Этот горький отечественный бензин

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
GoodZone 24 Марта 2017 в 10:33:41
Не успели мы с вами затронуть тему роста цен на бензин под российскую планку, как СМИ дали еще несколько поводов для треволнений на ту же тему. Читателей огорошили, например, заявлением, что казахстанский бензин - один из самых дорогих в мире. Хотя еще недавно сообщалось, что дешевле, чем у нас, заправить автомобиль можно только в Туркмении.

Спешу всех успокоить: и то, что бензин у нас по-прежнему дешев, и что он у нас уже слишком дорог - правда.

Да, арифметически, если сравнивать в американской валюте, бензин у нас пока еще недотягивает до российского и, кстати, американского - там и там стоимость литра в районе 67-68 центов, тогда как у нас пока только около 46. Даже в таком же нефтяном, как и мы, Азербайджане бензин стоит дороже - 60 центов. И ровно так же в соседней с нами и совсем не нефтяной Киргизии. А можно, чтобы совсем успокоить наших разгоряченных дороговизной автомобилистов, назвать ряд государств, где заправить бак обойдется в американской валюте в два-три раза дороже. Узбекистан, Таиланд, Буркина-Фасо, Гондурас, Китай и Сирия - во всех этих так непохожих странах за литр бензина одинаково берут чуть дешевле или чуть дороже одного доллара. А в Европе - от полутора долларов и выше.

В Туркмении - да, там литр в долларовом эквиваленте стоит всего-то 28 центов. Но если и это вам дороговато, поезжайте в Саудовскую Аравию, там только 24 цента. А есть еще и такая страна - Венесуэла, там (только не умрите от зависти!) за один доллар (если он у вас найдется, конечно) вам нальют сразу… полный бак!

Так вот, если конкретно для нас, и не в центах, а в тенге, то казах­станский бензин для Казахстана уже несоразмерно дорог, а его неизбежное подтягивание к российской стоимости тем более чрезмерно. Несоразмерность стоимости бензина проявляется во всех видах: и с точки зрения в разы меньшими по сравнению с американскими или европейскими доходами нашего населения, и повышенной потребности в автотранспорте на наших громадных просторах, и ввиду изобилия нефтяных месторождений вместе с унаследованными от СССР мощными нефтеперерабатывающими заводами.

Короче, нам и по необходимости, и по возможности в самый бы раз иметь стоимость бензина пусть не на уровне Туркмении, но хотя бы чуть-чуть ниже, а не сильно вверх от нынешнего уровня. А такие надежды - что цены на бензин у нас снизятся - имелись и пока еще имеются. Они подогреваются ежегодными (в течение лет уже десяти, как минимум) обещаниями закончить наконец модернизацию казахстанских НПЗ. Но и этот свет в конце бесконечного туннеля СМИ поторопились затмить. Экономист Сергей Смирнов заявил: модернизация НПЗ не поможет - бензин будет дорожать. Приведя тому достаточно аргументов.

Мы же, не заморачивая голову читателей цифрами, сейчас вам все объясним буквально на пальцах, вернее на карте.

Посмотрите на географию дис­локации казахстанских НПЗ - ну и начудили товарищи большевики! Павлодарский и Чимкентский построены в местностях, где нефтью на сотни и тысячи верст вокруг даже не пахло, не было и не предвиделось. И даже на богатом нефтью западе нефтеперерабатывающий завод был заложен как раз в далеком от серьезных нефтепромыслов городе Гурьеве, причем за три десятилетия до того, как было открыто богатейшее Тенгизское месторождение.

На самом же деле госплановские коммунисты были отнюдь не дураки: они заложили оптимальный транспортно-географический треугольник получения ГСМ, из вершин которого наиболее просто и дешево снабжались бы основные центры промышленности и народонаселение Казахской ССР. Для чего не нефтяные Павлодар и Чимкент насадили на очень не глупый неф­тепровод Омск - Чарджоу, связывающий сибирский и туркменский нефтяные регионы.

Что же сотворили наши рыночники? Они разобрали все технологические и логистические взаимосвязи “от скважины до бензоколонки” на приватизированные кусочки, к тому же отдав самые лакомые из них иностранцам. В отличие, кстати, от России, где разгромом ЮКОСа планы иностранной приватизации “нефтянки” были обращены вспять.

Открою секрет: более дорогой российский бензин, к ценам на который нас неотвратимо подтягивают, на самом деле более дешевый. Потому что в отличие от наших российские НПЗ сохранены в составе ВИКов - вертикально интегрированных компаний. В которых проблем с обеспечением нефтью меньше, соответственно, меньше и сквозные затраты, а потому и модернизация на стандарты Евро-4 и Евро-5 уже проведена. Другое дело, что в российских ГСМ гораздо выше доля налогов, и в результате подтягивание нашего бензина к российским ценам будет работать на пополнение не казахстанского бюджета, а частных карманов.

Вот так уже второй десяток лет наше много раз уже смененное правительство с многократно перетасованными ведомствами, отвечающими за нефтедобычу и неф­тепереработку, антимонопольную и ценовую политику, налоги и таможенные сборы, просто присутствует при этом мелко нарубленном государственно-частном винегрете, не в силах ни навести порядок среди нынешних игроков, ни правильно структурировать всю отрасль.

Пётр СВОИК, Алматы
http://www.time.kz/articles/moment/2017/03/22/etot-gorkij-otechestvennij-benzin
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Даун 24.03.2017 в 11:10:41   # 590638
Газ надо ставить
  Лысый 24.03.2017 в 11:15:03   # 590640
Цитата: Даун от 24.03.2017 11:10:41
Газ надо ставить


Ставить газ, палить клапана, воровать, убивать, ебать гусей.
  AWP 24.03.2017 в 13:16:34   # 590666
  Yerla 24.03.2017 в 13:25:29   # 590670
  N@VIGATOR 24.03.2017 в 18:13:39   # 590746
Quote:
не в силах ни навести порядок среди нынешних игроков, ни правильно структурировать всю отрасль.

Могут они навести порядок, но не хотят! Зачем им создавать излишнее предложение и снижать цены? Намного проще создать дефицит и снимать маржу не напрягаясь!
  Эндрю 24.03.2017 в 22:13:19   # 590801
А вот интересно сравнить дороговизну бензина по отношению к РЕАЛЬНОЙ средней зарплате казахстанцев, тогда как получится????
  Viktor11 25.03.2017 в 11:26:49   # 590868
Почему нужно всегда равняться на худшее. Показывают несколько стран, где бензин дороже. А там где дешевле в разы не в счет
  вагнер 25.03.2017 в 22:00:28   # 591026
местных переработчиков. Основные поставщики моторного топлива в Казахстан «Башнефть» и «Газпром нефть» от этого испытают лишь временные неудобства.

Минэнерго Казахстана издало приказ о временном ограничении ввоза из России легких дистиллятов (бензин АИ 92) и дизельного топлива. Запрет вводится с целью регулирования внутреннего рынка ГСМ ввиду наплыва дешевого топлива из России.

Как передаёт kapital.kz, данный запрет вводится в целях «обеспечения энергетической безопасности, связанной с возможностью остановки крупнейших нефтеперерабатывающих заводов из-за имеющегося профицита нефтепродуктов завозимых из РФ».

РЕКЛАМА
О затоваривании нефтебаз российскими нефтепродуктами казахстанские власти начали говорить с начала года. Они существенно подешевели ввиду девальвации рубля. Минэнерго Казахстана и руководство национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз» не раз выражало обеспокоенность, что поток дешевого бензина из РФ может привести к остановке нефтеперерабатывающих заводов в Казахстане. Власти стали готовить население к мысли о прекращении импорта дешевого ГСМ из России еще в январе.

Тогда министр энергетики Владимир Школьник убеждал депутатов понять интересы отечественных производителей, которые впрочем идут вразрез с потребительскими: «Вы знаете, что в декабре мы дважды понижали цену на бензин марки АИ-92 и дизельное топливо, - сказал Школьник. - Сейчас полностью заполнены дизельным топливом почти 350 тыс. тонн и бензином марки АИ-92 все хранилища в стране…. Мы сталкиваемся с двумя проблемами. Если дешевый бензин, а сейчас бензин дешевый в РФ, а у нас он чуть дороже, хлынет сюда, то это хорошо. Сейчас это уже идет, но это может вызвать остановку наших заводов, потерю рабочих мест».

Еще тогда Минэнерго Казахстана начало переговоры с российскими коллегами о необходимости «балансировки ситуации». По восточной традиции, перед переговорами даже подали сигнал, прекратив поставки угля российским ТЭЦ ввиду неопределенности курса рубля. По словам казахстанских властей, договаривались так, «чтобы, с одной стороны, не остановить наши заводы, с другой стороны, обеспечить достаточное количество дешевого бензина». Но судя по всему, договориться пока не удалось.

В Казахстан ГСМ поставляют в основном с заводов Башнефти и «Газпром нефти» (Омский НПЗ).

«Еще в начале года наши НПЗ стали заметно больше продавать нефтепродуктов в Казахстан, - пояснил «Эксперт Online» директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. - Девальвация усилила этот эффект, и не случайно Казахстан поднял именно эту тему в первую очередь. Но не думаю, что наши компании что-то сильно потеряют: для них это временное неудобство, те же объемы легко возьмут соседние российские регионы, хотя спекулятивно это может у трейдеров на время сбить оптовую цену».

По данным Минэнерго, Казахстан и Россия согласовали на текущий год возможность беспошлинной поставки в республику 1,1 миллиона тонн бензина и 760 тысяч тонн дизельного топлива. В прошлом году Россия продала в Казахстан около 1,3 миллиона тонн нефтепродуктов, в этом можно ожидать около 2-х или больше.

Между тем Казахстанская топливная ассоциация (КТА) выступила против ограничения поставок российских ГСМ. Ее председатель Болат Ауетаев заявил Total.kz, что подобные меры вынудят предпринимателей закупать невостребованное и дорогое казахстанское топливо, что нанесет серьезный удар по малому и среднему бизнесу в розничной сети АЗС.

«Ограничение приведет к дестабилизации рынка ГСМ, так как казахстанский рынок нефтепродуктов на 40% зависит от импортных поставок. Скорей всего, повысятся оптовые закупочные цены на отечественные нефтепродукты. Запрет на ввоз более дешевых российских нефтепродуктов усугубит положение на рынке», - отмечает Болат Ауетаев в обращении к правительству страны.

По его словам, подавляющему большинству розничных реализаторов АЗС удавалось избежать банкротства во многом благодаря тому, что бензин российского производства на 10 % дешевле отечественного.

Подобное ограничение не прописано в договоре о Таможенном союзе и тем более, в соглашениях по Евразийскому экономическому союзу, которые вступили в силу с начала года.
  вагнер 25.03.2017 в 22:02:18   # 591028
Вот почему дорожает гсм....ворсултан взглядбаев с семейкой будет доит пипл!
  Ал 25.03.2017 в 22:12:29   # 591033

В РФ в этом году произошла девальвация рубля?
Сегодняшний курс 5,52.

Ваша "новость" от 6 марта 2015 года...
  вагнер 25.03.2017 в 22:59:31   # 591050
Цитата: Ал от 25.03.2017 22:12:29

В РФ в этом году произошла девальвация рубля?
Сегодняшний курс 5,52.

Ваша "новость" от 6 марта 2015 года...
речь не о "давности" а о методах и правилах грабежа собственного народа.
  вагнер 25.03.2017 в 23:02:00   # 591051
Когда им выгодно,беекают о высоких ценах в рф,а когда там дещевле гсм,то сразу границу перекрывают!! И байка о "дефиците" гсм в кз как-то забывают
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь