Русская церковь выступает за открытие молитвенных комнат в школах

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
atheist 14 Ноября 2012 в 19:12:51
В Русской православной церкви поддерживают поправки в законодательство, разрешающие предоставлять религиозным организациям в школах специальные помещения для молитв и совершения религиозных обрядов. Однако эту точку зрения в российском обществе разделяют не все. Представители Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР) и Федерации еврейских общин России (ФЕОР) отнеслись к нововведениям настороженно. Да и в Госдуме предлагают не спешить с введением молельных комнат в школе.

В Госдуме в среду пройдет правительственный час с участием главы Минобрнауки РФ Дмитрия Ливанова, на котором министр и депутаты обсудят в том числе и новый закон об образовании, сообщает РИА "Новости".

В соответствии с поправками в закон "О свободе совести и религиозных объединениях", принятыми нижней палатой в первом чтении вместе с правительственным законопроектом "Об образовании в РФ", администрация школьного учреждения может принять решение о выделении верующим отдельного помещения, комнаты, здания. Для этого необходимо соответствующее ходатайство со стороны учащихся и их родителей.

Как рассказала агентству разработчик документа, руководитель юридической службы Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега), Минобрнауки предлагает, в частности, внести изменения в статью 16 закона о свободе совести.

"Суть поправки заключается в том, что богослужения и религиозные обряды могут проводиться в зданиях религиозного назначения, расположенных на территории государственных образовательных учреждений, а также в помещениях, которые специально выделяет администрация организации по просьбе учащихся и их родителей", - сообщила представительница РПЦ.

При этом она отметила, что речь идет о передаче церковных зданий, которые были построены еще в дореволюционное время и в настоящее время используются государственными образовательными учреждениями. По словам Чернеги, в этих зданиях "могут быть возобновлены и проводиться богослужения".

В пример собеседница агентства привела домовый храм Святой мученицы Татианы, относящийся к МГУ, в котором в последнее время располагается Патриаршее подворье и регулярно совершаются богослужения.

"Эта поправка никоим образом не нарушает принцип светского характера образования в государственных образовательных учреждениях и не посягает на запрет создавать структуры религиозных объединений в государственных школах", - отметила инокиня Ксения, напомнив, что подобный запрет установлен действующим законодательством.

По ее словам, речь идет лишь о том, чтобы здания религиозного назначения использовались "по своему целевому, функциональному назначению".

Говоря о том, что администрация учебного заведения в соответствии с законопроектом имеет право предоставлять верующим помещения для молитвенных собраний и богослужений, руководитель юрслужбы Московской патриархии напомнила, что аналогичная практика уже давно существует в России в отношении больниц, тюрем, детских домов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов и других подобных учреждений.

По словам инокини Ксении, об этом же говорилось и в решении Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу "Кузнецов и другие против России". В 2007 году в профессиональном училище Челябинска произошел конфликт между Константином Кузнецовым и другими активистами свидетелей Иеговы, решившими провести богослужебную встречу в арендуемом ими зале училища, и сотрудниками милиции, которые не были уведомлены о ее проведении.

"В постановлении Европейского суда от 11 января 2007 года говорится, что закон об образовании, устанавливая запрет на создание организационных структур религиозных объединений в государственных образовательных учреждениях, не запрещает предоставлять площади образовательных учреждений в аренду третьим лицам, в том числе для проведения религиозных обрядов", - пояснила инокиня Ксения.

При этом ЕСПЧ уточнял, что обряды должны проводиться во внеучебное время, не должны препятствовать образовательному процессу и не должны подразумевать вовлечение учащихся или педагогов в религиозные общины, добавила собеседник агентства.

Между тем представители других религиозных конфессий РФ сдержанно отнеслись к предложенным РПЦ поправкам в закон о свободе совести.

По мнению заместителя председателя ДУМЕР Фарида Асадуллина, на территории светской школы никаких собраний верующих не должно проводиться.

"Я думаю, что светская, общеобразовательная школа должна быть вне религии. Для этого существуют воскресные школы, где учащиеся дети, исповедующие ту или иную религию, могли бы практиковать те убеждения, которые для них являются близкими и родными", - заявил РИА "Новости" муфтий Асадуллин.

В свою очередь глава Департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин приравнивает передачу помещений и зданий под религиозные нужды к введению в школах преподавания "Основ религиозных культур и светской этики" - практике, которая, по его мнению, пока себя не оправдывает из-за низкого уровня преподавания данных дисциплин.

"Неэффективность преподавания подобных вещей может привести не просто к отсутствию прогресса, а к регрессу, когда подобные начинания посеют религиозную рознь, ксенофобию, а иногда и отвращение к религиозным организациям", - сказал РИА "Новости" Горин.

К "предоставлению религиозным организациям доступа в школу" представитель ФЕОР также относится, "мягко говоря, с осторожностью".

Между тем, по мнению первого заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию Владимира Бурматова, прокомментировавшего предлагаемые поправки в законодательство, для начала необходимо выяснить, есть ли потребность в подобной инициативе у учеников и их родителей.

"Я хотел бы подчеркнуть, что Россия - светское государство, многоконфессиональная страна. К таким инициативам нужно относиться внимательно и осторожно. До обсуждения этого вопроса на уровне исполнительной власти необходимо обсудить это с представителями конфессий, общественными организациями, чтобы понять, существует ли объективная потребность в этом", - заявил Бурматов "Русской службе новостей", добавив, что вопрос о поправках в среду вряд ли вообще будет поднят.

Иной точки зрения придерживается председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль. В интервью радио "Коммерсант FM" он, в частности, заявил, что относится к инициативе РПЦ позитивно при условии, что эти молельные комнаты будут предназначены также и для мусульман, чтобы они могли совершать там намаз. По мнению Джемаля, в таких помещениях могла бы быть выделена какая-то часть площади специально для мусульман - так же, как это сделано практически во всем мире во всех общественных местах. В тех же аэропортах обязательно есть молитвенные комнаты для мусульман отдельно от молитвенной комнаты для христиан и от синагогальной комнаты.

"Если реально человек является верующим, он не может оставлять свою веру за порогом дома, когда он выходит, неважно, в школу или на работу. Либо он верующий, либо неверующий. В противном случае, мы создаем двоемыслие и лицемерие", - убежден Джемаль.

Если делить все на "религиозный дом", где можно практиковать религию, и мирскую сферу подхода за порогом такого "религиозного дома", что диктуется светским отношением к жизни, то "такое шизофреническое общество будет гораздо менее устойчивым, чем общество, в котором каждый свободен исповедовать или не исповедовать религию, считает глава Исламского комитета.

Что же касается детей-школьников, они, по мнению Джемаля, "осознают больше, чем мы подозреваем". "Человек должен учиться религии с раннего возраста, потому что есть печальный опыт советского воспитания, который в плане, скажем, понимания мировой культуры, мировой духовной традиции сделал огромное количество советских детей инвалидами на всю оставшуюся жизнь. Очень немногие перешагнули через эту черту и смогли восстановить тот ущерб, который был нанесен специальным советским атеистическим воспитанием", - сказал Джемаль.

По его словам, сейчас наблюдается жесткий конфликт между светско-либеральным и традиционалистским подходами к жизни. "Причем это идет не только сверху и не только на уровне инициатив глав конфессий, но, собственно говоря, и в толщах населения есть такой конфликтный вектор. На самом деле, этот конфликтный вектор мы наблюдаем во всем мире", - считает собеседник радиостанции. Светскость, по его словам, "скрывает под собой не менее идеологизированную позицию, которая хочет себя навязать в качестве всеобщего знаменателя". На самом же деле она тоже партийна, как партийна и конфессиональность, которая не может претендовать на универсализм. Однако у светскости также не должно быть эксклюзивного права на универсальность, убежден Гейдар Джемаль.
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Ilya. 15.11.2012 в 09:45:44   # 234580
Человек должен учиться религии с раннего возраста
Ну да, дети проще поддаются внушению. Им можно впарить все что угодно.
  старик 15.11.2012 в 09:46:31   # 234581
Начинается! Второй шаг будет изучение закона божьего и т. д. Не пускать в школы духовников всех мастей! И так засрали мозги молодежи,теперь рвутся к детям.Светское госудаоство должно оставаться таковым во всем.
  Марфа 15.11.2012 в 10:31:24   # 234601
, ну нафига они нужны??????дети должны в школе УЧИТЬСЯ, а не молиться. Для таких целей в храме службы идут!!!
  atheist 15.11.2012 в 10:35:23   # 234604
предлагаю в яслях и роддомах еще открыть!! и всех сразу же крестить!!!
что бы росло племя рабов Бога.
(для особо тупых - это был стеб над темой)
  kkafp 15.11.2012 в 10:37:12   # 234605
Очередной перегиб в истории?
  Марфа 15.11.2012 в 10:40:26   # 234608
Да ты прав. блин!!!дуристикой занимаются-в интернациональных государствах вообще не надо ничего подобного открывать. для молитв есть специально отведенные места, в конце концов. а вот я молюсь когда мне хреново или очень радостно и мне не надо для этого не отдельной комнаты,не храма, ничего!!!
  atheist 15.11.2012 в 10:47:00   # 234611
Марфа 15.11.2012 в 10:40:26 #234608
то что у вас называется ВЕРА, а тут РЕЛИГИЯ
это 2 разные вещи
  строитель 15.11.2012 в 10:47:03   # 234612
Мракобесие
  Марфа 15.11.2012 в 10:59:30   # 234615
Ну да РЕЛИГИЯ-вся религия-это власть и соответственно деньги, т.е. открыв такие комнаты для молитв, отмоют еще много-много денег.......печально
  ss720 15.11.2012 в 21:49:20   # 234766
ничего такого не внесут..... это просто комуто надо чтоб эта тема возникла, а потом через некоторое время эту тему использовать в своих интересах
  Zoggyla 15.11.2012 в 22:08:53   # 234776
no comments
  Абдукарим74 15.11.2012 в 22:29:48   # 234782
Я хоть и мусульманин, но я скажу: "Я за!".
И духовное воспитание дети тоже должны получать.
  atheist 17.11.2012 в 22:20:28   # 235197
Абдукарим74 15.11.2012 в 22:29:48 #234782
"Я хоть и мусульманин"

ладно не печальтесь, у всех свои недостатки
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь