В Таджикистане официально запретили русские фамилии, имена и отчества

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 24 Апреля 2017 в 10:19:07
В черном списке оказались не только русские имена и фамилии, но и названия вещей, товаров, животных и птиц

Власти Таджикистана официально запретили регистрировать отчества и фамилии на русский манер. Документ был подписан в марте президентом страны Эмомали Рахмоном. Об этом сообщил заместитель руководителя управления регистрации актов гражданского состояния при министерстве юстиции Джалолиддин Рахимов.

Русские окончания «ов», «ова»,«ович», «овна» заменят национальные окончания, например, такие как «зод», «зода», «пур», «иён», «фар» и т.д., сообщает сайт таджикского радио «Озоди», в интервью которому Рахимов прокомментировал нововведение.

Отныне присвоение имен и их правильное написание в Таджикистане будут строго контролировать на предмет соответствия культуре и национальным традициям, заявил Рахимов. Перечень допустимых имен содержится в утвержденном правительством Реестре таджикских национальных имен. Они, как и отчества, и фамилии, по словам чиновника, должны быть в Республике Таджикистан четко обоснованы «историческими ценностями и таджикской национальной культурой».

​Рахимов посетовал, что в Таджикистане есть еще такие жители, которые вопреки предписаниям государства хотят сохранить в фамилиях своих детей окончания «ов», «ова», «ович», «овна». С ними приходится беседовать и объяснять высшую государственную задачу — таджикизации фамилий. «Мы должны иметь национальные и патриотические чувства», — объяснил Рахимов значение закона. Эта информация несколько противоречит сообщениям о том, что запрет якобы распространяется исключительно на лиц таджикской национальности, а национальные меньшинства, к которым относятся проживающие в Таджикистане русские, смогут называть своих детей в своих традициях.

Впредь, прямо объясняют официальные лица, запрещается называть ребенка именем, чуждым таджикской национальной культуре. Но и это не всё. В список запретов попали названия животных и птиц, а также наименования вещей и товаров. Кроме того, в этот же список попали оскорбительные имена и словосочетания, унижающие честь и достоинство человека, а также разделяющие людей на касты. Речь идет о так называемых псевдонимах: мулло, халифа, тура, ходжа, худжа, шайх, вали, охун, амир, суфи и т.п.

Напомним, в 2007 году президент Таджикистана сменил свое имя с Эмомали Шарифовича Рахмонова на Эмомали Рахмона, после чего его примеру последовали многие чиновники.

Уже в 2009 году таджикские депутаты приняли новый закон «О государственном языке». Он обязывает всех граждан республики знать таджикский и полностью исключает положение о «языке межнационального общения», которым признавался русский. С инициативой законопроекта выступил сам президент Таджикистана Эмомали Рахмон.

Подобные тенденции имеют место и в других странах бывшего СССР.

В 2009 году литовские власти сообщили, что готовят правовые основания для того, чтобы позволить жителям страны изменять фамилии, отказываясь от русских суффиксов и таким образом делая их «более литовскими».

В 2013 году в Латвии произошел скандал, когда суд портового города Лиепая принял заявление у местного жителя Сергея Антонова, который жаловался на местный загс, отказавший ему в праве зарегистрировать новорожденного ребенка под русским именем.

Сергей Антонов хотел назвать своего младенца Мироном, но там ему отказали, ссылаясь на местный закон. Согласно ему, все мужские имена должны иметь латышское окончание «s», ибо таковы правила государственного языка. Если бы он согласился, его ребенка по документам звали бы Mirons. Данное имя оказалось бы созвучным латышскому слову mironis, означающему «покойник». Но Сергей Антонов не согласился.

В Эстонии действует принятый парламентом еще в 2005 году закон об именах. Он ограничивает возможность получения слишком распространенных фамилий. В нем немало популярных русских фамилий — Иванов, Петров, Сидоров, Орлов, Голубев и т.д.

Также недавно на официальном сайте президента Украины Петра Порошенко появилась петиция с предложением изменить русские фамилии граждан страны на украинские.

«В целях дальнейшей декоммунизации нашего государства предлагаю переделать русские фамилии и имена на украинский лад. Иванов — Иваненко, Кузнецов — Кузьменко и т.д.», — написал автор обращения.

http://izvestia.ru/news/612080
Комментарии, по рейтингу, по дате
  bozon house 24.04.2017 в 15:18:10   # 598394
Цитата: Ал от 24.04.2017 15:13:32

Вопрос: чем введенная уже как двадцать лет назад латиница и отмена статуса языка межнационального общения у русского помогли развитию Узбекистана?
Обязательно - развитию? Захотели и доказали свою независимость. А что касается латиницы - нравится мне она, есть в ней что-то от hard'n'heavy
  Ал 24.04.2017 в 15:18:33   # 598395
  332-712 24.04.2017 в 15:18:37   # 598396
Цитата: NBE от 24.04.2017 14:43:14


Есть не казахи, у которых основной язык казахский?!! Вы фантаст однако. Половина казахов не знают толком казахский. К нацикам причислять меня не нужно, у меня основной язык русский. Голосование на сайте кстати показало, что 40% русскоязычных казахов за латинизацию (сайт русскоязычный), а процент среди казахов который не знают русского языка (к сожалению их становится больше) будет больше. Латинизацию я воспринимаю как путь к глобализации, наши дети будут изучать почти все предметы на английском языка, им откроется остальной мир, и переход казахского на латинский в этом аспекте отличный шаг. Улучшить ли это нашу жизнь, вряд ли, ухудшить ли её, вряд ли. Коррупция и воровство от этого не исчезнут, и больше не станут.


представьте себе, есть такие люди. и говорят они на казахском лучше самих казахов. и такие как вы предлагают ограничить их в правах.

о какой глобализации вы тут толкуете? и что еще за непатриотичные слова про обучение на английском? а как же поддерживать свою самобытность, свою культуру, свой язык? то плачут о колониальном прошлом, то кричат о приобщении к миру, детей на инглише учиться готовят. непостоянные какие-то...

что-то я не понял про 40%. посмотрел на графику голосовалки, не вижу 40%.

PS. если переход на латиницу никак не повлияет на нашу жизнь, то какой смысл?

PPS. с переходом на латиницу вам откроется мир, говорите? а сейчас он, что, наглухо закрыт для вас, что ли?
  Ал 24.04.2017 в 15:21:34   # 598397
Я тоже по причине частого использования в профессии на латинские символы при ручном написании текстов во время изучения казахского языка срывался.
Но вот как быть пожилым, которым тяжело изучать языки, - ума не приложу...
  bozon house 24.04.2017 в 15:22:09   # 598399
Quote:
Улучшить ли это нашу жизнь, вряд ли, ухудшить ли её, вряд ли. Коррупция и воровство от этого не исчезнут, и больше не станут.
Развеселил!
  bozon house 24.04.2017 в 15:23:35   # 598402
Цитата: Ал от 24.04.2017 15:21:34
Я тоже по причине частого использования в профессии на латинские символы при ручном написании текстов во время изучения казахского срывался.
Но вот как быть пожилым, которым тяжело изучать языки, - ума не приложу...
А зачем им это? Только ради самих себя.
  NBE 24.04.2017 в 15:32:57   # 598407
Цитата: 332-712 от 24.04.2017 15:18:37

представьте себе, есть такие люди. и говорят они на казахском лучше самих казахов. и такие как вы предлагают ограничить их в правах.

о какой глобализации вы тут толкуете? и что еще за непатриотичные слова про обучение на английском? а как же поддерживать свою самобытность, свою культуру, свой язык? то плачут о колониальном прошлом, то кричат о приобщении к миру, детей на инглише учиться готовят. непостоянные какие-то...

что-то я не понял про 40%. посмотрел на графику голосовалки, не вижу 40%.

PS. если переход на латиницу никак не повлияет на нашу жизнь, то какой смысл?

PPS. с переходом на латиницу вам откроется мир, говорите? а сейчас он, что, наглухо закрыт для вас, что ли?


Не интересно с вами спорить, троллите и не прочитав толком что вам пишут, и математического образования не хватает что бы проанализировать опрос. Извините что занял ваше время. Латиницу внедрят в не зависимости от моего или вашего мнения.
  332-712 24.04.2017 в 15:51:55   # 598411
Цитата: NBE от 24.04.2017 15:32:57


Не интересно с вами спорить, троллите и не прочитав толком что вам пишут, и математического образования не хватает что бы проанализировать опрос. Извините что занял ваше время. Латиницу внедрят в не зависимости от моего или вашего мнения.


это разве спор? так, болтовня...
и чего там анализировать? 21%+8% "опрошенных" граждан за латиницу. и не важно кто они - русскоязычные, казахоязычные или шалаказахоязычные. не надо делить людей на казахов и неказахов. это нездоровая тенденция. глобализация и открытый мир такого не приветствуют...
  NBE 24.04.2017 в 16:04:06   # 598419
Цитата: 332-712 от 24.04.2017 15:51:55
Цитата: NBE от 24.04.2017 15:32:57


Не интересно с вами спорить, троллите и не прочитав толком что вам пишут, и математического образования не хватает что бы проанализировать опрос. Извините что занял ваше время. Латиницу внедрят в не зависимости от моего или вашего мнения.


это разве спор? так, болтовня...
и чего там анализировать? 21%+8% "опрошенных" граждан за латиницу. и не важно кто они - русскоязычные, казахоязычные или шалаказахоязычные. не надо делить людей на казахов и неказахов. это нездоровая тенденция. глобализация и открытый мир такого не приветствуют...

Уже интересней. Поймите, советы по поводу латинизации казахского языка не казахами, это то же самое что советовать мужику в какой позе ебать его жену, это его дело.
  KAN13 24.04.2017 в 16:06:29   # 598422

И зачем Вам этот блювонтэс ? , по мне так пусть Рахмон хоть ракам ходит .
  Ал 24.04.2017 в 16:10:11   # 598426
Со стороны зачастую виднее.
Ваше замечание выглядело бы адекватнее, если бы "посторонних" не казахов не заставляли изучать "госязык"...
  332-712 24.04.2017 в 16:15:01   # 598429
Цитата: NBE от 24.04.2017 16:04:06

Уже интересней. Поймите, советы по поводу латинизации казахского языка не казахами, это то же самое что советовать мужику в какой позе ебать его жену, это его дело.


вы всё о том же. сегодня неказахам запретите обсуждать язык. завтра неказахам запретите обсуждать историю. послезавтра неказахам запретите брать в жены казашек. через неделю неказахам запретите ходить по казахской земле.
  NBE 24.04.2017 в 16:19:28   # 598436
Цитата: Ал от 24.04.2017 16:10:11
Со стороны зачастую виднее.
Ваше замечание выглядело бы адекватнее, если бы "посторонних" не казахов не заставляли изучать "госязык"...

Согласно части 2 статьи 7 Конституции Республики Казахстан от 1995 года, «в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским языком официально употребляется русский язык».
  Ал 24.04.2017 в 16:23:56   # 598440
В большинстве поликлиник нашего (по большей части русскоязычного) города таблички на кабинетах лишь на казахском языке.
В некоторых компаниях с госучастием - тоже. Причем в упомянутых госкорпорациях даже у не участвующих в общении с клиентами работников в должностных инструкциях стоит пункт с требованием знаний госязыка.
Как это вписывается в конституцию?
  NBE 24.04.2017 в 16:39:06   # 598446
Цитата: 332-712 от 24.04.2017 16:15:01
Цитата: NBE от 24.04.2017 16:04:06

Уже интересней. Поймите, советы по поводу латинизации казахского языка не казахами, это то же самое что советовать мужику в какой позе ебать его жену, это его дело.


вы всё о том же. сегодня неказахам запретите обсуждать язык. завтра неказахам запретите обсуждать историю. послезавтра неказахам запретите брать в жены казашек. через неделю неказахам запретите ходить по казахской земле.

Не надо перегибать мои слова, свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Если казахи хотят перевести СВОЙ язык на другую графику, и русские которые в основном даже не знают казахский язык, категорический против этого, при этом про ущемление русского языка нету речи - не кажется ли вам что это шовинизм.
  NBE 24.04.2017 в 16:39:43   # 598447
Цитата: Ал от 24.04.2017 16:23:56
В большинстве поликлиник нашего (по большей части русскоязычного) города таблички на кабинетах лишь на казахском языке.
В некоторых компаниях с госучастием - тоже. Причем в упомянутых госкорпорациях даже у не участвующих в общении с клиентами работников в должностных инструкциях стоит пункт с требованием знаний госязыка.
Как это вписывается в конституцию?

Соблюдение конституции, это вопрос другой плоскости. Несоблюдение этого важного закона очень плохо, я с вами согласен.
  KAN13 24.04.2017 в 16:43:24   # 598449
Цитата: Ал от 24.04.2017 16:23:56
В большинстве поликлиник нашего (по большей части русскоязычного) города таблички на кабинетах лишь на казахском языке.
В некоторых компаниях с госучастием - тоже. Причем в упомянутых госкорпорациях даже у не участвующих в общении с клиентами работников в должностных инструкциях стоит пункт с требованием знаний госязыка.
Как это вписывается в конституцию?


У нас Конституция имеет разное назначение , смотря для кого и смотря для чего . В этом плане она работает отлично .
  NBE 24.04.2017 в 16:45:04   # 598450
Цитата: NBE от 24.04.2017 16:39:43
Цитата: Ал от 24.04.2017 16:23:56
В большинстве поликлиник нашего (по большей части русскоязычного) города таблички на кабинетах лишь на казахском языке.
В некоторых компаниях с госучастием - тоже. Причем в упомянутых госкорпорациях даже у не участвующих в общении с клиентами работников в должностных инструкциях стоит пункт с требованием знаний госязыка.
Как это вписывается в конституцию?

Соблюдение конституции, это вопрос другой плоскости. Несоблюдение этого важного закона очень плохо, я с вами согласен.

В нашей конторе (гос.контора), весь персонал который работает с клиентами должен знать 2 языка. Также есть должности, где в совершенстве нужно знать казахский - делопроизводитель. Другому персоналу таких требовании нет, все письма идут на 2 языках.
  332-712 24.04.2017 в 17:11:16   # 598461
Цитата: NBE от 24.04.2017 16:39:06

Не надо перегибать мои слова, свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Если казахи хотят перевести СВОЙ язык на другую графику, и русские которые в основном даже не знают казахский язык, категорический против этого, при этом про ущемление русского языка нету речи - не кажется ли вам что это шовинизм.


казахский язык - государственный язык. то есть, язык всех граждан Казахстана. всех. и влиять на судьбу государственного (и родного, в том числе) имеют право все граждане. вы же делите граждан своей страны на тех, кто имеет право, и на тех, кто право не имеет.
говорите и пишете о высоком, а сами не в состоянии пустить в свой мозг простенькую мысль о том, что граждане Казахстана - в первую очередь казахстанцы. и не важно какой они национальности. и у всех граждан одинаковые права и обязанности, которые гарантированы Конституцией, на которую вы ссылались...
  Ал 24.04.2017 в 17:14:42   # 598463
Не хочу никого обидеть.
На нашем предприятии с госучастием примерно половина русскоязычных. Причем требования знания языка распространяются даже на работников, не связанных с клиентами и документооборотом. Отличается лишь глубина требований к знанию языка.
Документооборот действительно на двух языках. Разве что с глубинки зачастую переписка лишь на казахском приходит. "Грамотности" изложения даже сами носители языка поражаются.
Кстати, большинство моих знакомых носителей языка предпочитают тексты на русском языке, а у каждого из носителей языка, кроме разве что делопроизводителей, собственный вариант казахского текста.

Догадываетесь, как эта ситуация отражается на переводах технологической документации и инструкций?

Изредка "перлы" и от русскоязычных доставляют. По большей части в грамматике и пунктуации...
  Sidorov 24.04.2017 в 17:17:46   # 598465
Любовь прошла -завяли помадоры!
Депортация-"Насильно высылать из страны, переселять в другое место" т.е. люди, оболваненные пропагандой, самоликвидировались из родных сел и городов на подъем целины и прочих мегапроектов, многих действительно насильно посылали подымать отсталые районы.
Что ж, впредь будем умней!
  NBE 24.04.2017 в 17:18:03   # 598466
Цитата: 332-712 от 24.04.2017 17:11:16
Цитата: NBE от 24.04.2017 16:39:06

Не надо перегибать мои слова, свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Если казахи хотят перевести СВОЙ язык на другую графику, и русские которые в основном даже не знают казахский язык, категорический против этого, при этом про ущемление русского языка нету речи - не кажется ли вам что это шовинизм.


казахский язык - государственный язык. то есть, язык всех граждан Казахстана. всех. и влиять на судьбу государственного (и родного, в том числе) имеют право все граждане. вы же делите граждан своей страны на тех, кто имеет право, и на тех, кто право не имеет.
говорите и пишете о высоком, а сами не в состоянии пустить в свой мозг простенькую мысль о том, что граждане Казахстана - в первую очередь казахстанцы. и не важно какой они национальности. и у всех граждан одинаковые права и обязанности, которые гарантированы Конституцией, на которую вы ссылались...
  Ал 24.04.2017 в 17:40:26   # 598472
  NBE 24.04.2017 в 17:41:21   # 598473
Цитата: 332-712 от 24.04.2017 17:11:16
Цитата: NBE от 24.04.2017 16:39:06

Не надо перегибать мои слова, свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Если казахи хотят перевести СВОЙ язык на другую графику, и русские которые в основном даже не знают казахский язык, категорический против этого, при этом про ущемление русского языка нету речи - не кажется ли вам что это шовинизм.


казахский язык - государственный язык. то есть, язык всех граждан Казахстана. всех. и влиять на судьбу государственного (и родного, в том числе) имеют право все граждане. вы же делите граждан своей страны на тех, кто имеет право, и на тех, кто право не имеет.
говорите и пишете о высоком, а сами не в состоянии пустить в свой мозг простенькую мысль о том, что граждане Казахстана - в первую очередь казахстанцы. и не важно какой они национальности. и у всех граждан одинаковые права и обязанности, которые гарантированы Конституцией, на которую вы ссылались...

Красиво сказали, язык всех граждан Казахстана. Но для многих русскоязычных граждан казахский язык находится ниже плинтуса, они его не учили, и не собираются учить. Я очень рад что такой проект не выставили на народный референдум, где судьбу казахского языка будут решать граждане, для которых казахский язык ничего не значит, они будут голосовать только за то, как им удобно. Изучайте латиницу господа и товарищи!
  Ал 24.04.2017 в 17:48:28   # 598477

Лично я бы на вашем месте радовался конкурентному преимуществу.
Кстати, что важнее для процветания - знание госязыка или техническая грамотность населения?

Вопрос: к кому относится характерный призыв в конце комментария?
  332-712 24.04.2017 в 17:57:05   # 598484
Цитата: NBE от 24.04.2017 17:41:21

Красиво сказали, язык всех граждан Казахстана. Но для многих русскоязычных граждан казахский язык находится ниже плинтуса, они его не учили, и не собираются учить. Я очень рад что такой проект не выставили на народный референдум, где судьбу казахского языка будут решать граждане, для которых казахский язык ничего не значит, они будут голосовать только за то, как им удобно. Изучайте латиницу господа и товарищи!


да при чем тут те, кто не хочет учить казахский? я вам про тех, кто знает и говорит на казахском. вы их ограничиваете в правах.
не выставили на референдум не из-за каких-то нежелающих учить (хотя, они тоже имеют права на свое мнение), а из-за благоразумного большинства, которое довольно скептически к этому отнесется...
  NBE 24.04.2017 в 17:58:13   # 598486
Цитата: Ал от 24.04.2017 17:48:28

Лично я бы на вашем месте радовался конкурентному преимуществу.
Кстати, что важнее для процветания - знание госязыка или техническая грамотность населения?

Вопрос: к кому относится характерный призыв в конце комментария?

Я уверен что в будущем англизация поможет молодому поколению быть более грамотными, конечно нужны и другие шаги, но это тоже маленький шаг вперед. Последний призыв касается всех граждан Казахстана, президент уже разъяснил, что начнем латинизацию с 2018, и полностью закончим в 2025 году.
  NBE 24.04.2017 в 18:03:00   # 598490
Цитата: 332-712 от 24.04.2017 17:57:05
Цитата: NBE от 24.04.2017 17:41:21

Красиво сказали, язык всех граждан Казахстана. Но для многих русскоязычных граждан казахский язык находится ниже плинтуса, они его не учили, и не собираются учить. Я очень рад что такой проект не выставили на народный референдум, где судьбу казахского языка будут решать граждане, для которых казахский язык ничего не значит, они будут голосовать только за то, как им удобно. Изучайте латиницу господа и товарищи!


да при чем тут те, кто не хочет учить казахский? я вам про тех, кто знает и говорит на казахском. вы их ограничиваете в правах.
не выставили на референдум не из-за каких-то нежелающих учить (хотя, они тоже имеют права на свое мнение), а из-за благоразумного большинства, которое довольно скептически к этому отнесется...

Не нужно прикрываться единицами русских, которые знают казахский. Даже на юге Казахстана у русских нету желания изучать его, про север я промолчу. Я не говорю что это плохо, мы многонациональная страна. Но я совсем не хочу что бы судьбу моего языка доверили таким людям. Пусть уж сверху решат (и решили).
  Ал 24.04.2017 в 18:07:23   # 598494

Quote:
Если бы молодость знала, если бы старость могла...

В состоянии привести положительные примеры в результате перехода на латиницу за столь короткий срок?
Что предложите собственным родителям?
  332-712 24.04.2017 в 18:14:44   # 598495
Цитата: NBE от 24.04.2017 18:03:00

Не нужно прикрываться единицами русских, которые знают казахский. Даже на юге Казахстана у русских нету желания изучать его, про север я промолчу. Я не говорю что это плохо, мы многонациональная страна. Но я совсем не хочу что бы судьбу моего языка доверили таким людям. Пусть уж сверху решат (и решили).


ну так и вы не прикрывайтесь единицами, не желающих учить. в моем окружении подавляющее большинство "неказахов" знает казахский. готовы учить. отдают своих детей в казахские детсады (разделение групп в детсадах постепенно исчезает) и школы. если вы видите вокруг только тех, кто не желает учить казахский, не надо это примерять на всех.

PS. почему вы так зациклены на русских? говорят на казахском не только казахи и русские...
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь