ВОЙНА И МИФ

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 11 Января 2008 в 17:07:53
Тулеген Байтукенов.

Писатель и музыкант Таласбек АСЕМКУЛОВ - человек очень деятельный. Сейчас он переводит на казахский язык Кафку и Сартра, поего сценарию на “Казахфильме” в марте должны начаться съемки фильма “Биржан Сал”. Кроме того, для фонда Эбберта Асемкулов пишет книгу, в основу которой положена авторская статья “Голод и война”, опубликованная журналом “Рух Мирас”. В этом материале писатель очень жестко объяснил, почему не может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов казахская земля рождать. По Асемкулову, многовековые войны кочевников, голод и притеснения разорили генофонд нации, да так, что от могучего этноса осталось практически одно название. Соответственно, при таком раскладе трудно ожидать культурного ренессанса или появления новых гениев: им просто неоткуда появляться.

А ссоры здесь тихие
- Таласбек Баймухамедович, статья-то у вас получилась скандальная - что-то было после ее выхода?
- Да не было ничего особенного. В нашем обществе любой крик может пропасть бесследно. Все общество такое, и представители культуры - тем более. Они в совершенстве овладели техникой замалчивания. Хоть что напиши, хоть тресни - никто ничего не скажет.

- В “Голоде и войне” вы упомянули, что события прошлого накладывают отпечаток на настоящее. Каким образом?
- Ничего случайного не бывает - существует понятие генных накоплений. У Толена АБДИКОВА есть рассказ “Правая рука”. Одну девушку постоянно тянется задушить ее правая рука. В конце концов консилиум врачей решает ампутировать кисть этой руки. За несколько дней до ампутации девушка, с привязанной к кровати конечностью, говорит: я опять себя ночью душила. То есть дело не в руке, дело в сознании. Кто-то из предков героини хотел себя прикончить, но не получилось - и проблема выскочила через несколько поколений в сознании этой девушки.
А мы, казахи, почти всю свою историю только и делали, что воевали. И все, что было сделано, не прошло даром, отложилось. Во время войн человек привыкает грабить, быстро наживаться - и эти замашки быстро не проходят, они остаются на генном уровне. Вот почему у нас такая тяга к быстрым деньгам.
Теперь мы еще удивляемся - почему мы такие жестокие, друг другу не помогаем и так далее.

- А мы жестокие разве?
- Конечно. Откуда, например, у нас привычка решать все проблемы быстро и силой, даже с применением оружия? Рассказы про гостеприимство казахского народа, мягко говоря, далеки от истины. Лабораторию дружбы народов в советское время здесь создавали под дулом, и нам просто некуда было деваться: принимали у себя всякую амнистированную шваль. А своих же казахов из Монголии и Китая потом “мочили” - потому что уже не боялись наказания. Еще Достоевский сказал, что добрым человек становится, когда ему ничего другого не остается, - от неспособности быть жестоким. Точнее, когда обстоятельства вынуждают быть добрым. Такова и наша “доброта”.

Кланы на будущее
- Скажите, трайбализм - тоже генное?
- Конечно. Но этот вопрос нельзя рассматривать однозначно. Трайбализм чем хорош? У Гумилева каждому народу отпускается на свете 2600-3000 лет - потом пассионарный накал спадает, температура снижается, и народ становится гумусом для других этносов. А мы прожили 16 тысяч лет - этому есть доказательства. Например, устные данные казахских “есепши”, знатоков старого летоисчисления, подтверждает английский ученый Черверд в книге “Континент Му”. Почему мы не исчезли? Потому что у нас другие брачные законы. В некоторых странах женщина может выходить за кузена, и от этого ничего хорошего не получается. У нас же как минимум до седьмого колена нельзя вступать в брак. Если женился на 10-м колене - хорошо, привел из другого племени - еще лучше. Нам помогли институт полигамии и левират - именно этому, а не только любви посвящен наш эпос “Кыз-Жибек”: в оригинале девушка не погибает, а находит младшего брата Тулегена, чтобы выйти за него замуж.
Так что генеалогию знать - это здорово. Но когда трайбализм мешает государственной идеологии, мешает нам сплотиться - это уже плохо. А он мешает.

- Еще вы часто говорите о клановости в казахской литературе - это тоже отголосок трайбализма?
- Клановость необязательно базируется на трайбалистских принципах. Аксакал от литературы спокойно может пригреть начинающего писателя из другого рода. Вместе они создают группу по интересам и посторонних в нее не пускают.
Вот я - неплохой писатель и музыкант. Но я до сих пор не “оприходован”, до сих пор ни к какому клану не отношусь. А клан - это когда последнего замухрышку поднимают и ставят на один уровень с тобой.

- Может быть, это и хорошо - хоть кого-то поднимают.
- Это плохо. Я не говорю о талантах, но поднимают-то мелкоту! Идея равенства людей губительна по своей сути. Люди никогда не равны друг другу, как баран не равен волку, хотя оба они создания божьи. Вот, скажем, поставь Тайсона и любого начинающего боксера из алматинского клуба - ты же будешь смеяться! А в нашем искусстве никто не смеется над этим - так происходит сплошь и рядом. И если пацан побеждает “Тайсона”, тоже никто не удивляется.
Особенно от клановости страдает наука. Кандидатские защищают не потому, что ты талант, а потому что надо в очереди отстоять. Да будь ты хоть воскресший Шокан Валиханов - никто тебе не даст защитить диссертацию. Надо постоять, теплую воду на руки аксакалам полить, побегать за ними. Прошел - двигаешься дальше. Таким образом происходит постоянная регенерация поколений. Ты надеешься, что вот сейчас старички уйдут и все наладится, а им на смену приходят другие, плоть от плоти старых аксакалов.
Необходимо ввести рыночные принципы, сделать науку рентабельной. Нет от твоей работы практического толка, не можешь продать открытие - пинка под зад.

- Вы не боитесь, что после таких пинков от нашей науки вообще ничего не останется?
- Да, может быть... У саперов есть термин “элемент неизвлекаемости”. Это мина, которую нельзя обезвредить, а можно только взорвать. Наша система неизвлекаемая. Видимо, нужно создать альтернативную систему науки, и тогда старая отпадет за ненадобностью. Со временем.

Таланты в земле
- Бахыт КЕНЖЕЕВ постоянно удивляется: почему, к примеру, в России население в 10 раз больше, чем при Пушкине, но при этом нет десяти Пушкиных. Что скажете на этот счет?
- Иногда культура отдыхает. Под парами лежит, набирает силу. У нас сейчас нет молодых величин. Старые мастера нет чтобы с честью уйти, продолжают маразметь. Когда боксер слабеет, он же уходит с ринга - потому что его просто убьют там. А у нас некому старых “убивать”. Надо с этим смириться, потому что бывают пустые периоды. Если нет талантов, силком ты же их не создашь.
Есть разные теории искусства, и они подчас противоречат друг другу. Иногда искусство расцветает в то время, когда все остальное гибнет. Я думаю, у разных этносов разная динамика появления талантов. Был Советский Союз - тоталитаризм, свободы слова нет, а какая поэзия была, какое кино! Сейчас дали свободу - и идет одно барахло. В Казахстане в советский период такая же цензура была, а пробивалось дерьмо. Вот такое странное сито.

- Сейчас вы переводите на казахский язык Кафку. И при этом всегда утверждали, что переводить можно, только заново переписав произведение.
- Да, это единственно верный принцип перевода - прочитать произведение на языке оригинала, а потом написать его самому на другом языке. Потому что национальный стиль как бы одноразовый, что ли - его не передашь.

- Но в таком случае встает вопрос соответствия таланта переводчика как писателя самому автору...
- Я знаю эту теорию конгениальности, когда переводчик должен быть равен уровню таланта автору. Ерунда. Тогда вообще ничего не нужно делать. Все остановится. Никто среди нас не равен Абаю. И что теперь, не переводить его? Если ты смог прочувствовать Абая - ты уже гений. Но таких мало. Народ деградировал, а чтобы понять Абая, нужна очень хорошая подготовка.

- Поэт Ербол ЖУМАГУЛОВ как-то посоветовал Мухтару ШАХАНОВУ не распылять пламенные речи с высоких трибун по поводу бедственного положения казах¬ского языка, а самому перевести того же Камю. Пользы, дескать, больше будет.
- Казахский язык - это чья-то кормушка, и проблема не должна решаться - она постоянно должна висеть. И она никогда не будет решена. У меня дочь учится в 4-м классе. Не то что она - я не могу понять эти учебники! Настолько запутанно написано. Однако раз такое пособие появилось, значит, кто-то делает свое дело. Деньги постоянно будут кидать в котел, пока они способны располагаться нужным образом в нужных карманах.

Источник: ежедневная газета «ВРЕМЯ» (Алматы)
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь