Выступление Даниила Гранина в бундестаге

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 29 Января 2014 в 00:12:17

Даниил Гранин рассказал правду о блокаде немцам

Вот почему в этот раз выступить в бундестаге на торжественной церемонии в память о жертвах национал-социализма пригласили российского писателя, непосредственного участника тех событий Даниила Гранина.

95-летнего Гранина, опиравшегося на палку, под руку ввел в зал парламентских заседаний председатель бундестага Норберт Ламмерт (Norbert Lammert). С другой стороны его сопровождали федеральный президент Йоахим Гаук (Joachim Gauck) и канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel), которая вследствие лыжной травмы все еще передвигается на костылях.

Открывая заседание, Ламмерт обратил внимание на совпадение по датам освобождения Освенцима и прорыва Ленинградской блокады. Но, отметил он, не случайна взаимосвязь Освенцима и блокады Ленинграда – геноцида евреев и войны на уничтожение против Советского Союза.

"И то, и другое уходит корнями в человеконенавистническую национал-социалистическую идеологию", – заявил Ламмерт и напомнил о том, что ядовитый газ "Циклон Б", применявшийся в Освенциме, вначале был опробован на советских военнопленных.

После короткого музыкального интермеццо – скрипичный квартет исполнил фрагмент одного из произведений Шостаковича – на трибуну поднялся Гранин. Предусмотрительные хозяева встречи поставили для него за трибуной кресло, но от предложения присесть писатель твердо отказался и почти час выступал стоя.

Его речь была беспощадной. Он не говорил, как этого ожидали некоторые в бундестаге, об историческом примирении немцев и русских, об уроках прошлого и преодолении тоталитарного наследия в Германии или в России. Его попросили рассказать о блокаде, и он рассказал, поведав притихшим депутатам о чудовищных буднях блокадников, оставшихся на 900 дней не только без топлива и продовольствия, но и без воды, канализации, электроэнергии и отопления.

Гранин приводил шокирующие подробности. Рассказал, например, об одной матери, которая не стала хоронить своего умершего от голода трехлетнего ребенка, а положила маленький трупик на мороз между окнами и каждый день отрезала от него по кусочку, чтобы сохранить жизнь хотя бы 12-летней дочери.

А сам Гранин во время блокады Ленинграда был на фронте – всего в нескольких шагах от города. Он рассказал, что в его окопе вздрагивала земля, когда Ленинград бомбили или обстреливали из дальнобойных орудий. Из траншеи были видны и пожары. Дома горели сутками, поскольку воды в городе не было, и тушить их было нечем.

По словам писателя, "Гитлер приказал в город не входить, чтобы избежать потерь в уличных боях, в которых не могли участвовать танки". А в результате, сказал Гранин, "немецкие войска, по сути, весьма комфортно, без особых трудов ожидали, что наступающий голод и морозы заставят город капитулировать".
"Солдаты должны воевать с солдатами, война – это чисто солдатское дело, – заявил Гранин, – а здесь был заслан голод, который воевал вместо солдат". Поэтому, сказал он депутатам, "я долго не мог простить немцам этого ожидания капитуляции, ожидания гибели города".

Депутаты под впечатлением

После выступления Даниила Гранина корреспондент DW попросил нескольких депутатов бундестага поделиться своими впечатлениями.

Для нового координатора германо-российского межобщественного сотрудничества социал-демократа Гернота Эрлера (Gernot Erler), представляющего одну из партий правящей в ФРГ коалиции, выступление писателя стала возможностью послушать старого знакомого. Эрлер читал "Блокадную книгу" Гранина и не раз проводил в своем избирательном округе во Фрайбурге мероприятия на эту тему.

"Но все равно, конечно, очень впечатляет рассказ этого 95-летнего человека – очевидца, которому была предоставлена возможность выступить в германском бундестаге в рамках такого достойного мероприятия", – сказал Эрлер. По его словам, Гранин попытался объяснить немецким депутатам непостижимое, но вместе с тем показал, что можно сохранить человеческое достоинство даже в таких жесточайших условиях. Для Ренате Кюнаст (Renate Künast) из фракции партии "Союз-90"/"зеленые" выступление Гранина стало поводом задуматься о необходимости заново взглянуть на историю второй мировой войны. "Мы не представляем себе в полной мере все причиненные страдания, всю подлость этой войны, – сказала она в интервью DW. – Мы знаем о миллионах погибших, но горе, которое выпало на долю гражданского населения, было еще больше, чем мы об этом говорили".

По словам Кюнаст, вермахт в ходе блокады пытался превратить жителей Ленинграда чуть ли не в зверей. "Сколько в Германии сетуют по поводу Сталинграда, – заметила она, – но что натворила немецкая армия в Ленинграде, жителей которого на протяжении 900 дней морили голодом!"

На заместителя председателя фракции Левой партии Дитмара Барча (Dietmar Bartsch) тоже произвело большое впечатление выступление Гранина "здесь, в Рейхстаге, который, собственно, и был отправной точкой войны и блокады Ленинграда". Барч добавил, что эта речь должна побудить тех, кто родился позже, не только задуматься о прошлом, но также помнить о своей ответственности и передать ее следующим поколениям немцев.

Оригинал – www.dw.de

Комментарии, по рейтингу, по дате
  SH 29.01.2014 в 00:52:41   # 326255
эх нужно научиться ценить то что есть
  TATARIN7 29.01.2014 в 09:37:31   # 326283
И правильно сделал, пусть глаза опускают при виде людей с пос советского пространства, почему думаете медицина у них на высоком уровне, опыты на живых людях ставили суки
  старик 29.01.2014 в 09:47:45   # 326290
Немцы осуждают фашизм, честь им и хвала, а вот украинцы прославляют, и гордятся своими "подвигами" на стороне фашистов. Нонсенс однако.
  регион 13 29.01.2014 в 10:40:48   # 326320
молодцы немцы, раз его пригласили. как бы то ни было это история
  портвейн 29.01.2014 в 11:19:32   # 326347
забанен до 05.03.2025 09:23:02
Могу добавить, что немцы за все содеенное фашистами зло давно покаялись перед всем миром. А когда здесь у нас покаются за загубленные жизни? Немцы подсчитали практически каждого убитого солдата . А здесь у нас до сих пор не знают - сколько погибло в блокаду, сколько в войну, сколько в ГУЛАГАх. Все - "в общем".
Никогда здесь у нас не ценили человеческих жизней.
  Натekz 29.01.2014 в 11:22:51   # 326348
Портвейн прав. За 2,5 млн казахов умерших от голода в 1932 году никто так и не извинился. Но, вопрос: кому и перед кем?(((
  портвейн 29.01.2014 в 11:29:28   # 326354
забанен до 05.03.2025 09:23:02
старик 29.01.2014 в 09:47:45 #326290
Заценки
Немцы осуждают фашизм, честь им и хвала, а вот украинцы прославляют, и гордятся своими "подвигами" на стороне фашистов. Нонсенс однако.

Старик , аккуратно в выражениях, особенно про украинцев, не тебе судить про всех украинцев, история показывает что в каждой нации имеются ублюдки
так что в следующий раз уточняй конкретнее, пиши хотя бы бандеровцы и их последователи, но не как украинцы (((
  Натekz 29.01.2014 в 11:32:07   # 326355
Если вспомнить по истории, то большую часть белорусских деревень сожгли именно украинские "ублюдки"(((
  Максимыч 29.01.2014 в 11:44:52   # 326359
Михалкова и иже с ними надо судить как изменников. Его фильмы я давно уже игнорирую. А прибалты и хохлы вообще за людей не считаю, возводить в героев нацистов это вообще полный пиздец (извините, не удержался).
  портвейн 29.01.2014 в 11:54:14   # 326361
забанен до 05.03.2025 09:23:02
Максимыч 29.01.2014 в 11:44:52 #326359

я тут пожалуй за ХОХЛОВ впрягусь, повторюсь не нужно всех записывать под одни знамена ((((((
вот простое исследование
Граждане Украины в большинстве считают, что Украинская повстанческая армия (УПА) в годы Великой Отечественной войны воевала на стороне Германии против Советского Союза. У большинства так же не возникает сомнений - Степан Бандера и Роман Шухевич не достойны звания Героев Украины, поскольку воевали против своего народа на стороне фашистской Германии. Такие данные опубликовала группа компаний Research&Branding Group. По результатам опроса, подавляющее большинство населения Украины (88,3%) считает, что большинство украинцев в годы войны сражались на стороне Красной Армии и СССР. Лишь 4% населения считает, что украинский народ сражался на стороне УПА.
  портвейн 29.01.2014 в 11:57:37   # 326362
забанен до 05.03.2025 09:23:02
Звания Героя Советского Союза были удостоены сыны и дочери всех народов СССР, в том числе:
8182 русских, 2072 украинца, 311 белоруссов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, 91 грузин, 90 армян, 69 узбеков, 61 мордвин, 44 чуваша, 43 азербайджанца, 39 башкир, 32 осетина, 18 марийцев, 18 туркмен, 15 литовцев, 14 таджиков, 13 латышей, 12 киргизов, 10 коми, 10 удмуртов, 9 эстонцев, 9 карелов, 8 калмыков, 7 кабардинцев, 6 адыгейцев, 5 абхазцев, 3 якута и представители многих других национальностей.
  портвейн 29.01.2014 в 12:08:33   # 326364
забанен до 05.03.2025 09:23:02
Директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов (институт выступил в роли заказчика данного исследования) отметил, что большинство респондентов положительно оценивают таких деятелей времен Второй мировой войны, как полководец Георгий Жуков (79,9%), партизанский командир Сидор Ковпак (70,7%), летчик-герой Иван Кожедуб (70,6%).
"К (основателю Организации украинских националистов) Степану Бандере и к (командующему УПА) Роману Шухевичу положительно относятся лишь 21,5% и 21,2% соответственно", - отметил политолог. Он также добавил, что 65% граждан не поддерживают присвоение Степану Бандере звания Героя Украины, а 58% не поддерживают присвоение такого звания Роману Шухевичу.
При этом инициативу об отмене присвоения звания Героя Украины Бандере и Шухевичу поддерживают 52% жителей Украины. Не поддерживают это решение 30,7% опрошенных, 17,3% затруднились с ответом.
"Этот опрос свидетельствует, что идеология, направленная на героизацию нацистских коллаборационистов, на героизацию УПА, Степана Бандеры и Романа Шухевича, не получила поддержки в подавляющем большинстве украинского общества. Я думаю, данные соцопроса развеют многие мифы об отношении украинцев к более чем спорным идеям и инициативам ушедшей власти и лично Виктора Ющенко", - резюмировал эксперт.
Ющенко присвоил Бандере звание Героя Украины 22 января 2010 года - примерно за месяц до истечения срока своих президентских полномочий. Как лидер Организации украинских националистов, Бандера был одним из главных инициаторов создания УПА, целью которой провозглашалась борьба за независимость Украины. В годы Великой Отечественной войны Бандера сотрудничал с фашистами, помогал формировать эсэсовские батальоны. Бандеровцев обвиняют в террористической деятельности на западе Украины. В 2008 году Ющенко присвоил звание Героя Украины гауптштурмфюреру Роману Шухевичу - командующему УПА, также сотрудничавшей с нацистами.
Донецкий окружной административный суд 2 апреля признал незаконным указ Ющенко о присвоении Бандере звания Героя Украины и постановил отменить этот указ.
  Kaztag 29.01.2014 в 12:21:37   # 326366
Натekz
действительно огромные потери для казахского народ принес Казахский голодомор (получивший в народе своё название — ашаршылық) 2,4 млн умерли с голоду, Погибло и покинуло Казахскую АССР 48 % коренного населения. Когда некоторые аулы и роды (племени) начали откочевывать, пытаясь спасти свой скот, то на их перехват посылались отряды армии для ареста и уничтожения якобы «басмаческой банды». правда многие все равно умудрились ускользнуть в КНР и Монголию

немцы не только покаялись они до сих пор выплачивают компенсации многим жертвам нацизма, а приглашение Даниила Гранина в бундестаг очень правильный шаг с их стороны
  портвейн 29.01.2014 в 12:37:22   # 326370
забанен до 05.03.2025 09:23:02
немцы то покаялись , а вот у нас ( по привычки еще в СССР), соседей вот такие дела творятся(((
В ГОДОВЩИНУ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА ПИТЕРЦЕВ И БЛОКАДНИКОВ НЕ ПУСТИЛИ НА ПИСКАРЕВСКОЕ КЛАДБИЩЕ ИЗ-ЗА ПРИЕЗДА ПУТИНА!
тысячи жителей Питера, в т.ч. и живых пока ещё блокадники пришли к Пискарёвскому мемориальному кладбищу, чтобы возложить цветы защитникам Ленинграда

но им пришлось много часов стоять на жутком морозе, т.к. квартал вокруг Пискарёвского кладбища был оцеплен войсками и простых людей не пускали
ждали приезда Путина ...

рассказывает очевидец:

Обычные петербуржцы в большинстве своем смотрели парад с другой стороны проспекта Непокоренных, за оцеплением из военных курсантов и офицеров медицинских войск.

... среди людей пришедших посмотреть парад, и отдать дань памяти было много тех кто принесли с собой цветы. Так как само собой подразумевалось, что после парада, будет возможность сходить на кладбище.

Когда люди с трибуны разошлись, зрители которые стояли прямо напротив входа на Пискаревское кладбище, пытались пройти через оцепление, чтоб перейти дорогу на ту сторону. Но никого не пустили. Всем кто хотел попасть на Пискаревское кладбище, было предложено идти в обход.

Когда люди, сделав приличный крюк, все-таки подошли к входу, на Пискаревское кладбище дорогу им преградила цепочка солдат срочников. Люди стали спрашивать, почему их не пускают возложить цветы на кладбище.
Было непонятно, кем был дан ответ, что вход откроют только после 15.00. Людям было предложено идти через дальний вход, но как потом оказалось, все другие входы тоже были закрыты.

Сквозь оцепление было видно, что у вечного огня стоят и чего-то ждут несколько людей с виду похожих на чиновников.

Часть людей, услышав, что пускать не будут, разворачивались и уходили. Кто-то стал отдавать свои цветы офицеру командовавшему оцеплением, с просьбой сходить и возложить их к вечному огню.
  портвейн 29.01.2014 в 12:39:41   # 326371
забанен до 05.03.2025 09:23:02
.. по ту сторону оцепления были обыкновенные люди, в большинстве своем пенсионеры, подростки и взрослые с детьми, которые замерзли, и которые тоже хотели почтить память, возложить цветы, а потом ехать по своим домам.
Но самое непонятное в тот момент было чего ждут чиновники?
За оцеплением около вечного огня стало еще больше людей. Засуетились ФСОшники.
- Смотрите, смотрите. Там Песков. Путина, значит, ждем! – предположила, судя по голосу, какая-то молодая и смышленая девушка в толпе.

... люди увидели министра обороны России Сергея Кажугетовича Шойгу, рядом с ним была наша горячолюбимая Валентина Ивановна.
Валентина Ивановна сфотографировавшись пару раз, ушла в сторону подальше от простых людей. А Сергей Кажугетович, излучая невероятно доброжелательную улыбку, не отказывал людям, желающим сфотографироваться с министром обороны.

И тут вдруг справа из-за гранитных элементов лестницы выходит сам Владимир Владимирович, и начинает подниматься по ступенькам к вечному огню.

Потом Путин спокойно ушел, сел в свой микроавтобус и уехал. И через некоторое время было лишь слышен гул вертолета. Кто-то по рации сказал, что он в Смольный полетел.

Когда люди заставили убрать оцепление, это была хоть и незначительная, но победа петербуржцев, а в прошлом ленинградцев над тупостью и маразмом чиновников.

Некоторые люди как я понял, так и не смогли попасть на кладбище и оставляли свои цветы на заборе.
  Натekz 29.01.2014 в 14:00:58   # 326398
Портвейна понесло... Мы тут вообще-то о другом. Немцы извинялись перед русскими, евреями, поляками... А нашим перед кем извинятся? Виноваты в "гулаге" не только Сталин с Берией, но и тысячи Ивановых с ромбиками НКВД, в ашаршылыке виноват не только Голощекин, но и сотни Мыркымбаевых, которые работали в райкомах и сидели в ЦК компартии Казахстана. Дети и внуки многих из них и сейчас сидят в кабинетах. Сначала нужно определится кому перед кем извинятся(((
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь