«Бензин жоқ»: блеск и нищета казахстанского рынка нефтепродуктов
Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
едридмадрид 06 Октября 2017 в 09:43:44
Не функционирующие автозаправки, отпуск бензина по талонам и очередное удорожание топлива – с такими традиционными осенними приметами стартовал октябрь в Казахстане. И если еще на прошлой неделе вице-министр энергетики РК Асет Магауов, полемизируя с авиакомпанией «Эйр Астана», уверенно рапортовал, что «в целом мы оцениваем ситуацию по рынку нефтепродуктов как благоприятную», то на нынешней неделе публичные заявления высокопоставленного чиновника уже звучали, как «жалкий лепет оправданья».

В целом аргументация представителей Минэнерго РК каждую осень при возникновении топливного кризиса сводится к черномырдинскому афоризму – «никогда этого не бывало, и вот опять!». На пресс-конференции Магауов заявил, что дефицит и подорожание топлива связаны, во-первых, с резко увеличившимся спросом, во-вторых, с ситуацией на российском рынке.

«На начало лета у нас были высокие запасы, многие компании самоуспокоились, импорт у нас снизился. При этом вторым фактором сыграло то, что на российском рынке пошел резкий рост цены. Соответственно, эти запасы у нас резко снизились, и мы столкнулись с текущим уровнем остатков 125 тысяч тонн… Был высокий уровень потребления. У нас в августе порядка 330 тысяч тонн доходило потребление. Но в целом в среднем за девять месяцев у нас потребление составляет 275 тысяч тонн. И мы видим, что уже начиная с сентября идет снижение, пик потребления проходит», - подкреплял свои выступление цифрами вице-министр энергетики.

Конечно, в связи с этим спичем возникает множество вопросов относительно способности профильного ведомства к тактическому планированию. Почему, например, зная о том, что уборочная кампания неизменно сопровождается топливным дефицитом в стране, Минэнерго не озаботится загодя прогнозированием спроса и созданием запасов бензина?

Но есть и более сущностные вопросы стратегического и даже политического характера. Почему Казахстан, входящий в топ-10 стран по объемам запасов нефти, столь болезненно зависит от поставок топлива из России - на 30% на рынке автомобильного бензина и на 70% - авиакеросина? И насколько критична топливно-энергетическая зависимость республики от Российской Федерации?
 
Модернизировали-модернизировали, да так и недомодернизировали

Казахстанский аналитик нефтегазового рынка Сергей Смирнов считает, что ответственность за возникновение кризисной ситуации на рынке нефтепродуктов лежит, прежде всего, на профильном министерстве и национальной компании «КазМунайГаз» как владельце трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов. Оба эти энергетические ведомства затянули процесс модернизации нефтеперерабатывающего комплекса страны.

Как напоминает эксперт, согласно плану, принятому в мае 2009 года, модернизация всех трех заводов должна была завершиться к 2015 году. Предполагалось, что после этого Казахстан станет нетто-экспортером некоторых видов нефтепродуктов.

«Однако подходит к концу 2017 год, а модернизация еще не завершена. Обещают в этом году закончить на двух заводах – Павлодарском и Атырауском. Шымкентский НПЗ – к середине следующего года. На ремонт остановились поочередно Атырауский, Павлодарский, Шымкентский НПЗ. Идет плановый ремонт с подключением новых установок. Таким образом, заводы стоят, а нефтепродукты не производятся», - констатирует Смирнов.
Аналитик приводит для сравнения Россию, где процесс модернизации нефтеперерабатывающего комплекса начался позже – в 2011 году, однако уже к 2015 году мощности 35 крупных и средних заводов были модернизированы и сейчас российские НПЗ производят бензин класса Евро 5. Причем на них перерабатывается половина добываемого в стране сырья.

Говоря о причинах пробуксовки программы модернизации казахстанских НПЗ издатель и главный редактор журнала «Petroleum» Олег Червинский указывает как на «обыкновенное наше разгильдяйство», так и «бюрократические проволочки».

«Процесс откладывался из-за поиска финансирования. Сначала предполагалось, что модернизация НПЗ будет осуществляться на бюджетные средства, потом было решено привлекать кредитные ресурсы. Затем поменялся собственник на Павлодарском НХЗ, и его модернизация, естественно, приостановилась. Год назад, в правительстве серьезно обсуждалась идея приватизация всей отрасли нефтепереработки. Это опять вызвало приостановку работ по модернизации. Когда не удалось найти покупателя по цене, устраивающей правительство, работы возобновились», - поясняет Червинский.
 
Все, чего не хватает самим, – на экспорт

Впрочем, даже после завершения модернизации НПЗ существенного улучшения ситуации на казахстанском рынке нефтепродуктов ждать не приходится. Во-первых, по мнению экспертов, продолжат расти цены на бензин. Сергей Смирнов считает, что ориентиром для казахстанского топливного рынка станет уровень цен в России, где бензин в настоящий момент стоит около 40 рублей – в переводе на казахстанскую национальную валюту примерно 240 тенге. Тогда как в Казахстане цена топлива составляет примерно 150 тенге.

Аналитик указывает также на то, что к 2025 году в Евразийском экономическом союзе будет создан единый топливно-энергетический рынок, который уравняет цены на бензин в странах евразийской пятерки. И, скорее всего, цены «подтянутся» до уровня российских, а не они «опустятся» до казахстанских и кыргызстанских.
Олег Червинский тоже уверен, что по завершение модернизации нефтеперерабатывающего комплекса цены на нефтепродукты в Казахстане будут неминуемо стремиться к мировым.

«Во-первых, потому что заводам надо отбивать деньги, полученные в качестве кредитов и вложенные в модернизацию. И во-вторых, потому что из-за диспаритета цен на сырую нефть на внутреннем и мировом рынках мы просто не сможет загрузить увеличившиеся после завершения модернизации мощности наших НПЗ», - поясняет издатель журнала Petroleum.

Смирнов также считает, что казахстанские НПЗ по окончании модернизации столкнутся с нехваткой поставок сырой нефти.

«Сейчас у нас перерабатывается 14,5 миллиона тонн сырой нефти. После модернизации будет 17,5 миллиона. Где-то надо взять еще три миллиона тонн сырой нефти, чтобы загрузить новые мощности. Добыча у нас будет расти в основном от трех месторождений – это Кашаган, Карачаганак и Тенгиз. Но они работают по «соглашению о разделе продукции» и потому не обязаны поставлять нефть на наши НПЗ. Они будут везти ее на экспорт, потому что цена за рубежом выше, чем у нас. На наши заводы нужно поставлять сырье по цене в 1,5-2 раза ниже той, по которой инвесторы поставляют за рубеж», - говорит эксперт.

Никаких квот и административных рычагов, обязывающих нефтедобывающие компании поставлять сырую нефть сначала на местный рынок и только после удовлетворения внутреннего спроса – на экспорт, по сути, сегодня в Казахстане нет.

«Квотирование экспорта у нас давно отменено. Что касается административных рычагов, то они еще существуют, но применимы только к нефтедобывающим компаниям, имеющим в числе акционеров «КазМунайГаз». А заставить крупнейшие добывающие компании, такие как «Тенгизшевройл», Кашаганский консорциум, KPO, поставлять дополнительные объемы на переработку внутри страны - это из области фантастики. Все их обязательства прописаны в контрактах, которые законодательно защищены от внесения изменений, ухудшающих экономику этих контрактов», - объясняет Олег Червинский.
 
Казахстан может испытать энергетический шок

Помимо собственно утилитарного у проблемы дефицита нефтепродуктов в Казахстане есть еще один немаловажный аспект – политический, касающийся обеспечения топливно-энергетической безопасности республики. По мнению политолога, главного редактора информационно-аналитического центра Caspian Bridge Замира Каражанова, опора на внешние ресурсы придает хрупкость и нестабильность энергетической системе республики:
«Проблема в том, что мы пытаемся решить этот вопрос за счет внешних факторов – в качестве альтернативы поставкам из России предлагался Азербайджан, Иран, Китай. Это говорит о шаткости и хрупкости энергетической системы республики. Нельзя решать вопросы обеспечения энергетической безопасности за счет внешних игроков – будь то Россия, Китай или кто-либо еще. Всякое может произойти – изменение спроса на внутреннем рынке этих государств, ценовой конъюнктуры, законодательные новшества, различные форс-мажоры – и мы даже не вправе предъявить претензии своим партнерам. Любая страна, прежде всего, удовлетворяет собственные энергетические потребности и поставляет на экспорт только излишки. Если есть излишки – хорошо. А если их не будет? Тогда Казахстан может попросту пережить энергетический шок», - говорит Каражанов.

Как отмечает политолог, проблема дефицита нефтепродуктов появилась не вчера и не сегодня:
«Проблеме, наверное, уже больше десяти лет. Помимо министерства энергетики, это сфера ответственности ведущей национальной компании «КазМунайГаз». Причем в документах, регламентирующих деятельность компании, четко прописано, что помимо деятельности по извлечению прибыли, она должна заниматься обеспечением интересов государства в топливно-энергетическом секторе и стабильности на рынке нефтепродуктов. В связи с нынешней ситуацией закономерно встает вопрос эффективности работы этой компании. Почему, спрашивается, «КазМунайГаз» покупает румынский Rompetrol и вкладывает миллионы долларов в его расширение и модернизацию, в то время как у нас в стране существует недостаток топлива? В то время как зарубежные компании того же формата, что и «КазМунайГаз», работают в первую очередь на удовлетворение потребности внутреннего рынка», - говорит Каражанов.

Тем временем ситуация на рынке нефтепродуктов стала одной из заглавных тем заседания правительства. Глава Минэнерго Канат Бозумбаев заявил, что к концу года, по окончании ремонта на НПЗ, зависимость от импортных поставок топлива в Казахстане сократится до 20%. Министр не исключает, что это позволит стабилизировать цены на бензин. Что же весомость обещаний министра энергетики покажет следующий пик потребления топлива, который придется на весеннюю посевную кампанию.

http://ia-centr.ru/experts/zhanar-tulindinova/benzin-zho-blesk-i-nishcheta-kazakhstanskogo-rynka-nefteproduktov/
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Лысый 06.10.2017 в 09:44:37   # 635184
Бензин жок-кизяк бар.
  vvka 06.10.2017 в 09:54:54   # 635187
Пид@расы!
  Nightwalker 06.10.2017 в 10:27:29   # 635196
Пидорасы вообщем!
  bozon house 06.10.2017 в 10:35:36   # 635197
Если исходить из цифр, то для РК 5 НПЗ должно хватать за глаза. В России их -37. Ладно, + еще один резервный на период ремонтов других.
  Alexy 06.10.2017 в 10:39:31   # 635198
Нужно сделать так, как в С.Корее:
Quote:
С конца сентября на коммерческих заправках в КНДР прекращена продажа бензина для всех клиентов, за исключением высокопоставленных деятелей Трудовой партии Кореи, правительства, вооруженных сил и спецслужб, сообщает японская газета «Асахи».

Данный запрет связан с тем, что ранее Совет Безопасности ООН ограничил экспорт нефти и нефтепродуктов на северный полуостров.

Как уточняет «РИА Новости», бензин на заправках заливают только в баки автомобилей, чьи номера начинаются с цифр 727.

  едридмадрид 06.10.2017 в 10:57:22   # 635208
Цитата: bozon house от 06.10.2017 10:35:36
Если исходить из цифр, то для РК 5 НПЗ должно хватать за глаза. В России их -37. Ладно, + еще один резервный на период ремонтов других.


ну так и делай выводы ,
что у нас , что в России у кремлевских миллиордеров хапуг, да и вообще на постсоветском пространстве нефте-бензиновый бизнес - это АНТИ ЭКОНОМИКА( касаемо простого народа) ,

да кстати 157 тенге - это не предел за 92-ой,
по прогнозам в той же России , 95-ый должен перевалить за 41 рубль , а 92-ой держаться на границе 38-40 рублей,

ну а теперь простая арифметика , умножаем курс тенге к рублю и ЖДЁМС
  bozon house 06.10.2017 в 10:59:23   # 635209
Цитата: едридмадрид от 06.10.2017 10:57:22
Благодарю за разъяснение.
  едридмадрид 06.10.2017 в 11:01:09   # 635210
ну а ответ на вопрос ПОЧЕМУ ? прост

достаточно сравнить ценообразование на Западе и в России( Казахстане)

" Указанная схема ценообразования справедлива для стран Европы и США, где примерно 73% цены на бензин действительно состоит из стоимости сырья, еще 10% "добавляет" дистрибуция и маркетинг, 6% - производство и переработка, а последние 11% - налоги. Как видим, самую большую роль в цене на бензин играет как раз стоимость нефти. И логично, что когда она дешевеет, то и бензин на заправках неизбежно становится дешевле."
  едридмадрид 06.10.2017 в 11:02:33   # 635212
а что у нас Россия и Казахстан?

"В России эта схема не действует, "бензиновые" цены у нас формируются совершенно по-другому. В стоимость литра бензина заложено всего 6% стоимости сырья, примерно 18% - разница между оптом и розничной ценой (накрутки поставщиков, АЗС и тп.), 22% - стоимость переработки. А вот всё остальное, то есть, 53% - налоги и акцизы. Именно поэтому в России стоимость топлива в разы выше, чем в Европе - из-за наценок перекупщиков и высоких налоговых ставок. Естественно, что те мизерные 6 процентов, которые "отведены" в цене литра бензина фактической стоимости самой нефти, не могут оказывать заметного влияния на конечную стоимость нефтепродукта. Основными факторами, оказывающими влияние на ценообразование в этой отрасли в России являются налоги, сборы, акцизы, а также торговые наценки."
  едридмадрид 06.10.2017 в 11:11:45   # 635215
Цитата: Alexy от 06.10.2017 10:39:31
Нужно сделать так, как в С.Корее:
Quote:
С конца сентября на коммерческих заправках в КНДР прекращена продажа бензина для всех клиентов, за исключением высокопоставленных деятелей Трудовой партии Кореи, правительства, вооруженных сил и спецслужб, сообщает японская газета «Асахи».

Данный запрет связан с тем, что ранее Совет Безопасности ООН ограничил экспорт нефти и нефтепродуктов на северный полуостров.

Как уточняет «РИА Новости», бензин на заправках заливают только в баки автомобилей, чьи номера начинаются с цифр 727.



  андремас 06.10.2017 в 11:21:59   # 635217
.... поэтому в России стоимость топлива в разы выше, чем в Европе...

1. Лишь бы на Россию базар перевести.
2. Просто пецтапол.
Известно давно, первое и второе.

  едридмадрид 06.10.2017 в 11:26:30   # 635219


  андремас 06.10.2017 в 11:36:00   # 635221
Педрищщь, кто с тобой разговаривать будет.
От тебя смердит, падаль

  едридмадрид 06.10.2017 в 11:51:30   # 635224


  андремас 06.10.2017 в 12:25:09   # 635234
Ты , говноед, на тенге переводи.

91-й, 270 тнг за литр.
Бензоспирт, Е20, 240 тнг/л
Е80, 210 тнг/л.

Дизель 240 тнг/л

Газ LPG 126 тнг/л
Газ NGV /CNG 130 тнг/л

При этом Тайланд 3-й в мире производитель этанола
  андремас 06.10.2017 в 12:27:13   # 635236
которая ввозит нефте-топливо ПОЛНОСТЬЮ из рубежа

Опять пиздишь, кизяк.
Тай покупает нефть, и сам её перерабатывает.
  КЕДЫ 06.10.2017 в 12:28:28   # 635238
dirty mouths
  GoodZone 06.10.2017 в 12:30:10   # 635239
Самый ходовой 92-ой(93) в России 35 руб.стоит.
  bozon house 06.10.2017 в 12:31:59   # 635241
  bozon house 06.10.2017 в 12:36:17   # 635242
Quote:
Страна зависит от импорта нефти из стран Ближнего Востока. По суммарной мощности НПЗ Таиланд занимает второе место в ЮВА после Сингапура. Также Таиланд - третий по величине производитель биодизеля в Азии после Китая и Индонезии.
  Fotinij 06.10.2017 в 13:38:21   # 635264
А почём тюк сена?
  X-Daemon 06.10.2017 в 17:57:20   # 635337
Цитата: едридмадрид от 06.10.2017 11:02:33
а что у нас Россия и Казахстан?

"В России эта схема не действует, "бензиновые" цены у нас формируются совершенно по-другому. В стоимость литра бензина заложено всего 6% стоимости сырья, примерно 18% - разница между оптом и розничной ценой (накрутки поставщиков, АЗС и тп.), 22% - стоимость переработки. А вот всё остальное, то есть, 53% - налоги и акцизы. Именно поэтому в России стоимость топлива в разы выше, чем в Европе - из-за наценок перекупщиков и высоких налоговых ставок. Естественно, что те мизерные 6 процентов, которые "отведены" в цене литра бензина фактической стоимости самой нефти, не могут оказывать заметного влияния на конечную стоимость нефтепродукта. Основными факторами, оказывающими влияние на ценообразование в этой отрасли в России являются налоги, сборы, акцизы, а также торговые наценки."

А когда дорожает нефть уверен что совсем другую схему применяют!
  старик 06.10.2017 в 18:50:55   # 635353
Quote:
ну так и делай выводы ,
что у нас , что в России у кремлевских миллиордеров хапуг, да и вообще на постсоветском пространстве нефте-бензиновый бизнес - это АНТИ ЭКОНОМИКА( касаемо простого народа) ,
Пожалуй впервые соглашусь с едритом.Самый Quote:
ходовой 92-ой(93) в России 35 руб.стоит. На некоторых заправках доходит почти до 37
Совсем недавно видел лично.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь