Кто владеет средствами массовой информации Казахстана?
Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
Гость 29 Мая 2017 в 09:55:39
Кому что принадлежит — эта тема всегда интересует людей. Тем более когда речь идет о средствах массовой информации, с продукцией которых люди сталкиваются ежедневно. На слухах о том, кто владелец того или иного СМИ и в чьих интересах работают журналисты, построено немало конспирологических теорий.

В Казахстане более 2500 зарегистрированных СМИ, но большая часть из них имеет весьма небольшие масштабы распространения. Поэтому в свой список мы включили лишь самые популярные издания. Вся информация основана на данных Министерства юстиции Казахстана и сервисов электронного правительства.

Телеканалы и кабельное телевидение

Начнем с Министерства информации и коммуникаций Республики Казахстан.
Ему принадлежат:
АО «Агентство «Хабар», включающее в себя телеканалы «24.kz», «Хабар», «Ел-Арна», «Kazakh-TV»;
АО «Республиканская Телерадиокорпорация «Казахстан» с телеканалами «Қазақстан», «Kazsport» и «Балапан» (и еще 14 региональных телеканалов).

АО «Республиканская Телерадиокорпорация «Казахстан», в свою очередь, имеет дочернюю компанию ТОО «Агентство Телевизионных Новостей». Этой компании принадлежит доля в ТОО «Евразия+ОРТ», которое владеет «Первым каналом — Евразия». Партнером по ТОО «Евразия+ОРТ» является российское ОАО «Первый канал».

Еще один государственный владелец телеактива — это АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде», которому через АО «Казтелерадио» принадлежит спутниковое телевидение «Отау-ТВ».

Самая сложная структура собственности у казахстанского телеканала КТК. Он принадлежит АО «Коммерческий телевизионный канал», у которого 110 учредителей, среди которых как физические, так и юридические лица.

Телеканал НТК принадлежит одноименному акционерному обществу, которым владеет ТОО «Европа плюс Казахстан», принадлежащее старшей дочери президента Казахстана Дариге Назарбаевой.
ТОО «Телерадиокомпания «ТАН» владеет каналом «ОN-ТВ». А у этого товарищества учредителями являются Ляззат Умербаева и ТОО «Astronet» с учредителем Жумаханом Жакиповым.

Среди частных и государственных владельцев телеканалов выделяется и общественный владелец: партия «Нур Отан» через ТОО «Нур-Медиа» владеет АО «Рауан Медиа Групп», а та в свою очередь имеет долю в телеканале «Новое поколение» (совместно с ТОО «Медиа Линк» с учредителем Бибигуль Тюребаевой) и долю в телеканале «Астана» вместе с Алией Досмухамбетовой, дочерью бывшего управляющего делами президента Темиркана Досмухамбетова.

Бизнесмен Кенес Ракишев владеет ТОО «Телекомпания «Эра», которому принадлежит «Седьмой канал».
«31 каналом» через ТОО «Телерадиокомпания «31 канал» владеет АО «Верный Капитал». У последнего тоже есть свой учредитель ТОО «Verny Investments Holding» с учредителями Ерланом Оспановым, Гариком Микаеляном, Тимуром Исатаевым, Федором Попандопуло.
Телеканал СТВ принадлежит ТОО «Рахат-ТВ», а тем, в свою очередь, владеет ТОО «Алаш Медиа Групп» с учредителем Батыром Казыбаевым.

Телеканалом HIT-TV владеют через ТОО «Телерадиокомпания «SHAHAR» две компании: ТОО «Гелиос» (учредитель Рашит Сарсенов) и ТОО «Caspian Food» (учредитель Гульмира Койбагарова).

Нельзя не упомянуть и кабельное телевидение. Крупнейшей компанией на этом рынке «Алма-ТВ» владеет АО «Алма Телекоммуникейшнс Казахстан», принадлежащее ТОО «Ordabasy Communications» с учредителями Ерболом Абдухмановым и Денисом Никитиным.

Радиостанции

Опять начнем с государства в роли владельца. Министерство информации и коммуникаций владеет следующими радиостанциями через АО «Республиканская Телерадиокорпорация «Казахстан»: «Classic FM», «Шалкар», «Казахское радио», «Астана FM».
Партия «Нур Отан» через свою компанию «Рауан Медиа Групп» вместе с Алией Досмухамбетовой владеет радиостанцией «Орда FM», а вместе с ТОО «Медиа Линк» — радиостанцией «NS».

Санжар и Светлана Мустафины через «ТОО «MUSAN Group» владеют радиостанцией «Love radio — Казахстан».

ТОО «Алаш Медиа Групп» (учредитель Батыр Казыбаев) владеет через ТОО «Елорда тынысы» радиостанциями «Tengri-FM» и «Жулдыз-FM».

ТОО «Телерадиокомпания «SHAHAR», которое принадлежит Рашиту Сарсенову и Гульмире Койбагаровой, владеет радиостанцией «Energy FM».
ТОО «Европа плюс Казахстан», где учредителем является Дарига Назарбаева, владеет следующими радиостанциями: «Европа плюс Казахстан», «Хит-FM — Казахстан», «Ретро FM».

Газеты и журналы

Рашит Сарсенов через ТОО «International Trade & Service» и ТОО «Новое поколение» владеет газетами «Новое поколение» и «Московский комсомолец в Казахстане».

Журнал «Forbes-Казахстан» и одноименный сайт принадлежат ТОО «SKYTEC (СКАЙТЭК)», учредителем которого является ТОО «Unique Media», а учредитель этого товарищества — Ляззат Абжапарова.
Гульнар Габдуллина владеет через ТОО «Energy Focus» и ТОО «Alem BG» газетой «Central Asia Monitor».

Санжар и Светлана Мустафины также через «ТОО «MUSAN Group» владеют ТОО «Издательский дом Капитал», которое издает газету «Капитал».

Гаптрахман Ганиев является учредителем ТОО «Курсивъ Ньюс», издающим газету «КурсивЪ».

Партия «Нур Отан» через свои дочерние компании владеет газетами «Литер» и «Туркестан». Ранее принадлежащей ей газетой «Айкын» владеет теперь Айжан Абдрахманова.
Газета «Время» принадлежит

ТОО «Издательство «Время», где учредителями являются Нуржан Субханбердин и ТОО «Shanyrak Trade».
Батыр Казыбаев через ТОО «Алаш Медиа Групп» владеет газетой «Алаш Айнасы».
АО «Верный Капитал» и его учредители через

ТОО «Инфополис» владеют газетой «Информбюро — Мегаполис».
Бекжан Сарсенов, сын покойного министра информации Алтынбека Сарсенбаева, владеет через ТОО «Жас Алаш» одноименной газетой.

Газета «Караван» принадлежит ТОО «Агентство «Kazakhstan Today», учредителем которого является Фонд Первого Президента.

Интернет-издания

Министерство информации и коммуникаций владеет:
через АО «Казконтент» — порталом bnews. kz;
через ТОО «Международное информационное агентство «Казинформ» — информационным агентством «Казинформ».

Батыр Казыбаев через ТОО «Алаш Медиа Групп» и ТОО «Effective Media Liaison» владеет интернет-телеканалом «Tengri-TV», спортивным интернет-изданием vesti. kz, и информационно-аналитическим порталом tengrinews.kz.

Ануар Утемуратов, сын миллиардера Булата Утемуратова, через ТОО «VOX POPULI» владеет одноименным изданием.

Информационным агентством КазТАГ с сайтом kaztag. kz владеют Асет Матаев и ТОО «Национальный пресс-клуб» (учредитель Баян Рамазанова).

Информагентство Тoday. kz принадлежит Гульмире Каргуловой через ТОО «Сайт Today. kz».

Интернет-агрегатор Nur. kz принадлежит ТОО «Internet Portal Nur», у которого учредителями являются Куат Бахридинов и NUR. KZ ELECTRONICS DMCC.

Анна и Сергей Киселевы (последний через «BIA — GROUP») владеют компанией ТОО «Компания «ЮрИнфо», которой принадлежит интернет-портал Zakon.kz.

Интернет-издание 365info. kz принадлежит одноименному ТОО, учредителями которого являются Кали Койшиев и Айдар Жумабаев.

Интернет-издание Ratel. kz принадлежит индивидуальному предпринимателю Геннадию Бендицкому.

Интернет-издание Vlast. kz принадлежит ТОО «Издательский Дом Vласть», где учредителями являются Вячеслав Абрамов и ТОО «VMG Consultancy» (учредители Вячеслав Абрамов, Вячеслав Богданов, Рината Алибекова, Адиль Джалилов, Диана Березовская, Темир Укушев).

Последние два сайта в определенной степени уникальны — они принадлежат людям, которые в них и пишут.

https://regnum.ru/news/economy/2280402.html

Версия сайта fergananews.com

В Казахстане большая часть хозяев СМИ скрывается за их номинальными учредителями. Но, как говорится, если секрет знают трое, то, значит, это знают все. Поговорив с экспертами, информагентство «Фергана» решило составить свой список истинных владельцев казахстанских средств массовой информации.

В Казахстане официально зарегистрировано свыше 2000 средств массовой информации, но на самом деле подавляющее большинство из них являются обыкновенными статистами. Не имея достаточного финансирования и располагая слабой материальной базой, чаще всего расположенные в областных центрах, эти издания редко имеют собственный контент и новостную ленту, а потому не оказывают какого-либо влияния на формирование общественного мнения в стране в целом. Балом же на информационно-аналитическом поле Казахстана практически безраздельно правят СМИ с астанинской, реже с алма-атинской пропиской, которые контролируются различными группами влияния из непосредственного окружения, как говорят знатоки казахстанского медиа-пространства, «сами-знаете-кого».

Таких изданий наберётся, в лучшем случае, около сотни, в большинстве случаев они не испытывают проблем с финансированием, имеют далеко не самое плохое техническое обеспечение и располагают разветвлённой сетью корреспондентских пунктов по всей стране. В то же время все они должны неукоснительно соблюдать одно важное правило. Так как в Казахстане СМИ рассматриваются, прежде всего, как средства воздействия на принимаемые высшим руководством страны решения, эти издания обязаны полностью координировать свою информационную политику с интересами патронирующих их групп влияния. Соответственно, зная, кому фактически принадлежит то или иное казахстанское средство массовой информации (на практике указывается лишь номинальный учредитель), можно без особого труда определить, кто кого, к примеру, «заказал» авторам критического материала статьи на страницах того или иного интернет-издания или в эфире какого-нибудь телеканала.

Дарига Назарбаева

По данным экспертов «Ферганы», не пожелавших предавать гласности свои имена - ради своей безопасности, на протяжении последних 20 лет крупнейшим в Казахстане медиа-магнатом является старшая дочь президента Назарбаева - Дарига, в настоящий момент занимающая пост председателя постоянного комитета по международным отношениям, обороне и безопасности Сената парламента. Несмотря на то, что в 2008 году промелькнуло сообщение о том, что она продала государственному холдингу информационных технологий «Самгау» за $100 млн свои акции информагентства «Хабар», в которое входят вещающие на всю страну телеканалы «Хабар», «24.kz», «Ел Арна» и Kazakh-TV, эксперты не сомневаются, что Назарбаева по-прежнему контролирует их деятельность.

Считается, что помимо телеканалов агентства «Хабар», в медиа-империю Дариги Назарбаевой входят следующие СМИ:

• Телеканал «КТК» (полный контроль);

• Телеканал «НТК» (полный контроль);

• «Первый канал - Евразия» (частично совместно с государственной теле-радио корпорацией «Казахстан»);

• «ОN-ТВ» (полный контроль, в 2016 году выкуплен у присоединившегося к группе влияния Назарбаевой долларового миллионера Армана Байтасова);

• Телеканал MuzzON (полный контроль в связи с присоединением к группе А.Байтасова);

• Телеканал HIT-TV (полный контроль - входит в группу «Шахар» старшего сына Д.Назарбаевой Нурали Алиева);

• Кабельное телевидение «Алма-ТВ» (полный контроль);

• Кабельное телевидение ICON (полный контроль с марта 2017 года в связи с присоединением к группе А.Байтасова);

• Радиостанция «Европа плюс Казахстан» (полный контроль);

• Радиостанция «Хит-FM - Казахстан» (полный контроль);

Арман Байтасов

• Радиостанция «Русское радио Азия» (полный контроль);

• Радиостанция «Classic FM» (полный контроль);

• Радиостанция «Ретро FM» (полный контроль);

• Радиостанция Energy FM (полный контроль - входит в группу «Шахар» старшего сына Д. Назарбаевой Нурали Алиева);

• Газета «Караван» (полный контроль);

• Газета «Новое поколение» (частичный контроль совместно с долларовым миллионером Рашидом Сарсеновым);

• Газета «Московский Комсомолец в Казахстане» (частичный контроль совместно с долларовым миллионером Рашидом Сарсеновым);

• Журнал «Forbes-Казахстан» (полный контроль в связи с присоединением А.Байтасова к группе влияния Д.Назарбаевой);

• Интернет-издание forbes.kz (имеет отличие по контенту от журнала, полный контроль в связи с присоединением А.Байтасова к группе влияния Д.Назарбаевой);

• Интернет-издание 365info.kz (полный контроль);

• Медиа-портал caravan.kz (полный контроль);

• Интернет-портал zakon.kz (полный контроль);

• Интернет-агрегатор nur.kz (частичный контроль, по неподтверждённым данным, совместно с российской Mail.Ru Group Алишера Усманова).

Тимур Кулибаев

Очевидно, что на фоне медийной империи Дариги Назарбаевой, активы в СМИ мужа её родной сестры Динары - председателя президиума казахстанской палаты предпринимателей «Атамекен» Тимура Кулибаева - выглядят несколько скромнее. Однако, как уверяют эксперты «Ферганы», они оказывают не меньшее влияние как на формирование общественного мнения, так и на принимаемые руководством страны политические и экономические решения. Кстати, обращает на себя внимание, что, как и Дарига Назарбаева, Тимур Кулибаев публично не показывает свою причастность к полному контролю над следующими казахстанскими медиа-ресурсами:

• Телеканал Atameken Business Chanel;

• Газета Central Asia Monitor;

• Газета «Капитал»;

• Газета «КурсивЪ»;

• Газета «Жас Алаш»;

• Газета «Комсомольская правда Казахстан»;

• Интернет-издание dialog.kz;

• Интернет-издание sports.kz;

• Интернет-издание contur.kz;

• Интернет-портал abai.kz;

• Интернет-издание better.kz;

• Интернет-издание spik.kz;

• Информационно-аналитический портал bnews.kz;

• Информагентство today.kz;

• Информагентство kaztag.kz.

Карим Масимов

«Серьёзным игроком» на информационном пространстве Казахстана называют эксперты «Ферганы» и бывшего премьер-министра, а ныне председателя самой могущественной силовой структуры в Казахстане - Комитета национальной безопасности - Карима Масимова. Если верить словам наших собеседников, Масимов, в отличие от своих конкурентов, занялся созданием собственных медиа-структур относительно недавно - всего семь лет назад. При этом он не стал пользоваться услугами россиян или украинцев в организации деятельности своих СМИ, что традиционно для Казахстана, а пригласил для этих целей специалистов из Западной Европы, в частности - из Германии. Этот необычный для Казахстана шаг очень скоро принёс свои плоды. Буквально через год контролируемые Каримом Масимовым медиа-ресурсы, кстати, не без помощи одного из самых богатых людей Казахстана миллионера Александра Клебанова, вошли в число самых популярных в стране СМИ. В настоящий момент, считают эксперты «Ферганы», в стремительно развивающееся «медийное королевство» руководителя самой могущественной спецслужбы Республики Казахстан входят следующие средства массовой информации:

• Телеканал СТВ;

• Телевизионный «7 канал» (совместно с Кенесом Ракишевым - зятем посла Казахстана в России Имангали Тасмагамбетова);

• Радиостанция «Tengri-FM»;

• Радиостанция «Жулдыз-FM»;

• Интернет-телеканал «Tengri-TV»;

• Газета «Алаш Айнасы»;

• Спортивное интернет-издание vesti.kz;

• Информационно-аналитический портал tengrinews.kz.

Булат Утемуратов

Между тем, в Казахстане есть официальный долларовый миллиардер, который никогда не скрывал наличия своих собственных СМИ. Речь идёт о бывшем управляющем делами президента Республики Казахстан Булате Утемуратове, считающимся наиболее либеральным из людей, уже много лет входящих в ближайшее окружение Нурсултана Назарбаева. Эта самая либеральность (насколько она возможна в Казахстане) сказывается и на деятельности средств массовой информации Утемуратова. По наблюдениям экспертов «Ферганы», он практически не вмешивается в работу принадлежащих ему редакций, которые, имея сравнительно небольшой список запрещённых к упоминанию имён, публикуют на страницах своих изданий достаточно острые для Казахстана материалы. Более того, отметили наши собеседники, официально один из самых богатых людей Республики Казахстан владеет, по неподтверждённым данным, долями ряда оппозиционных изданий, тем самым позволяя им держаться на плаву – при условии, что эти СМИ не будут критиковать как его самого, так и президента Назарбаева. К средствам массовой информации из пула Булата Утемуратова относятся:

• Телекомпания «31 канал» (частичный контроль совместно с российскими медиа-холдингами «СТС-Медиа» и «ЮТВ Холдинг»);

• Радиостанция «Love radio - Казахстан»;

• Газета «Информбюро - Мегаполис»;

• Газета «Общественная позиция - DAT» (косвенный контроль через наличие доли);

• Информационно-аналитический портал informburo.kz;

• Интернет-издание voxpopuli.kz.

Прямо и косвенно

Впрочем, отметили эксперты «Ферганы», в Казахстане есть ещё несколько финансово-промышленных групп, которые прямо или косвенно владеют различными изданиями. Среди них они назвали:

• Корпорацию Eurasian Resources Group (ERG) миллиардеров Александра Машкевича, Патоха Шодиева и Алиджана Ибрагимова, открыто контролирующую издание популярной газеты «Экспресс-К»;

• Группу влияния экс-руководителя администрации президента страны, ныне председателя мажилиса (нижней палаты) казахстанского парламента Нурлана Нигматулина, которая, как предполагают эксперты «Ферганы», имеет отношение к получившему республиканский эфир карагандинскому телеканалу «Новое телевидение» и популярным в стране аналитическим интернет-изданиям ratel.kz и vlast.kz, а также газете «Жас Алаш».

• Группу влияния нынешнего руководителя администрации президента Адильбека Джаксыбекова, которая, полагают эксперты, вряд ли потеряла контроль над телеканалом «Астана», радиостанциями «Астана FM» и «Орда FM», вошедшими в состав как медиа-холдинга президентской партии «Нур Отан», так и других государственных структур.

Под флагом государства

В завершение эксперты «Ферганы» обратили внимание на существование в стране как полностью, так и в значительной мере контролируемые администрацией президента Казахстана государственные и полугосударственные СМИ, которые получают практически неограниченное финансирование, в том числе и из государственного бюджета. К их числу они отнесли:

• Телекомпанию «Казахстан» со всеми её филиалами в областных центрах страны;

• Спутниковое телевидение «Отау-ТВ»;

• Радиостанцию «Шалкар»;

• Радиостанцию «Казахское радио»;

• Радиостанцию «NS» (входит в состав холдинга «Нур-медиа» президентской партии «Нур Отан»);

• Газету «Время» (совместно с медедобывающей корпорацией KAZ Minerals);

• Газету «Айкын» (входит в состав холдинга «Нур-медиа» президентской партии «Нур Отан»);

• Газету «Литер» (входит в состав холдинга «Нур-медиа» президентской партии «Нур Отан»);

• Газету «Туркестан» (входит в состав холдинга «Нур-медиа» президентской партии «Нур Отан»);

• Журнал «Байтерек»;

• Информагентство «Казинформ».

Что касается немногих независимых изданий, созданных и существующих благодаря усилиям их редакций, то, по мнению собеседников «Ферганы», они не оказывают сколь-либо серьёзного влияния на формирование общественного мнения. Это связано, во-первых, с жёсткими законодательными ограничениями в сфере СМИ, а во-вторых - с острым дефицитом средств для того, чтобы охватить население огромного по территории Казахстана.

http://www.fergananews.com/articles/9412
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Кирсан 29.05.2017 в 15:31:24   # 607147
Прекратил читать после второго абзаца. Смысла не было дальше читать.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь