основном находятся в развитых странах. В Европе, например, очень активны "зелёные", которые добиваются того, чтобы такие реакторы были ликвидированы. В Японии было много научно-исследовательских реакторов, но после Фукусимы они все были остановлены. Всего в мире осталось несколько таких установок. Они есть в некоторых крупных университетах. Такие реакторы нужны для подготовки кадров, для проведения научных исследований и для производства радиоизотопов для медицины.

– На нашем реакторе мы сейчас исследуем новые конструкционные материалы, новые виды топлива для промышленных реакторов нового поколения. Сейчас в мире полномасштабно работают реакторы второго поколения. Через 10-15 лет начнут эксплуатировать третье поколение. А через 20-30 лет – уже четвёртое. Второе поколение – это реакторы чернобыльского типа. Они управляются человеком. Безопасность эксплуатации обеспечивается человеком. Третье поколение – это уже полуавтоматические реакторы. Реактор четвёртого поколения в случае развития аварийной ситуации сам себя гасит, человек здесь не нужен.

Достаточно сильные позиции в этом отношении имеет Япония. Они разрабатывают именно реакторы четвёртого поколения. Но сейчас, после Фукусимы, исследования приостановились. В США есть передовые разработки – у них около 100 реакторов. Россия и Франция также в лидерах. Канада.

В мире сейчас около 400 промышленных реакторов, из них где-то четвёртая часть – реакторы российской разработки.

США особо не делятся своими технологиями с другими странами. Япония, наоборот – продаёт свои разработки достаточно активно. Россия продаёт.

– Многих алматинцев, мягко говоря, смущает близкое соседство с таким объектом, как ваш. Насколько безопасным стал ВВР-К после конверсии?

– У нашего реактора очень маленькая активная зона, образно выражаясь – это большой самовар. Там очень незначительное количество топлива. Теплового взрыва, как в Чернобыле, здесь просто по определению не может произойти. Около десяти лет назад в наиболее уязвимых узлах реактора были смонтированы специальные демпферы, которые способны смягчить удар сверху. К примеру, если в результате землетрясения произойдёт обрушение кровли. В основном защищены системы теплообмена. Вокруг института есть санитарная зона. При самом негативном сценарии, в случае аварии на реакторе, в пределах этой санитарной зоны будет сильное превышение фона.

– Как вы считаете, нужна ли Казахстану сегодня атомная электростанция?

– Если рассуждать в глобальном масштабе, атомная электростанция нам нужна. Мы производим огромное количество урана. Почему мы его только продаём? Почему мы не можем его сами использовать? Cейчас в Казахстане нет дефицита энергии. Но мы жжём уголь: это, во-первых, огромный ущерб окружающей среде, а во-вторых, нас могут заставить от него отказаться в соответствии с каким-нибудь международным соглашением по климату. Откуда мы тогда возьмем энергию?

– Весь вопрос в транспортировке. Угольные электростанции становятся нерентабельными, если энергию от них надо передавать более чем на 400 километров. Первоначальная идея была построить атомный реактор в Актау на территории МАЭК. Но дело в том, что в Мангистауской области электроэнергии хватает, а тянуть линии в Центральный Казахстан – это 2-3 тысячи километров. Такая электроэнергия становится золотой в буквальном смысле слова. Затем решили строить на Балхаше в районе посёлка энергетиков Улькен. Но общественность выступила против. Была ещё идея построить там не атомную, а угольную электростанцию. Но какая из них более опасна для окружающей среды – это ещё большой вопрос. Угольная станция выбрасывает в атмосферу огромное количество двуокиси углерода, а зола сама по себе радиоактивна. В принципе, если поставить там реакторы третьего поколения, вероятность аварии на такой станции будет ничтожно мала.






1288x727
(108,54 Кб)

1288x859
(371,32 Кб)

1288x859
(289,44 Кб)

1288x858
(435,38 Кб)

1288x859
(440,94 Кб)

1288x859
(407,16 Кб)

1288x859
(359,31 Кб)

1288x859
(250,3 Кб)

1288x859
(366,87 Кб)

1288x859
(159,32 Кб)

1288x859
(261,15 Кб)

1288x859
(277,77 Кб)

1288x859
(240,4 Кб)

1288x859
(168,41 Кб)

1288x859
(256,61 Кб)

1288x859
(201,3 Кб)

1288x859
(288,5 Кб)

1288x859
(254,04 Кб)


https://informburo.kz/stati/kak-kazahstanskie-fiziki-yadershchiki-moderniziruyut-sovetskie-yadernye-reaktory.html
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Hairless 27.11.2017 в 13:07:12   # 646062
,
Вот найух они туда лезут!
  Даун 27.11.2017 в 13:28:26   # 646071
модернизирую в барахолку наверное
  Manitu 27.11.2017 в 13:54:16   # 646074
А не эбанёт?
  Freeman_kep 27.11.2017 в 14:55:19   # 646086
  Wolfkz 27.11.2017 в 15:40:51   # 646093
Да нормально все там. Сам работал в этом институте когда то. Один из не многих с живой наукой. Барахолку там делать точно не будут, стратегический объект. Одна проблема - зарабатывать не умеют. Хотя бюджет я помню на 2/3 состоял из внебюджетных средств - различные программы магатэ, мнтц и т.д. Немного не хватает комерческой хватки, так то можно много продуктов делать. Вернее они есть- гидрогелевые повязки, кровлен вроде могли делать. Для медицины и так делают наработку изотопов. Рдц покупает. Правда обидно было, когда наш рдц бельгиейцев на неделю за 30 лямов привозила. А нашим за год и 5 лямов не могла оплатить.
  Лысый 27.11.2017 в 16:14:03   # 646098
У парня на первой фотке загар нездоровый.
  babygirl 27.11.2017 в 17:52:38   # 646110
"Казахстанские физики-ядерщики модернизируют советские ядерные реакторы"- очень страшно звучит!
ООО у нас новый смайлик!
  старик 27.11.2017 в 18:53:46   # 646135
Quote:
Казахстанские физики-ядерщики модернизируют советские ядерные реакторы
О-о-о, у нас и ядерщики есть?!
  Marvel 27.11.2017 в 18:58:28   # 646136
Цитата: старик от 27.11.2017 18:53:46
Quote:
Казахстанские физики-ядерщики модернизируют советские ядерные реакторы
О-о-о, у нас и ядерщики есть?!


Старик, у нас много чего есть, просто зашоренность не позволяет этого увидеть.
  Мура45 27.11.2017 в 19:11:41   # 646138
Quote:
у нас много чего есть, просто зашоренность не позволяет этого увидеть.

Асеке, они этого "не видят" и "видеть не хотят", они могут только за совок что-то трындеть "а вот раньше, при Союзе.."
Они даже "не в курсе", скорее всего, что Казахстан в лидерах по добыче урана, отрасли, где, хочешь-не хочешь, просто обязаны быть наши (и они есть!), успешно трудятся (не в пилении бабла!) отечественные специалисты в области ядерных технологий. Но в их зашоренных головах понятие "физик-ядерщик" - это что-то связанное только с "ядрён батоном" и АЭС.
  Мура45 27.11.2017 в 19:17:36   # 646140
Кстати, тут вечно, когда подаётся позитивная информация о события в Казахстане, "Хабаром" обзывают. Хотя по тому же "Хабару" подаётся очень много информации о нашей промышленности, о которой, говоря их словами: "всё продали, развалили, распилили, пробухали, прокутили, спиздили" - нужное подчеркнуть.
  Софруджу 27.11.2017 в 19:43:34   # 646145
На фотографиях всё больше весьма немолодые европейцы. Доживающие специалисты ненавистного "совка". Вот доразъедутся и доживут, а дальше что?
  Pole13 27.11.2017 в 20:06:25   # 646149
20 километров от Алматы
  Мура45 27.11.2017 в 20:54:13   # 646159
Цитата: Софруджу от 27.11.2017 19:43:34
На фотографиях всё больше весьма немолодые европейцы. Доживающие специалисты ненавистного "совка". Вот доразъедутся и доживут, а дальше что?


Пессимизм зашкаливает..
  arhar 27.11.2017 в 22:18:23   # 646164
Цитата: Софруджу от 27.11.2017 19:43:34
На фотографиях всё больше весьма немолодые европейцы. Доживающие специалисты ненавистного "совка". Вот доразъедутся и доживут, а дальше что?

проводим, похороним...
  Софруджу 27.11.2017 в 22:56:34   # 646168
Цитата: Мура45 от 27.11.2017 20:54:13
Цитата: Софруджу от 27.11.2017 19:43:34
На фотографиях всё больше весьма немолодые европейцы. Доживающие специалисты ненавистного "совка". Вот доразъедутся и доживут, а дальше что?


Пессимизм зашкаливает..

А что есть повод для оптимизма?
  KAN13 27.11.2017 в 23:41:13   # 646170

Я думал что все советско - ненавистное уничтожено .
  Мура45 28.11.2017 в 00:00:53   # 646172
Quote:
А что есть повод для оптимизма?

Для очень многих титусян в Казахстане ничего не внушает оптимизма.
Если позитив - значит "Хабар"
Если негатив - "нисколько не сомневался!", "не удивлён", "что, б.., за страна?!" и т.п.
По тем же параметрам, но в России - реакция тех же комментаторов почти зеркальная.
Пример: реакция на ошибочный гимн в честь России (куча ) и такая же ошибка в честь Казахстана (реакция нулевая).
Вывод: телом здесь, мозгами в России.
  Мура45 28.11.2017 в 00:05:20   # 646173
Quote:
проводим, похороним.

Вырастим, обучим новых специалистов. Хотя.. на фотографиях вижу спецов средних лет. Они как смена корифеям, надеюсь.
  Wolfkz 28.11.2017 в 02:43:21   # 646176
Цитата: Мура45 от 28.11.2017 00:05:20
Quote:
проводим, похороним.

Вырастим, обучим новых специалистов. Хотя.. на фотографиях вижу спецов средних лет. Они как смена корифеям, надеюсь.

Для инфы: в астанинском филиале средний возраст спецов на 50 человек был 29 лет. От туда тошиба рекрутировала спецов для медоборудования. Куча ребят в дубне стажировалась. Правда многие остались там.
  Wolfkz 28.11.2017 в 02:47:51   # 646177
Мне всегда было жалко Джакишева. Чел реально хотел выйти на уровень. Связал французов с китаем. Последние хотят 100 реакторов. Договорился с тошибой. Но его фсб слило. Поставили Школьника, а тот просто на сырье перевел все.
  Wolfkz 28.11.2017 в 02:49:00   # 646178
России мы нужны как сырьевой придаток. Это надо признать.
  KapitanNemo 28.11.2017 в 04:06:19   # 646179
Всего запасов в мире: 5,5 млн. тонн

Страны по запасам урана:
1. Австралия
2. Казахстан. 21%. 1,5 млн. тонн.
3. Россия

Страны по добычи урана на 2012:
1. Казахстан. 19 000 тонн.
2. Канада. 9 000.
3. Австралия. 6 000.
6. Узбекистан. 3 000
7. Россия. 2 900.

Страны по месторождениям:
1. Казахстан. Северный Хорасан. 200 000 тонн.
2. Канада. Мак-Артур Ривер. 160 000.
3. Канада. Сигар-Лэйк. 135 000.

Страны по компаниям:
1. Казахстан. KazAtomProm
2. Франция. Areva
3. Канада. Cameco

В мире на 2005 год было 440 коммерческих и 60 научных реакторов.
В 2005 мировое потребление 67 000 тонн в год, а добыто 45 000.

Уран очень востребованный ресурс.
На мировом рынке урана КазАтомПром как ГазПром на газовом.

Джакишева жалко, он много сделал, чтобы вывести Казахстан на такой высокий уровень.
  bolatbol 28.11.2017 в 07:10:54   # 646181
Цитата: Wolfkz от 28.11.2017 02:49:00
России мы нужны как сырьевой придаток. Это надо признать.

Все нормальные люди и страны хотят использовать лоха. Ибо выгодно. Не будь лохом - не продавай сырье. Изготавливай урановые таблетки, стержни для реакторов, изотопы - это уже хорошие деньги, чем гнать руду в товарняках.
  Wolfkz 28.11.2017 в 07:47:11   # 646187
Цитата: bolatbol от 28.11.2017 07:10:54
Цитата: Wolfkz от 28.11.2017 02:49:00
России мы нужны как сырьевой придаток. Это надо признать.

Все нормальные люди и страны хотят использовать лоха. Ибо выгодно. Не будь лохом - не продавай сырье. Изготавливай урановые таблетки, стержни для реакторов, изотопы - это уже хорошие деньги, чем гнать руду в товарняках.

Россия не даст это делать. У нее свои производственые мощности с советского периода дублировались.
Им не нужны конкуренты в стратегическом направлении. Добыча урана самый простое направление которое истощится через 15 лет. Россия не дает нам технологии и не дает нам завязатся с другими. Причем не рыночными методами. Джакишев хотел работать с французами и японцами- его слили. У Школьника толи племянник толи зять в топах росатома, т.е. он вел прямую политику рф. Он разорвал все отношения с другими державами. Перевел рк на рельсы массовой добычи и тормознул развитие перспективных направлений. При этом пиарился что мы стали первыми по добыче, хотя нужно было хвастатся хотябы создагием следующего передела. Капаров опять все начал поднимать. Но вдруг умер в китае. Умер не будучи старым. Умер человек входящий в топ 50 богатых людей рк.
  Софруджу 28.11.2017 в 08:09:40   # 646188
Вывод: телом здесь, мозгами в России.

Нет, Мура, мозгами мы как раз здесь. Мы хорошо понимаем, что до конца нашей жизни, до того момента, когда мечта Архара нас похоронить сбудется, ничего не изменится. Поэтому и радеем за то, чтобы показать то, что возмутительно, ибо это первый шаг к тому чтобы это попытаться исправить, улучшить. А вот душой, сердцем мы, нет, не в отдельной России, которая ещё более чужда, чем отдельный Казахстан. Душой мы в СССР!Неужели это так сложно понять? Вокруг меня немало казахов с точно такими рассуждениями. Может, Вы слишком молоды или не получили никакого советского воспитания ни в семье, ни в школе, а, может, у Вас просто эйфория от переселения в Казахстан, которая со временем пройдёт
  Manitu 28.11.2017 в 08:43:10   # 646189
Цитата: Софруджу от 28.11.2017 08:09:40
Вывод: телом здесь, мозгами в России.

Нет, Мура, мозгами мы как раз здесь. Мы хорошо понимаем, что до конца нашей жизни, до того момента, когда мечта Архара нас похоронить сбудется, ничего не изменится. Поэтому и радеем за то, чтобы показать то, что возмутительно, ибо это первый шаг к тому чтобы это попытаться исправить, улучшить. А вот душой, сердцем мы, нет, не в отдельной России, которая ещё более чужда, чем отдельный Казахстан. Душой мы в СССР!Неужели это так сложно понять? Вокруг меня немало казахов с точно такими рассуждениями. Может, Вы слишком молоды или не получили никакого советского воспитания ни в семье, ни в школе, а, может, у Вас просто эйфория от переселения в Казахстан, которая со временем пройдёт
  Мура45 28.11.2017 в 08:55:50   # 646190
Софруджу, поэтому любители и радетели Союза ищут и всячески муссируют, а то и откровенно смакуют и злорадствуют, всему негативному, которое происходит в Казахстане, при этом же всячески стараются в восхвалении России. Про СССР можно забыть, слили его мАсквичи в погоне за жувачкой, соса-солой, жинсой и западными ценностями. Впрочем, россияне тоже. А теперь в соцсетях "кусають локоти свои, да не могути до них достати".
  bolatbol 28.11.2017 в 09:20:09   # 646192
Wolfkz 28.11.2017 в 07:47:11 # 646187
Почему Россия должна давать технологии? Что за иждивенчество? Надо покупать, разрабатывать, добывать хитростью и подкупом. Это нормальная экономическая политика всех развитых стран. Почему батька отстаивает свои интересы, куба не прогибается, Сирия, Венесуэла, а нами помыкают?
  bolatbol 28.11.2017 в 09:28:05   # 646193
Мура карает, но не обосновывает. Что не нравится? Что мы продаем сырье это правда. Посмотри сколько стоит Диз топливо, а сколько нефть. Намного выгоднее строить нпз и продавать Диз топливо, бензин, масла, чем гнать нефть. Эоотрабочие места, поступления в бюджет, рост зарплат бюджетникам и пенсий стипендий пособий. Не так?
1 1
2 2
3 3
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь