ВАГОН ДЁГТЯ
Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
Гость 27 Апреля 2015 в 15:52:31
Алматинская подземка - это целая веха в развитии общественного транспорта Казахстана. Скоростной и безопасный способ передвижения является насущной необходимостью крупного города. Конечно, первая очередь метро лишь частично решает транспортные проблемы Алматы. Странно, что она не имеет станции на железнодорожном вокзале "Алматы-2". Согласно общемировой практики метростроения, прежде всего сооружаются станции, совмещённые с вокзалами. Тем самым увеличивается пассажиропоток подземки, её экономическая отдача. Будем надеяться, что в недалёком будущем этот просчёт будет ликвидирован. Добротно построенные первые станции в любом случае создают хороший задел для роста и развития. Не помешало бы и увеличить режим работы метро. Например, в Минске, сопоставимом с Алматы по демографическим и социально-экономическим показателям, подземка работает с 5:30 утра до 1:00 ночи. У нас же метро функционирует с 06:20 утра до 23:30 вечера.

Но есть некоторые нюансы функционирования этого предприятия, носящие крайне противоречивый характер. Автор этих строк на протяжении 2013-2015 годов был неоднократно остановлен сотрудниками "УВД на метрополитене" без каких-либо резонных оснований. Я не нарушал общественный порядок, был трезвым и опрятно одетым. Иду налегке и меня просят предъявить удостоверение. Несу безобидный пакет из супермаркета или дипломат и меня просят показать содержимое моего скромного багажа. Или представьте себе жаркий летний день 2013 года. На платформе станции метро "Райымбек батыр" толпятся разношерстные пассажиры. Но, словно в дурном анекдоте, полицейский выбрал именно меня из разномастного сборища случайных прохожих. Опять набор неуместных вопросов: кто такой? документы есть? куда едешь? Пришлось показать книгу со своим портретом. Еле отбился от навязчивого сервиса.

Совсем возмутительно вели себя сотрудники "УВД на метрополитене" 22 января 2015 года. Я был дважды остановлен в этот зимний день. Первый раз меня тормознули на входе в станцию "Алатау", заставили пройти через рамку металлодетектора. С грехом пополам прибыл на станцию "Райымбек батыр", вышел в город по делам. Через два часа пришёл обратно, чтобы вернуться на исходную станцию. Бац! Меня снова тормозят и назойливо интересуются содержимым моего целлофаного пакета с продуктами. Театр абсурда, одним словом. Я обращался в надзорные органы с просьбой внести ясность в многократные нарушения моих прав человека и гражданина со стороны полицейских в метро. Если есть ко мне претензии, подозрения правового характера, прошу озвучить их. Если таковых не имеется, просьба принести официальные извинения за незаконные действия. Вразумительных ответов я так и не получил, поэтому обращаюсь к помощи СМИ. Нагнетание напряжённости со стороны некоторых недобросовестных полицейских - это нехороший знак. У нас в стране более-менее спокойная обстановка. Нет комендантского часа или чрезвычайного положения. Но деструктивные элементы пытаются внести разлад в общество с помощью подобных провокаций, направленных против обычных законопослушных граждан.

Всё познаётся в сравнении. Пользовался подземкой в разных городах - от Чикаго до Москвы. Нигде, кроме Алматы, сотрудники в погонах не останавливали меня! Впрочем, нельзя сказать, что "УВД на метрополитене" отгородилось от внешнего мира и не перенимает международный опыт. Перенимает, но весьма специфически. Например, в ташкентском метро "на многих станциях досмотр личных вещей – портфелей, сумок и т.д. – проводится дважды: в первый раз на улице, перед спуском в метро, второй раз внутри – перед входом на станцию. По всей видимости, некоторые пассажиры не выдерживают очередного вопроса – что в сумке? – и раздраженно отвечают – бомба, и автоматически подпадают под действие статьи 237 УК РУз – «Ложный донос», предусматривающей штраф в размере от 25 до 50 минимальных зарплат или исправительные работы сроком до 3-х лет, или арест до 6 месяцев.Согласно отчету руководства ташкентского метрополитена о “преступлениях” в метро в 2012 году, ложно сообщили о проносе бомбы и были немедленно оштрафованы 54 человека". Об этом сообщает статья "В ташкентском метро штрафуют за юмор" (bit.ly/1PTRPPF). Журналист Мурат Садыков в своём материале "Узбекистан: Милицейские проверки отпугивают пассажиров от ташкентского метро" сообщает: "Проехавшись недавно в метро, корреспондент EurasiaNet.org несколько раз на себе испытал эти усиленные меры безопасности. На одной станции два сотрудника ОВД, проверив документы, тщательнейшим образом обыскали еще и сумку, проявив особый интерес к найденной в ней книге на английском языке. «О чем книга?» – раздраженно спросил один из них, будучи не в состоянии сам разобрать английский текст. «Надеюсь, вы не станете замышлять убийство после прочтения», – сказал он, узнав сюжет романа".

У соседей можно поучиться текстильному делу, переработке плодово-ягодной продукции, реставрации средневековых манускриптов. Но правоохранительная деятельность - это не та сфера, где следует брать пример с узбекских коллег. А вот взять за образец, скажем, обеспечение порядка в немецких метрополитенах не помешало бы. Там даже турникетов нет, дабы спешащие пассажиры не тратили время на бросание жетонов и не создавали очередей в час пик. Время от времени наряды контролёров проверяют наличие проездных билетов у пассажиров уже в вагонах. А в алматинском метро, помимо турникетов, умудрились ещё и дорогостоящие метеллодетекторы установить для выборочной проверки пассажиров, что попахивает дискриминацией. Но даже если вам неймется и надо поставить арочные металлодетекторы, цена которых в среднем колеблется между полутора и десятью тысячами долларов США, то, будьте добры, проверяйте всех пассажиров, как это делается в аэропортах. Или, например, в пятизвездочном отеле, расположенном рядом с акиматом Алматы, все посетители гостиницы проходят через рамку металлодетектора. Кстати, там металлодетектор более-менее оправдан, ибо нередко эту гостиницу посещают миллиардеры, акимы, звезды искусства. Мало ли что может случиться. Однако кому из криминальных элементов захочется совершить покушение на типичного пассажира алматинского метро вроде сантехника Сергея или пенсионерки Гульмиры?

Осуществляя свою разностороннюю исследовательскую деятельность, я затрагивал и сферу юриспруденции. В 1998 году был автором лучшей работы секции по криминалистике научно-теоретической конференции, проходившей в Алматинском юридическом институте МВД РК (ныне Алматинская академия МВД РК). В 2013 году участвовал в астанинском совещании ИНТЕРПОЛа, посвящённом вопросам безопасности на транспорте. Т.е. обладаю определённым уровнем компетенции, чтобы выносить квалифицированные суждения по теме данной статьи. В этой связи хочу заявить о целесообразности упразднения "УВД на метрополитене" с целью экономии бюджетных средств и повышения доверия населения к органам правопорядка. Функции данного подразделения на соответствующих станциях метро отлично выполнят районные управления внутренних дел, а общее руководство должен осуществлять заместитель начальника ДВД г. Алматы. Конечно, во время проведения культурно-массовых мероприятий, подразумевающих увеличение пассажиропотока, необходимо привлекать дополнительные силы и средства для обеспечения общественного порядка в метро. Но для алматинского метрополитена, являющегося одним из самых маленьких в мире по протяжённости и пассажиропотоку (даже Свободненская детская железная дорога на Дальнем Востоке, протяжённостью 11.6 километров, значительно превышает нынешнюю протяжённость нашего метро), в ближайшей и среднесрочной перспективе не нужен раздутый штат стражей правопорядка. "УВД на метрополитене" занимает просторное здание в элитном районе. В 2006 году там был разрушен городской дворец школьников, на месте которого возвели пятизвёдочный отель. Конечно, сложновато будет передать частную гостиницу на детские нужды, но вот офис "УВД на метрополитене", находящийся в госсобственности, легко можно отдать детям и открыть там множество кружков и секций для ребятни этого района.

Пока же сакраментальная ложка дёгтя, портящая бочку мёда, превратилась в случае с алматинским метро в целый вагон дёгтя, который надо отогнать в тупик. Алматы является культурным, научным и финансовым центром Казахстана и Средней Азии. Немало иностранных гостей посещают наш город. Естественно, что топорные методы работы некоторых полицейских отрицательным образом сказываются и на международном имидже Казахстана в целом.


1163x1599
( 86.1Кб)

1163x1599
( 126.08Кб)

1163x1599
( 139.35Кб)


Данияр НАУРЫЗ
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Бекел 28.04.2015 в 09:51:32   # 422972
Значит у этого Данияра автора рожа такая подозрительная раз его полисмены останавливают. И мне честно говоря плевать на его демократические и конституционные права, когда моя жизнь или жизнь моих детей находится в опасности из-за беспечности и разгильдяйства сотрудников УВД.
Я только "ЗА" досмотры и подозрительность со стороны сотрудников МВД. Лучше быть несколько раз досмотренным полицейским, чем один раз патологоанатомом.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь