Восставшие киргизы требуют национализации

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
Blackadder 03 Июня 2013 в 09:09:37
В ночь с 30 на 31 мая в поселке Тамга произошли столкновения между жителями Джети-Огузского района Иссык-Кульской области и усиленными отрядами милиции и ОМОНа. Было задержано свыше 100 участников массового митинга, а по официальной информации 6 человек были госпитализированы. Сотрудники МВД КР зачищали ночью подстанцию, снабжающую электроэнергией золотодобывающую шахту Кумтор от активистов из числа местных жителей обесточивших золотодобывающее производство. 31 мая в ответ на вылазку милиции поднялось восстание, которое до сих пор не утихает и может перерасти в революцию.

До этого с 27 мая жители поселков Тамга и Барскоона выставили пикеты и юрты на дороге, ведущей к руднику Кумтор, чем полностью заблокировали подвоз продуктов, ГСМ, новые вахтовые смены рабочих. Ночью с четверга на пятницу президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев подписал указ о введении чрезвычайного положения на территории Джети-Огузского района, которое введено в действие с 15 часов 31 мая. Комендантом назначен первый заместитель министра внутренних дел КР Бактыбек Жусубалиев, а район наводнен подразделениями милиции и внутренних войск. Однако ситуация может быстро выйти из под контроля правительственных сил, а беспорядки уже быстро перекинулись на соседние селения и районы области. Уже 30 мая было захвачено здание Джалал-Абадской области.

С чего всё началось

27 мая появились первые сообщения в киргизской прессе о перекрытии дороги пикетами в 500 – 600 человек, ведущей к золотодобывающему руднику Кумтор, принадлежащего компании «Кумтор Оперейтинг Компани», где львиную долю имеет канадская Centerra Gold Inc. Местные жители еще с 2003 года ведут постоянную борьбу с транснациональной компанией, загрязняющей окружающую среду и ведущую хищническую добычу золоторудных пластов. Перекрытие артерии в этом году, стало критическим для нынешнего правительства и президента и уже привело к политическому кризису.

И не мудрено, так как доля Кумтора в ВВП Кыргызстана составляет около 12 %, а доля в доходной части бюджета страны, в виде налогов составляет около 20-25 %. Однако, по мнению оппозиции и организованных местных жителей, соглашение по разработке золотого месторождения Кумтор от 2009 года явно не выгодно для Кыргызстана. Они утверждают, что львиную часть доходов уходит в карман иностранцев, сама канадская компания не вкладывает серьезных средств в развитие инфраструктуры и социальной сферы региона, увеличилось количество онкологических заболеваний, а местные молодые люди не могут устроиться на работу на руднике и фабрике.

Но наиболее важным обвинением в адрес правительства, является то, что оно не выполнило главное обещание и требование революции апреля 2010 года — о полной национализации горнодобывающей промышленности. Тем более, что договор о добыче золота бы подписан канадцами с коррумпированным и погрязшим в кровавых репрессиях президентом Курманбеком Бакиевым, свергнутым вставшими массами. Теперь простые граждане, участвовавшие в революционных выступлениях, наглядно убедились в том, что простая смена правительств и президента не привела к каким-либо коренным социальным изменениям, а их жизнь и положение только ухудшились.

Уже 29 мая вопрос о противостоянии местных жителей и правительства стало предметом бурного обсуждения в парламенте страны. «Дорога закрыта, там жители и Тамги, и Барскоона. В близлежащих селах проживает очень много населения, не нужно допускать ситуации, когда будет проливаться чья-то кровь», — сказал парламентарий. На митинг в Иссык-Кульской области собралось уже более 2 тыс. жителей Джети-Огузского района, — депутат Ж.Жолдошева. Депутаты с удивлением узнали, что жители выдвинули пакет из 13 требований.

Тем более, что один из организаторов митинга против золотодобычи на Кумторе — Эрмек Жунушбаев – пригрозил парламентариям и чиновникам правительства тем, что дорога будет перекрыта до тех пор, пока не будут выполнены требования. Каковы же эти требования? Так председатель горнометаллургического профсоюза Эльдар Таджибаев сообщил, что митингующие, выдвинули ряд требований, адресованных руководству компании «Кумтор Оперейтинг компани». А именно, митингующие требуют, чтобы 85% сотрудников были представителями местного населения, жителями Джети-Огузского района.

Также пикетчики обозначили следующие требования:

- Районная больница Джети-Огузского района должна быть полностью переоснащена и передана в попечительство компании.

- Построить небольшие больницы для всех сел Джеты-Огузского района, в зависимости от количества проживающего населения.

- Отремонтировать систему водоснабжения села Кызыл-Суу Джети-Огузского района. Это касается также сел Дархан, Ак-Терек, Жаргылчак, Барскоон, Богатыровка.

- Отремонтировать детский дом Джети-Огузского района.

- Построить необходимое количество детских садов. В частности речь идет о строительстве 3-этажного детского сада на 350 мест в селе Кызыл-Суу.

- Отремонтировать дороги.

- Отходы и газы рудника Кумтор влияют на скорейшее таяние ледников. Нужно построить дамбу в долине Жууку.

- Выдать кредит каждой семье Джети-Огузского района, параметры кредиты: процентная ставка не более 5%, срок — 8-10 лет.

- Всем малоимущим Джети-Огузского района оказать материальную помощь и выдать бесплатно ГСМ на проведение полевых работ.

- Оказать помощь в оборудовании и канцелярских принадлежностях всем нуждающимся школам района.

- Построить спортивный комплекс и спортивные залы.

- Оказать помощь в области ветеринарии.

30 мая – захват подстанции и обесточивание рудника Кумтор

Требования, как мы видим, вполне обоснованные, если учесть, что местный бюджет не получает серьезных средств от наличия в районе данного рудника. Тем более, что главной задачей лидеры восставших жителей видят именно в национализации Кумтора. А так как, крупные чиновники правительства отказывались идти на переговоры с участниками акции, то действия местных жителей приобретали все более радикальный характер.

30 мая в 18 часов около 15-ти машин с митингующими за разрыв соглашения с Кумтором прибыли недавно в село Тамга, где хотят блокировать подстанцию питающую рудник. Вместе с автоколонной прибыли и всадники. Некоторые из людей, вооруженных палками, попытались прорваться на территорию станции, но милиционеры их остановили. Но это оказалось лишь временным успехом милиции.

Митингующие, блокировавшие подстанцию, потребовали для начала съемочные группы ОТРК и «Пятого канала». Об этом их лидеры заявили губернатору Иссык-Кульской области Асанакунову, который прибыл в Тамгу. В противном случае, они угрожали проникнуть на станцию и обесточить линию, снабжающую рудник Кумтор. На самой высоковольтной станции, находилось на тот момент около 100-150 сотрудников милиции в специальной экипировке – в шлемах, с щитами и дубинками.

Однако уже к 20 часам у станции собралось более 2 тысяч человек, в том числе порядка 50 всадников, которые были готовы решительно прорвать оцепление и вывести из строя оборудование. Милиция не оказав сопротивление, позволило пройти большой делегации местных жителей и уже примерно в 21.00 часов прекратили подачу электроэнергии на золоторудное месторождение.

Правительство в 22 часов собирается на экстренное заседание, где обсуждается информация о том, что если в течение 6 часов рудник Кумтор не будет подключен к электроснабжению, то восстановительные работы затянутся на 1-2 месяца и для этого потребуется порядка 4 миллионов долларов. Министры и президент выступают за жесткие меры и введение чрезвычайного положения.

Уже в 1 час ночи участники митинга подвергаются неожиданному нападению со стороны прибывших подразделений милиции из областного центра и соседних регионов, в руки попадают лидеры движения и более сотни участников акции. Этой же ночью подача электроэнергии была возобновлена, а вождям поднявшихся селян придется худо, так как в отношении них возбуждены уголовные дела. Правда вызывают большие сомнения, что комендантский час и чрезвычайное положение могут всерьез спасти ситуации и успокоить отчаявшихся местных жителей, имеющих опыт участия в двух революциях.

Открытое восстание 31 мая

И действительно 31 мая киргизская беднота поднялась на открытое восстание, фактически полностью отбив у милиции все прежние позиции. Толпа, к которой присоединились родственники задержанных из разных сел Иссык-Кульской области, вновь двинулась на штурм подстанции в Тамге. По пути митингующие ворвались в здание Джети-Огузского РОВД и сожгли несколько милицейских машин, а также захватили здание метеостанции.

Жителями вновь был отбита подстанция и от электричества снова был отключен рудник «Кумтор». Милиция применила против участников демонстраций резиновые пули, слезоточивый газ и дубинки, но успеха не имела. К тому же большая часть автобусов и машин, на котором приехали милиционеры и ОМОН, были разбиты и подожжены. До сих пор подстанция в селе Тамга находится в руках местных жителей, а добыча золота полностью остановлена.

По данным еще вечером в пятницу 30 мая, протестующие граждане, среди которых были и сторонники партии «Ата Журт», поддерживающие действия противников Кумтора, захватили здания администраций в Джалал-Абаде и Майлуу-Суу. Более того, участники протестной акции, захватившие здание Джалал-Абадской обладминистрации на юге Киргизии, назначили «народным» губернатором региона Медета Усенова. Активисты, захватившие здание, полностью поддержали требование национализации Кумтора. Кроме этого, новоиспеченный «губернатор»» Усенов заявил, что протестующие не намерены прекращать свою акцию, и будут требовать освободить из заключения парламентариев Камчибека Ташиева, Таланта Мамытова и Садыра Жапарова.

По данным даже правительственных информационных служб сообщается, что в захваченном здании администрации находится 30 женщин, которые заняли кабинет представителя правительства. По сообщению киргизских журналистов возле здания находится около 400 митингующих, которые заняли двор вокруг администрации и никого туда не пускают. Несмотря на чрезвычайное положение и комендантский час, беспорядки продолжаются, и восставшие жители продолжают попытки захватить новые административные здания.

Сейчас становится очевидным, что жители, осаждавшие Кумтор, остались непреклонными, а очаг восстания распространился на соседние области страны.

Какие политические силы могут стоять за событиями?

Сторонники жестких мер из числа буржуазии и чиновничества, поднявшие истерику о новом «хаосе» и «восстании черни», вовсю стремятся в киргизских социальных сетях и в прессе оправдать реакцию, ужесточение наказаний за проведение несанкционированных митингов и перекрытий дорог, а также требуют уничтожить зачинщиков и железной рукой навести порядок. Правда пока это мало получается. Ведь милиция и армейское начальство, помнящее о революционных событиях апреля 2010 года, до последнего не хотело вмешиваться в конфликт и разгонять манифестантов, и еще не почувствовало себя уверенно.

Естественно в этих условиях возникли различные версии происходящего, где новым хозяевам жизни видится след заговорщиков и даже «бандитов» о чем уже поспешил заявить президент Алмазбек Атамбаев. Не забывают новые кандидаты в тираны восхвалять Назарбаева, который де «навел порядок» в соседнем Казахстане. Но за этим виден животный страх перед революционными массами, которые в одночасье могут смести и нынешнее правительство Кыргызстана.

Сейчас обвиняют в финансировании и организации беспорядков и акций протеста политика Азимбека Бекназарова, отличившегося во время массовых вступлений апреля 2010 года и сделавшего много для свержения режима Курманбека Бакиева. Теперь он якобы идет по стопам осужденного депутата парламента от фракции «Ата-Журт» Садыра Жапарова.

Напомним, Садыр Жапаров выступал в Жогорку Кенеше (парламенте КР) с отчетом о работе «Кумтора» и призывал национализировать предприятие. После митинга 3 октября 2012 года был арестован вместе с однопартийцами Камчыбеком Ташиевым и Талантом Мамытовым. Все трое обвиняются в попытке насильственного захвата власти.

Но на данный момент оппозиционер и лидер движения «Эл уну» Азимбек Бекназаров опровергает все обвинения в том, что он является одним из организаторов перекрытия дороги на Кумтор. «Я не организатор этой акции, но я поддерживаю требования людей к канадской компании, в том числе по денонсации соглашения с Центеррой», — заявил он 29 мая агентству K-News в телефонном разговоре. «Перекрытия дороги я не одобряю, но считаю, что жители пошли на это шаг из отчаяния, в качестве последней меры, – сказал он. – Потому что правительство обманывает их, говоря, что ведет переговоры с Центеррой. Где они, эти переговоры? Правительство не умеет отстаивать национальные интересы Кыргызстана. Мы с 2003 года боремся за это».

Он подтвердил при этом, что акция иссыкульских жителей логически продолжает его митинг в Бишкеке от 24 апреля, на котором он требовал национализации Кумтора.

Мы социалисты не отрицаем вероятности того, что на поднявшихся за свои права киргизских сельчан могут пытаться влиять различные политические силы, в том числе и группы буржуазии, стремящиеся к новому переделу собственности и власти. Но надо учитывать высокий уровень политического сознания, общего фона политизированности общества, а также то, что местные жители смогли сами снизу самоорганизоваться и выдвинуть социальные требования и главное политическое требование – национализацию.

Это лозунг, родившийся в горниле революции, отображает умонастроения рядовых киргизов, трудящихся и бедноты, которые многое поняли с апреля 2010 года, в том числе и то, что плоды их победы были нагло украдены новой верхушкой из числа бывших бакиевских и акаевских чиновников. Мы должны совместно с другими левыми Кыргызстана показать социалистическую альтернативу, дать поднявшимся на борьбу людям более четкие политические требования, связанные с необходимостью объединения рабочих, крестьян, безработной молодежи и бедноты для изменения всего вектора развития страны, уставшей от рыночных экспериментов и от грабежа транснациональных корпораций.

Самоорганизация в свои движения, комитеты, проведение новых курултаев, могло бы стать новой базой для массового демократического и революционного движения, независимого от всех существующих политических группировок буржуазии.

http://socialismkz.info/?p=8191
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Кирсан 03.06.2013 в 09:38:21   # 273874
Штормит киргизов.
  старик 03.06.2013 в 10:00:28   # 273880
Бурлит загнанная в угол беднота. Конечно же не без участия бандитов и забугорной швали.
  shy_ric 03.06.2013 в 11:53:41   # 273926
Мне вот одно непонятно!!! Почему Компания платящая налоги государству на соц. программы в том числе ОБЯЗАНА СТРОИТЬ ИНФРАСТРУКТУРУ для села?!
Одно дело построить свой дет.сад для работников компании чтоб было удобно работникам, другое дело строить дет. сады для всех лишь только потому что они тут работают на территории района - БРЕД!!!
  Александр230 03.06.2013 в 11:56:24   # 273928
shy_ric 03.06.2013 в 11:53:41 #273926
Полносью с Вами согласен. А местным надо понять- на иждивентчестве не проживёшь, кто бы не был хозяином.
  TATARIN7 03.06.2013 в 12:16:55   # 273933
Сколько помню киргизы вечно чем то недовольны , работать надо , а бастовать и громить все умеем
  Blackadder 03.06.2013 в 16:07:35   # 273980
Quote:
ОБЯЗАНА СТРОИТЬ ИНФРАСТРУКТУРУ для села?!


В Канаде строят. Или некоторые уже опустили себя сами до уровня недочеловеков? Которые должны от счастья плясать когда иностранные компании добывают и вывозят природные ресурсы страны?
Здесь вопрос не в иждивенчестве.
В период СССР социалку вокруг рудника Кумтор и поддерживал. И это считалось нормальным. И никто не видел в этом иждивенчества. Если к рабочим не относиться как к скоту, фирмы обычно им и создают хорошие социальные условия в их моногородках.
  Александр230 03.06.2013 в 16:41:40   # 273995
Blackadder 03.06.2013 в 16:07:35 #273980
Видите ли, в Киргизии, как и в РК рыночная экономика. В итоге капиталист только исходит из своего интереса- выгодно/невыгодно. Вся соц.нагрузка лежит на плечах госсударства. Такое законодательство и правила рыночной экономики. Конечно, капиталистам государство может пойти на встречу, снизив налоговые льготы при условии выполнения капиталистом определённых работ соц.направленности, как, например, в упомянутой Вами Канаде. Но госсударство это не волнует. А уж если это не волнует государство, то тем более не будет волновать капиталиста, ориентация которого получение как можно большей прибыли.
Моё мнение- нужна воля госсударства и законодательные акты. Не стоит винить капиталиста за отсутствие альтруизма. Альтруизм и капитализм не совместимы.
  Blackadder 03.06.2013 в 17:45:45   # 274017
Александр230 если вы позволяете обращаться с вами как со скотом, так с вами и так и будут будут обращаться. Если поставите себя как человек, то с вами как с человеком и будут обращаться.

Киргизы молодцы. Они уже не хотят чтобы на их земле, иностранные фирмы вывозящие их природные богатства, с ними как со скотом обращались. Киргизы требуют по большому счету, чтобы иностранцы с ними как с людьми, а не со скотиной обращались.

Даже если и государство не вмешивается, народ сам должен показать что в стране он единственный источник власти.

  atheist 03.06.2013 в 18:44:07   # 274037
- Районная больница Джети-Огузского района должна быть полностью переоснащена и передана в попечительство компании.

- Построить небольшие больницы для всех сел Джеты-Огузского района, в зависимости от количества проживающего населения.

- Отремонтировать систему водоснабжения села Кызыл-Суу Джети-Огузского района. Это касается также сел Дархан, Ак-Терек, Жаргылчак, Барскоон, Богатыровка.

- Отремонтировать детский дом Джети-Огузского района.

- Построить необходимое количество детских садов. В частности речь идет о строительстве 3-этажного детского сада на 350 мест в селе Кызыл-Суу.

- Отремонтировать дороги.

- Отходы и газы рудника Кумтор влияют на скорейшее таяние ледников. Нужно построить дамбу в долине Жууку.

- Выдать кредит каждой семье Джети-Огузского района, параметры кредиты: процентная ставка не более 5%, срок — 8-10 лет.

- Всем малоимущим Джети-Огузского района оказать материальную помощь и выдать бесплатно ГСМ на проведение полевых работ.

- Оказать помощь в оборудовании и канцелярских принадлежностях всем нуждающимся школам района.

- Построить спортивный комплекс и спортивные залы.

----------

люди в тех аулад спали, спали, проснулись и еще не осознали что уже давно в рыночных отношениях. что нет Москвы, которая за них все строила, делала и уважала
это рынок, нах правлению весь район тянуть, кредиты всем раздавать и жопу прохожим целовать? хотите - сами стройте, облагораживайте и зарабатывайте на кредит!!! это РЫНОК - хочешь работай, не хочешь - ищи лучше предложение.

вот это тоже прикололо "А именно, митингующие требуют, чтобы 85% сотрудников были представителями местного населения, жителями Джети-Огузского района." - может не с добра такое та? может местные воруют бессовестно или тупы?

в общем это скорее всего отъем отрасли у Канадцев. ну отнимут, уйдут они - и все те кто сейчас бастовал будут иметь единственный доход на селе - скот пасти, на Иссыке на пляже кукурузу продавать!!
  shy_ric 03.06.2013 в 21:12:27   # 274057
Blackadder 03.06.2013 в 16:07:35 #273980
Вы плохо читали мой пост... Да в СССР каждое предприятие занималось "социалкой", но ДЛЯ СВОИХ РАБОТНИКОВ но никак для соседнего АУЛА....
  Контрагент 03.06.2013 в 21:24:41   # 274064
Blackadder, с какого перепугу канадцы должны прогибаться? Треть акций у киргизов, все налоги платятся (кажется 12% ВВП), создан фонд куда экспатами перечисляются не хилые деньги. С момента киргизских заварух их акции упали в несколько раз. Они просто УЙДУТ, оставив местную бишару с золотом, которое они никогда сами не добудут, как ту пушкинскую старуху с разбитым корытом.
Ну было же уже в нашей истории "забрать и поделить"!
  X-Daemon 04.06.2013 в 11:23:02   # 274190
Народ вы что о чем это вы, какие нахрен налоги, речь идет о богатстве страны это все богатство народа и она должна принадлежать народу! Если по вашей логике судить то пусть увозять за бугор и высосут все наше богатство главное они же налоги платят! - так чтоли? Это и есть позволять им обращаться с собой как со скотой.
В корне неправильная дележка, я понимаю киргизы сами это все не осилили бы, но можно и нужно было с иностр.компаниями договариваться что по началу большая доля будет принадлежать инвесторам а с каждым годом годом доля государства будет увеличиваться вплоть до полной национализации!
  X-Daemon 04.06.2013 в 11:31:07   # 274192
Казахстан тоже позволила с собой со своим народом обращатся как со скотой, что львиная доля наших богатств богатсво народа уходит из страны, тем более когда у Казахстана есть поддержка России есть все условия диктовать инвесторам свои условия. А все из-за наших ненасытных крохоборов, обидно!
  Blackadder 04.06.2013 в 12:43:07   # 274209
Quote:
Blackadder, с какого перепугу канадцы должны прогибаться?


Вот именно прогнуться лишь тогда когда напугаются по настоящему лишиться рудников.

Quote:
реть акций у киргизов, все налоги платятся (кажется 12% ВВП), создан фонд куда экспатами перечисляются не хилые деньги.


Сумму можете назвать этих нехилых денег? На взгляд киргизских же экспертов сумму эта не превышает 3% от прибыли рудников Это Бакиев постарался, порадел за канадцев

Quote:
Они просто УЙДУТ, оставив местную бишару с золотом, которое они никогда сами не добудут, как ту пушкинскую старуху с разбитым корытом.


Я просто удивлен вашим рассуждениям. Кумтор и до канадцев был. И основной костяк инженеров там местные. Канадцы лишь надсмотрщиками пашут. Да даже если уедут и фиг с ними,Ю своих кадров хватать н будт, свистнуть показать длинный доллар и сбегутся инженера работать на то же предприятие даже из Канады или США. Так что с уходом канадцев рудник не встанет.

Quote:
Да в СССР каждое предприятие занималось "социалкой", но ДЛЯ СВОИХ РАБОТНИКОВ но никак для соседнего АУЛА....


Вы не внимательно прочли мой пост. Такое уже было. И кумторовские рудники поддерживали социалку в период СССР. Сбросили баласт в виде инфраструктуры лишь с приходом иностранцев.

X-Daemon ПОльностью согласен с вами.
Лишь одно уточню. Никаких инвесторов Кумтору не требовалось он и так был сверхдоходным. Продал его Акаев за взятку. А затем его снова Бакиев за взятку перепродал.
Инвестирование это когда иностранец приходит и строит у нас завод. А вот когда он покупает уже построенное предприятие это просто смена хозяева.
  Контрагент 04.06.2013 в 12:55:35   # 274212
Слово "Инвестклимат" знакомо?
Чтобы далеко не ходить - посмотрите на соседний Узбекистан. Есть желающие инвестировать там?
  Blackadder 04.06.2013 в 13:19:54   # 274219
Quote:
Чтобы далеко не ходить - посмотрите на соседний Узбекистан. Есть желающие инвестировать там?


То что иностранцы покупают уже построенные при СССР заводы это еще не инвестиции, а смена хозяина.

Тем более какой бы ни был инвестклимат в РУ, а их золотые рудники так же проданы иностранцам
  Контрагент 04.06.2013 в 13:33:44   # 274225
Если копнуть глубже, то там такие же иностранцы, что и у нас.
  Blackadder 04.06.2013 в 13:51:47   # 274233
Quote:

Если копнуть глубже, то там такие же иностранцы, что и у нас.


Ну не без этого. Поэтому инвестклимат в наших реалиях, сугубо теоретическое положение из учебников
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь