Школа раболепия

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 17 Января 2008 в 12:35:22
Виктор БУРДИН, "Время", 16 января

"Рабское повиновение восточного человека, выражающееся в слепой покорности, трусости и беспомощности перед правителем или его местным представителем - чиновником, является следствием механизма господства деспота над обществом". Это не строки очередной оппозиционной прокламации, а цитата из... свежевыпущенного казахстанским издательством "Мектеп" учебника "Человек и общество" для 11-го класса.

Пособие было напечатано издательством в 2007 году немаленьким тиражом - 60 тыс. экземпляров! Но самое удивительное: авторы учебника - известные в Казахстане ученые - доктор философских наук, профессор, член-корреспондент НАН РК, заслуженный деятель науки РК Абдумалик НЫСАНБАЕВ; кандидат философских наук, сотрудник Казахской академии образования, автор двух десятков учебников, пособий и хрестоматий Канагат ЖУКЕШЕВ; доктор философских наук, профессор Мухтар ИЗОТОВ; доктор экономических наук Кенес КАЖЫМУРАТ; академик Макаш ТАТИМОВ. Словом, представители научной элиты страны.

Вот еще несколько цитат: "Восточному человеку никогда в голову не приходило и не приходит, что за счастье нужно бороться. У него нет представления, что такое права человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности или получить какие-то блага на жизнь, восточный человек ищет связи, дает взятки" (стр. 104).

"Подавляющее большинство восточных стран, в том числе весь исламский мир, так и не вышел из окутанного глубоким моральным астатизмом положения, из политико-правовой летаргии. Во многих странах правители, пуская в ход силовые, финансовые, административные и медийные ресурсы, стремятся пожизненно оставаться у руля государства или оставить на престоле прямого наследника. Правитель Востока хочет и, не жалея сил, будет стараться, чтобы власть сохранялась только в его руках" (стр. 105).

"Восточные общества тяжело больны. Болезнь является следствием духовной пустоты. Любая пустота вызывает соблазн ее заполнить. Моральную пустоту заполняют аморальные явления в виде беззакония, коррупции, продажности, лжи, всеобщей ненависти, нечистоплотности (выделено авторами учебника. - Ред.; стр. 105).

А вот что написано на 3-й странице того же учебника: "Авторы стремились в соответствии с учебной программой дать тот объем научных знаний, которые помогли бы учащимся строить гражданское и правовое общество, в котором им предстоит жить, стать сознательными гражданами, имеющими четкие позиции и взгляды на происходящие вокруг события, усвоить общечеловеческие ценности" (выделено нами. - Ред.).

Вот такие "умные книжки" выпускаются в стране, которой в 2010 году предстоит возглавить один из ведущих демократических институтов Старого Света - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. К счастью, министры иностранных дел государств - членов ОБСЕ, утвердившие кандидатуру Казахстана, этого не читали...

Впрочем, похоже, и ответственные чиновники Министерства образования и науки (МОН), утвердившие учебник к печати, вникали не слишком.

Кстати, интересное продолжение получила история с еще одним "шедевром" научно-педагогической мысли - учебником "Искусство", о котором наша газета поведала читателям в прошлом году (см. "Искусство" для профанов", "Время" от 6.12.2007 г.).

После той публикации из Министерства образования и науки пришел ответ: "Искусство" допустил к печати научно-практический центр "Учебник". Мы связались с директором центра, доктором педагогических наук, академиком Алмой АБЫЛКАСЫМОВОЙ.

- Алма Есембековна, как получилось, что учебник со столь грубыми ошибками вышел в тираж?

- Самое интересное, что учебник-то этот никто у нас не утверждал. Дело в том, что ежегодно МОН формирует перечень учебников, рекомендуемых для предстоящего учебного года. Потом по этому перечню в областях закупают учебники. Что это за список? Да просто "ключ к деньгам" для авторов и издательств! И у нас так бывает, что в списке рекомендуемых к печати оказываются те пособия, которые по решению экспертов центра "Учебник" не были допущены к изданию. Например, в этом учебном году признан негодным аж 61 учебник! Поэтому осенью 2007 года я написала министру образования служебную записку с просьбой разобраться, кто из чиновников МОН включил эти учебники в образовательный процесс. Жансеит ТУЙМЕБАЕВ распорядился изъять книги, но исполнен ли приказ - большой вопрос... Учебник "Искусство" тоже был в том списке. Насколько я знаю, виновные уже понесли наказание - их уволили.

- То есть центр "Учебник" не рекомендовал к печати "Искусство"?

- Мы написали в МОН, что учебник требует кардинальной доработки. Подчеркиваю: не простой, а кардинальной! Мы дали конкретные замечания, что в учебнике были найдены такие-то ляпы (хотя мы это не обязаны делать).

Мы приглашаем специалистов из центра и регионов. На каждый учебник - минимум три эксперта. Экспертиза эта закрытая. И учебник может быть включен в список литературы для школ только после рекомендации комплексной экспертизы.

Глобальная ошибка авторов учебника заключается еще в том, что в казахстанских школах просто нет предмета "искусство". А эти авторы - КОСБАРМАКОВ, ЕРКЕБАЕВА и БОЛАТБАЕВ - не могут понять: есть предметы "музыка", "изобразительное искусство", но "искусства" - нет.

А недавно группа авторов во главе с Абдухали ШЫНЫБЕКОВЫМ написала на имя президента письмо, где обвинили меня в том, что я умышленно не рекомендую в печать их учебник по математике. А как я могу его пропустить, если ни одна приведенная в нем задача не имеет ответа? По идее, автор должен внятно объяснить школьнику каждую тему, на примере показать, как решать задачи, дать ответы, дать методические рекомендации, то ничего этого у Шыныбекова нет. Есть лишь тексты, списанные из учебников по высшей математике. И после этого они написали главе государства, что центр "Учебник" надо закрывать?!

- Не проще ли нам все-таки покупать права на зарубежные учебники, которые хотя бы проверены много раз, нежели выпускать свои, а потом краснеть за них?

- Центр "Учебник" был создан в 2005 году постановлением правительства. Тогда мы хотели для создания учебников по естественно-математическому циклу приглашать авторов из-за рубежа, поскольку наши все равно фактически воруют российские тексты. Тогда мы пригласили авторов, в том числе из России. Но эти учебники во многих школах в регионах не появляются, потому что существует большая конкуренция: в каждом издательстве есть "свои" авторы, на учебники которых выделяются деньги из местных бюджетов.

- То есть фактически издательства сами решают, какие учебники печатать?

- Да. В 1999-2000 годах издательствам дали права самим формировать авторский коллектив, самостоятельно участвовать в тендере. За министерством осталась только рекомендательная функция. Но я считаю, что эти права у издательств надо забирать. Если, конечно, мы хотим, чтобы наши дети хоть чему-нибудь научились...
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь