СИЗО в Нидерландах и в РФ глазами заключенного, посидевшего и там, и там

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
ГОРЫНЫЧ 16 Марта 2015 в 09:27:15


Типичная Бутырка. Начало «нулевых». С тех пор, правда, условия улучшились, но до голландских все равно не дотягивают.
фото: Михаил Ковалев


Российские тюрьмы, как заявляют власти, приближаются к европейским стандартам. Ах, как хотелось бы верить! Только вот про скорость приближения к этим стандартам власти почему-то молчат.
Молчат и про другую скорость — с которой Европа свои же стандарты усовершенствует. Насколько огромен разрыв между жизнью за решеткой у них и у нас?
«МК» нашел заключенного, который провел 6 месяцев в изоляторе Голландии и 6 месяцев в московской Бутырке (где, собственно, сейчас и сидит). Это тот самый уникальный математический случай, когда «шесть» и «шесть» — числа неравнозначные.

Как сидится в Европе и как в России? Две истории глазами арестанта. Мы публикуем их без комментариев.

СПРАВКА "МК"
40-летний рязанский бизнесмен Николай Землянухин обвиняется в «хищении кредита». Вины своей не признает. Арестовал бизнесмена заочно московский суд в 2010 году, а задержали его в амстердамском аэропорту в начале 2014-го. Российские полицейские полгода не забирали свою «добычу». Землянухин забросал их письмами с требованиями вернуть его на родину (предлагал даже экстрадицию за собственный счет). В августе Николая этапировали в Бутырку.

Николай довольно приятный арестант, из тех, кто не падает духом и не теряет чувства юмора. Удобно расположившись на скамейке в камере, начинает свой занимательный рассказ (внимательно слушаю его не только я, но и два надзирателя).



Хаарлем (Голландия), изолятор «Купол», около 1500 заключенных

...Из суда меня сразу привезли в один из старейших и красивейших тюремных замков Нидерландов, расположенный в центре города Хаарлем. Тюрьма в форме купола, потому ее заключенные так и называют — «Купол». Она аналог нашего СИЗО — люди там сидят до приговора или в ожидании отправки к месту отбывания наказания. Да-да, по голландским законам место отсидки можно выбирать. Самая длинная очередь — в тюрьмы, где есть рыбалка...

Номер, то есть камеру, мне дали одноместный. Небольшой, но уютный. Телевизор есть, холодильник, шкафчик, стол, стул, кровать. Увидел кофемашину (а рядом с ней пакеты с кофе и джем) — вообще обрадовался. Ну, думаю, выживу как-нибудь. В этой мысли еще больше укрепился, почитав расписание на стене: подъем в 7.00, потом завтрак, прогулка, досуг... Прилег я, свет приглушил (его можно регулировать, как тебе удобно), отопление поставил на комфортную температуру и про долю свою горькую думаю.

Вскоре пришел дежурный по коридору и, беспрестанно извиняясь, что потревожил, предложил мне... 8 видов меню. Это чтобы я выбрал, по какому типу питаться за решеткой буду. Смотрю, а там кошерное, халяльное, вегетарианское... на все случаи жизни. Я выбрал обычное, европейское. Еда была вполне себе пристойная. Йогурты, фрукты, колбаса, сыр — все, как я люблю. И раз в неделю (сразу на 7 дней) я заказывал кофе для кофемашины. Бесплатный.

На вторые сутки моего заточения дежурный сообщил, что за мной закрепили трех менторов (по одному на каждую смену). Это сотрудники, которые помогают решать любые вопросы. За 5 минут. Ну вот пример: как-то белье принесли с пятном, я позвал ментора — и простыню тут же поменяли. Менторы мои настаивали, чтобы я больше пил жидкости, больше двигался и употреблял витамины — говорили, неподдельно беспокоясь, что все равно кислорода-то мне тут не хватает. И я думал: да, не хватает, наверное. Я тогда еще не знал про Бутырку...

В одиночном номере (Николай часто называл камеру именно номером. — Прим. авт.) было не скучно, потому что общения в течение дня с лихвой хватало. На прогулке могли разговаривать друг с другом сколь душе угодно, в зоне рекреации играли в шахматы, шашки... Раз в неделю проводились соревнования по баскетболу и волейболу. Когда хочешь, можешь пойти в огромную библиотеку и в течение часа бродить там, выбирать книги, которые тебе потом принесут в камеру. Там же стоят компьютеры с Интернетом, но зайти с них можно только на сайты государственных органов и СМИ. Голландские зэки придумали способ связи с родными и друзьями — на сайтах некоторых газет вели переписку в комментариях к статьям. Кстати, удобно.

Два раза в неделю в «Куполе» можно было посещать образовательные классы. Были там, к примеру, уроки английского и голландского языков и чего-то там еще. Ей богу, я даже от всего этого разнообразия досуга уставал! Учителя все такие добрые, как в пионерлагере, общаются с тобой, будто хотят загладить вину общества за то, что оно на воле, а ты за решеткой.

Регулярно ходил на йогу. Мне коврик отдельный даже выделили. Занятия вела голландка, которая целый учебник по йоге написала и потом нам всем подарила по экземпляру с автографом. В итоге я стал даже спокойнее, чем был на воле. На свободе ведь я переживал за отобранный банком бизнес, за семью, а тут все проблемы ушли в сторону — сплошной релакс. Надзиратели повторяли, что учреждение создано не для наказания, а для перевоспитания.

В целом меня все устраивало, но арестанты постоянно возмущались. Один заключенный-голландец был недоволен, что телефоны только на этаже и в зоне рекреации. Он из другой тюрьмы приехал, и там в каждой камере аппарат стоит (звонят по карточкам, которые в изоляторе выдают, и все разговоры прослушиваются). Еще одному заключенному не нравилось, что нет душевой кабины в каждой камере. Сотрудники извинялись за это неудобство, говорили, что тюрьма слишком старая, ее трудно переоборудовать. Третий возмущался, что мало работ предлагают. Там ведь как было: 5 дней в неделю ты можешь по желанию по три часа работать. Тебе за это деньги перечисляют, которые можно потратить на что-то в местном магазинчике. Работа скучная — ремешочки какие-то делать, что-то склеивать, сшивать. Я ходил пару раз ради общения с другими заключенными. Со многими подружился, мы с ними обменивались всем, что у нас было.

И все-таки было две вещи, которые мне категорически не нравились. Первая: по их ТВ про Россию либо плохо, либо ничего. Надзиратели, чтобы я не расстраивался, часто повторяли, что русские очень добрые, а Путин крутой и победит Америку. Вторая: наркоманам давали метадон на первых порах — они ходили по коридорам «гашеные», что очень раздражало.

Первый стресс я получил при виде количества «сожителей». И это притом что мне явно повезло — у меня в камере было 4 человека (роскошь по здешним меркам). Но слышал про такие, где на 20 мест 28 заключенных. Я у них спрашиваю: «Как вы спали-то?» — «По очереди!».

Не понял я, почему тут постоянно перекидывают заключенных из камеры в камеру. Все время на сумках. Курили почти во всех камерах так, что я про кислород и думать забыл и сильно заскучал по метадоновым заключенным, которых сторонился на прогулке в голландской тюрьме.
Второй стресс — когда ты внутри камеры не можешь ни свет включить, ни окно приоткрыть. Надо звать «продольного» (так тут дежурного называют). Летом в камере душно, зимой холодно. Мне один надзиратель сказал: «Так и должно быть! Все по сезону».

Очередной стресс — в камере запрещено держать часы. Любые. Я вначале не поверил даже: что плохого в том, что заключенный будет знать, сколько сейчас времени? Ответа не получил ни от кого. Еще я не понял, почему отбирают обручальные кольца? Почему у меня забрали щипчики для ногтей, которые я купил в голландском изоляторе? Почему мыться нельзя чаще раза в неделю? Почему нельзя делиться вещами и едой с другими заключенными? От всего этого что — преступность повысится?!

Знакомство с местной пищей радости не принесло. Я когда в первый раз попробовал, искренне спросил у баландера: «Масло машинное добавляете?». После нескольких неудачных попыток переварить местные блюда с прискорбием расстался с этой дурной затеей: ем теперь только то, что заказываю в магазине. Досуг, вернее, полнейшее отсутствие оного, был самым печальным открытием.
Спортзал в Бутырке есть, но он платный — и это еще полбеды. Хуже, что попасть в него весьма сложно. За 6 месяцев мне удалось сделать это всего два раза. И когда я его увидел, не сразу понял, что это он и есть... Вы там были? Это крохотное помещение с перегородками и очень примитивными тренажерами.

Еще более странная ситуация с прогулками. На которые в отличие от спортзала заключенные имеют право по закону. Если сегодня банный день — то ты не гуляешь. Если кто-то из твоей камеры не хочет гулять — ты тоже не гуляешь. Но даже если прогулка все-таки состоялась, во время нее ты не можешь ни мяч погонять, ни поговорить с кем-то. Ходишь по кругу по цементному полу и слушаешь странные песни (говорят, в других московских СИЗО радио «Милицейская волна» крутят).

Мой вопрос «как передать факс адвокату?» все встретили с изумлением, переросшим в дикий хохот. Я смутился. В Голландии ведь это было обычным делом. Еще больше развеселил всех мой вопрос, почему я не могу сам дойти до кабинета, где встречаюсь с адвокатом (после того как пришлось долго ждать двух надзирателей-сопровождающих)? В Голландии в пределах этажа ты можешь передвигаться в дневное время суток с ключом-карточкой, которую тебе выдают. Потому там надзирателей раз в 10 меньше, чем в Бутырке.

В общем, в Бутырке я удивляюсь всему бесконечно. А сотрудники изолятора бесконечно удивляются моим просьбам. Как они возмущенно поднимали брови, когда я спросил: «Можно я во время свидания обниму жену?». Я подумал даже, что сказал самую ужасную пошлость в своей жизни. Но я понимаю, что виноваты не они. Точнее, они как раз совсем не виноваты. В большинстве своем надзиратели Бутырки добрые, милые люди, которые действуют на основании дурацких законов и ограничений.

Но позвольте, ведь эти же законы утверждают, что человек до суда невиновен. Тогда за что его наказывают? Жизнь в наших СИЗО — это ведь сущее наказание.

Ева Меркачева
http://www.mk.ru/
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Софруджу 16.03.2015 в 09:34:20   # 411901
Логика как у Солженицына в ГУЛАГе. А уровень жизни на воле в Голландии и России как? Одинаковый? Неужели преступники в тюрьме должны жить лучше, чем люди на воле? Солженицын тоже всё жаловался, что 800 (!) грамм хлеба дают только тем, кто хорошо работает, а отлынивающим всего 400. А ничего, что война шла, в Ленинграде люди 125 грамм получали?
  Кирсан 16.03.2015 в 10:31:13   # 411925
А с какой стати на наши деньги должны так офигительно содержаться преступники???
  Лысый 16.03.2015 в 10:36:18   # 411928
Назначение пенитенциарных учреждений это лишение свободы. И не более.
  DuMoH 16.03.2015 в 11:34:58   # 411948
Цитата: Лысый от 16.03.2015 10:36:18
Назначение пенитенциарных учреждений это лишение свободы. И не более.

лишение свободы в наказание за совершенное преступление. Я бы не хотел, чтоб какой нибудь урод, который убил человека сидел в таких условиях, как в Голандии, пусть лучше в нашей сидит, чтоб жизнь медом не казалась...
  Лысый 16.03.2015 в 12:00:17   # 411954
Quote:
Я бы не хотел, чтоб какой нибудь урод, который убил человека сидел в таких условиях, как в Голандии, пусть лучше в нашей сидит, чтоб жизнь медом не казалась...


Пусть сидит пожизненно. А вот многие попавшие в тюрьмы по более мягким статьям, выходят из них озлобленными моральными уродами. Лишение свободы, повторяю СВОБОДЫ, но не лишение человеческих прав. Пора это понять. Ибо в противном случае, колонии и тюрьмы превращаются в кузницу кадров уголовного мира.
  N@VIGATOR 16.03.2015 в 12:20:42   # 411964
Все смешали в одну кучу! Никто не требует санаторных условий в тюрьмах. А вот в СИЗО, где содержат подозреваемых во время следствия, пока человека суд не признал виновным, должны быть условия такие же как в Голландии! Если нет денег на строительство новых изоляторов, надо шире применять другие меры пресечения: залог, домашний арест.
  Stalker77 16.03.2015 в 12:23:01   # 411966
Преступления разные бывают,как и ситуации в жизни.В "цивилизации статуса" от сумы да тюрьмы,лучше не зарекаться...В идеале общество должно использовать режимные объекты в воспительных целях,применяя метод кнута и пряника.Но как правило все сводится только к наказанию кнутом.Справедливость - в соразмерности ограничения свободы и/или лишения определенных прав в соответствии с тяжестью ,и опасностью ,совершенного деяния для общества и личности.П.с.Действительно все смешали в одну кучу,полностью согласен с предыдущим комментарием.
  walker 16.03.2015 в 13:34:19   # 411976
Гейропа она такая.
Из твиттера:
"Сериал, значит, один шведский. Главная героиня, журналистка, приходит в министерство внутренних дел и говорит: мне, говорит, нужно посмотреть расписание министра за прошлую среду, а то у меня подозрения. Нормальный бы человек что? Вызвал бы квалифицированную психиатрическую бригаду. А он ей выдает расписание. Министра внутренних дел! Перечитайте последнее предложение — это же оторопь берет.
Она же, почувствовав безнаказанность, вламывается в министерство, но уже культуры. Ей, видите ли, нужно посмотреть всю почту, приходящую на имя министра. И это лошьё всё ей выдает!
А комиссару полиции так прямо и сказала: никаких своих результатов я вам не выдам, потому что у нас свобода слова и тайна журналистских расследований, а не умеете работать — увольняйтесь. Начальнику ГУВД по Москве и Московской области она это сказала, если на нормальный язык перевести.
И главное, ничего! Ни ареста, ни психушки, ни ОМОНа, ни трупа в канаве на кольцевой. Даже бутылку от шампанского в задницу засунуть никто не догадался. За что люди зарплату-то получают?
Вот поэтому всё у них и так в этой Швеции — каждая прошмандовка из говногазеты прется в министерство и качает права. И вот результат: разгул педофилии, зообордели, а на улицах стоит вой изнасилованных распоясавшимися шведами собак. Потому что бардак."
  walker 16.03.2015 в 14:14:03   # 411980
Софруджу, :-) за живое задели чтоли? :-)
  Maax 16.03.2015 в 14:26:57   # 411982
walker
любая критика в адрес РФ вызывает в ней патриотическое (?) негодование
  Maax 16.03.2015 в 14:30:28   # 411984
Старейшая в Швеции тюрьма Кристианстад, что на юге страны, выпустила на все четыре стороны последних своих заключенных.
Закрывают тюрьмы и в других регионах страны. Сегодня в шведских кутузках осталось всего около 4800 человек – такого никогда не было в истории этой страны. Швеция лидирует по этому показателю в Европе. К примеру, на противоположном берегу Балтики, в Польше, заключенных в четыре раза больше.

Quote:
Он уже несколько лет распространяет тезис, что тюремное заключение не должно быть главным средством устрашения и инструментом мести общества людям, которые потом годами содержатся в местах заключения.«Ежемесячно на заключенного тратится до одной тысячи долларов – это размер средней пенсии. - указывает Сарнецкий. - К тому же люди в тюрьмах в принципе не работают и, следовательно, не участвуют в создании национального дохода. Даже выйдя на свободу, они нередко не могут найти работу, поскольку теряют квалификацию».
  Maax 16.03.2015 в 14:32:36   # 411985
Quote:
Шведские тюрьмы пустеют так стремительно, что уже пришлось закрыть четыре из них. Представители ведомства по исполнению наказаний считают, что одна из основных причин снижения количества заключенных - в масштабной госпрограмме по реабилитации бывших правонарушителей.

Однако государственный механизм вряд ли справился бы без активного участия бывших заключенных, многие из которых еще в тюрьме думают о волонтерской карьере.

В период с 2011 по 2012 годы количество осужденных в исправительных учреждениях уменьшилось на 6%. Примерно такая же часть, по расчетам властей, должна оказаться на свободе к концу 2013 года. Сейчас в заключении находятся 4 852 человека: не так уж много для государства с населением 9,5 млн, сообщает Сегодня.
  Maax 16.03.2015 в 14:48:31   # 411989
людей совершивших легкие преступления надо возвращать к нормальной жизни, а вот по средним и тяжким считаю они должны максимально отработать нанесенный ущерб. это не означает что надо лишать условий и отправлять в гулаг)) можно создать трудовые колонии и привлекать к труду с соблюдением всех трудовых норм и норм безопасности, сроки можно сокращать по мере отработки
много случаев когда некоторые предпочитают "сесть" чем возращать похищенное
  walker 16.03.2015 в 15:06:31   # 411994
Цитата: Maax от 16.03.2015 14:48:31
людей совершивших легкие преступления надо возвращать к нормальной жизни, а вот по средним и тяжким считаю они должны максимально отработать нанесенный ущерб. это не означает что надо лишать условий и отправлять в гулаг)) можно создать трудовые колонии и привлекать к труду с соблюдением всех трудовых норм и норм безопасности, сроки можно сокращать по мере отработки

Дружище, так и "скатимся" до уровня Гейропы.
Тут вон горячую поддержку и отклик в сердцах получает предложение содержать в СИЗО в унизительных условиях, чтобы жизнь мёдом не казалась. А там, смотри, и заматереет. Или сломают заматеревшие. В самом деле, нельзя же его человеком оставлять, раз переступил.
  Maax 16.03.2015 в 15:16:50   # 411995
walker 16.03.2015
т.е. по сути дела всем билет в один конец, всем пожизненное)
  332-712 16.03.2015 в 15:18:27   # 411996
Quote:
walker 16.03.2015 в 15:06:31 #411994

Дружище, так и "скатимся" до уровня Гейропы.


зачем сразу Гейропа? в СССР всё это было...
  Maax 16.03.2015 в 15:30:32   # 411998
332-712
в СССР много что было и Гулаг был и расстрелы без суда и следствия, или вы про Брежневские времена?
  332-712 16.03.2015 в 15:44:31   # 412001
Quote:
Maax 16.03.2015 в 15:30:32 #411998


когда вам надоест носиться с этими "ужасами СССР" как с писаной торбой?
я про трудовые лагеря и про перевоспитание заключенных...
  MишаМашкевич 16.03.2015 в 16:13:38   # 412006
действительно почему они не работают? надо максимально загрузить работой и никакого страдание фигней не будет. В итоге выйдет хоть и бандит, но с квалификацией какой-нибудь. После 13 лет человек неперевоспитаеться ни-ког-да и ни-за-что.
Мы конечно не Нидерланды, такого как там не будет. В противном случае люди там будут семьями жить.
  walker 16.03.2015 в 16:16:02   # 412009
Цитата: 332-712 от 16.03.2015 15:18:27


зачем сразу Гейропа? в СССР всё это было...

Навскидку. Сколько советских зон оттоптали?
  332-712 16.03.2015 в 16:25:09   # 412014
Quote:
walker 16.03.2015 в 16:16:02 #412009

Навскидку. Сколько советских зон оттоптали?


раз пошла такая пляска, то и вам встречный вопрос, тоже навскидку - сколько зон сами оттоптали и через сколько ужасов СССР прошли, что беретесь оценивать (судить)?

PS. не сидел, так как законы соблюдал. какими бы они ни были...
  Wolfkz 16.03.2015 в 16:41:31   # 412023
Если в наших тюрьмах создать такие условия "тепличные", то рецидивов будет процентов 90, т.к. эти 90% не смогут создать себе так легко такие условия у нас на свободе. Будет легче "ограбил, выпил, сел" и дальше кайфовать.
В тоже время, когда читаешь про условия содержания Брейвека, то диву даешься и начинаешь понимать почему родственники так хотели устроить самосуд.
  walker 16.03.2015 в 16:42:01   # 412025
Я оценивал? Я судил? Упаси Господь.
Ужасов СССР не припомню. Цепляться за прошлое - увольте.
Тут большинство тоскующих по СССР прожили-то 5-10 беззаботных юношеских лет сознательно жизни. А смакуют лубочные картинки.
Нет СССР. Надо прогрессировать, развиваться. К чертям реанимацию трупа.
  332-712 16.03.2015 в 16:50:34   # 412026
Quote:
walker 16.03.2015 в 16:42:01 #412025


а для чего тогда спросили? сами, причем, на вопрос-то не ответили. ))

но есть и немало тех, кто так же смакует не менее лубочные картинки об ужасах СССР, так же прожив беззаботную юность (а то и детство) ))

о какой реанимации речь ведете? "Ты, вообще, о чем?" (с)
  андремас 16.03.2015 в 16:56:45   # 412029
К чертям реанимацию трупа""
Совершенно согласен!
Даешь НОВЫЙ союз!))
  Maax 16.03.2015 в 17:18:35   # 412039
мечтать не вредно, но лучше трезво смотреть на вещи, назад в прошлое никто не пойдет, тем более без кпсс ни коммунизма ни социализма не построишь и ссср не реанимируешь, людей без идеи не мотивируешь
  Лысый 16.03.2015 в 22:46:13   # 412093
Не ну а че, 332 712 прав. При ссср не зоны были а курорты все сплошь расположены в благоприятных климатических районах от колымы и воркуты до мангышлака и геок тепе. Тубик успешно лечили в зонах. Да и зубы после отсидки здоровее становились.
  Ал 16.03.2015 в 23:07:36   # 412096
Цитата: Maax от 16.03.2015 14:26:57
walker
любая критика в адрес РФ вызывает в ней патриотическое (?) негодование

Не обнаружил в Вас признаков мужского пола. В смысле - ответственности за свое поведение и слова. В Вашем случае любая критика Вашего "глубокомысленного" мнения вызывает игнор?
  Ал 16.03.2015 в 23:13:11   # 412099

Не призываю к жестокости - просто появились вопросы к содержанию статьи. Не хотите ли некоторые ее пункты разъяснить?
Quote:
Например, шведы держат европейское «первенство» по изнасилованиям и другим сексуальным правонарушениям. Шведки без колебаний заявляют в полицейские участки о малейших случаях сексуального домогательства, что в других странах легко сходит с рук.

Из статьи выходит, что в Швеции за изнасилования не садят? Чего тогда бояться Ассанжу? Кстати, как звучит понятие «харрасмент» по шведски?
Quote:
Если в остальной Европе (а уж тем более в Соединенных Штатах) отшлепать ребенка в воспитательных целях почитается даже за благо, то в Швеции это трактуют как преступление. Шведские детишки вовсю пользуются этим как средством давления на своих родителей.

С примером со шлепками детей в Соединенных Штатах «Сегодня» не погорячилась?
Quote:
В итоге в Швеции ежегодно регистрируются более одного миллиона преступлений, но наказание получают лишь120 тысяч правонарушителей, а тюремные сроки — лишь малая их часть. Приговоры смягчаются - тюрьмы пустеют.
Верховный суд Швеции в последние годы прославился снижением (даже наполовину) приговоров по многим уголовным статьям, включая торговлю наркотиками и преступления на сексуальной почве.

От жешь лафа для разных маньяков и наркоманов покатила. Или их как Ассанжа, предполагают в Штаты депортировать?
Чем объясните, что в тюрьмах Швеции чаще всего «отдыхают» мигранты?

Кстати, не соблаговолите ли привести примеры гуманности пенитенциарной системы других стран Европы, а еще лучше в эталоне демократии – США?
  Ал 16.03.2015 в 23:21:46   # 412101
Цитата: Maax от 16.03.2015 17:18:35
мечтать не вредно, но лучше трезво смотреть на вещи, назад в прошлое никто не пойдет, тем более без кпсс ни коммунизма ни социализма не построишь и ссср не реанимируешь, людей без идеи не мотивируешь

Признаки реанимации СССР Вы, случайно, не в ЕС наблюдаете? Где у Евросоюза руководящая и направляющая сила в виде какого-то Славы КПСС?
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь