Агатайство – ахиллесова пята казахстанского шоу-бизнеса

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 04 Декабря 2007 в 12:32:37
Нуржан Бейсенов: «Многие отечественные певцы понимают, что за пределами республики они ничего не добьются. Поэтому необходим компетентный независимый орган поддержки, но с условием, что он не будет «схвачен» коррупцией. А у нас как? Координирующий орган только появится, так сразу возникает какой-нибудь агашка, который дает денег и приговаривает: «А пусть моя доча на конкурс поедет…»

Помню, один мой бывший коллега однажды громко делился с каждым в редакции: «Встретил Батыра Шукенова у одного знакомого в гостях, представьте: он ел бешбармак руками, с одного с нами табака». Наверное, это было удивительным?! Хотя что здесь особенного? Припоминаю также рассказ ошеломленной тети, у которой откровенно округлились глаза, когда она увидела казахстанскую певицу Розу Рымбаеву в роли озабоченной мамаши, везде носившую с собой горшок для маленького сына. Звезды, кажущиеся нам такими далекими, на самом деле – тоже люди, и способны на такие же поступки…

Хотя, если говорить объективно, у нас в Казахстане шоу-бизнес пока не так развит, как, например, у соседей. Наверно, поэтому звезды ходят по одной с нами земле. Ибо «вкручивать» эти светила на далекое небо при нынешних условиях не так-то просто.

Что сравнивать наш стольный град, где звезд пока – раз, два и обчелся, c южной столицей, в которой концентрируется вся отечественная эстрадная тусовка? Подобную закономерность связывают не только с погодой: мол, «там теплее», но и c бывалым статусом столицы, однако замечают, что нынешняя столица Астана от Алматы не отстает. Первое детище казахстанского КВНа – производство Астаны, группа «Байтерек», Медет Шайкелов – аналогично: государственная филармония, столичная фабрика звезд и т. д. Мы мчимся к столичному статусу, и хотя северная столица есть северная, однако мы уже практически наступаем южной на пятки. Об околозвездной жизни столиц и проблемах казахстанского шоу-бизнеса вместе с нами размышляет известный «на кухне» отечественной тусовки персонаж, один из лидеров команды КВН Нуржан Бейсенов.

Национальное выцеливание

– Нуржан, как ты считаешь, насколько развит шоу-бизнес в KZ? Каков, по-твоему, уровень казахстанской эстрады?
– Шоу-бизнес и эстрада – это для меня разные вещи, потому что шоу-бизнес – коммерция чистой воды. Прибыль, деньги, некрасивые дела – здесь все вкупе. Возможно, поэтому казахстанский шоу-бизнес находится сегодня и не в стадии зачатия, и, в тоже время, еще не живет полноценно.

– Так в чем проблема?
– Единственная наша проблема – это агатайство, которое мешает продвижению грамотных и по-настоящему талантливых артистов. Как у нас все происходит? У какого-нибудь богатого агашки есть лишние деньги: к нему подходит дочь, как правило, без необходимых данных, но с огромным желанием стать знаменитой. Ему, в принципе, неважно, что из нее получится, главное, чем бы дитя не тешилось – лишь бы не плакало. Вот так и получаются артисты. Телеканалы транслируют эту продукцию опять же за деньги.

Если была бы возможность создать критерии, то клип, например, должен соответствовать определенным стандартам и нормам: быть смотрибельным, с соблюдением технических моментов, режиссуры, художественной части. Тогда, не исключено, многое было бы по-другому. И продукт был бы качественным.

– А трудно пробиться действительно талантливым на большую сцену?
– Очень много ребят ко мне подходят: почему-то видят во мне «бешеного» продюсера. Говорят: вот, хочу быть певцом! Ну, споют они мне какую-нибудь песню: перепетую, запетую и до дыр перетертую. Эту песню могут спеть ты, я, любой. И ею никого не удивишь. Поэтому я думаю, что если человек хочет пробиться на сцену, он должен обладать уникальным голосом, яркой харизмой, запоминающейся внешностью. И отличаться от всей массовки, выделяться. Мне, например, импонирует в этом смысле Николай Басков. Его творчество – это синтез попсы, оперы и классики. Тот же Витас – голос пронзительный и необычный…

– А из наших исполнителей кто, на твой взгляд, преуспел?

– Я не буду «трогать» истинных мэтров казахстанской эстрады: Алибека Днишева, Розу Рымбаеву, Бибигуль Тулегенову, Нурлана Онербаева и других. Эти люди уже входят в определенные рамки качества. Обладают мощными голосами с широким диапазоном. Батыр Шукенов тоже настолько обширен: что ни песня – все хит. Группы «МузАРТ», «Нур-Мукасан» чрезвычайно интересны.

Но опять же у нас при огромной территории плотность населения очень низкая. Встает проблема нехватки аудитории. Поэтому нашим артистам и приходится выступать на тоях, свадьбах, юбилеях. Они рады дать концерт, но получается только раз-два в год. Гастроли по Казахстану тоже не приносят больших прибылей. Российским артистам в этом плане лучше: они исколесили Россию, потом едут к нам, в Украину, Кыргызстан…

– То есть казахстанским исполнителям трудно пробиться куда-то за рубеж?
– В этом смысле мне нравятся люди, которые ведут целевую политику. Тот же Батыр Шукенов, группа «А-Студио», проект Кадырали Болманова – группа «Улытау». Это люди, которые открыли Казахстан по-новому для мира. В Советском Союзе, вы помните, какое было представление о домбре: палка-палка, две струны. Теперь уже все знают, что такое домбра и кобыз. Другими словами, такой продукт – национально-своеобразный – находит свое достойное применение, но опять же его очень мало.

Конечно, кроме явного таланта, необходимо умение работать. Я, например, хорошо знаю Дильназ Ахмадиеву: эта девушка настолько «пахарь», что может сутками не спать – песни записывать. Вообще, девчонкам в шоу-бизнесе очень сложно. Девушка должна быть либо очень плохой, либо иметь мощного покровителя – папу, родственника. Или она пробьется на большую сцену за счет суперталанта, будучи одной из тысячи.

10% успеха – от удачи и Аллаха, а 100% – от агашки?

– Нуржан, с шоу-бизнесом какой страны можно сравнить казахстанский? Какова наша аудитория, публика: насколько велика ее готовность к принятию песенного продукта?
– Его можно сравнить с шоу-бизнесом Турции и Узбекистана. У них такие же проблемы. Неимоверное количество талантливых артистов, которые не всегда могут найти приложение своим способностям. Хотя в этом плане у нас все еще впереди. Казахстанская публика очень отзывчива и принимает достойно. Народ нельзя обмануть. Сколько бы пыль в глаза ни пускать, всегда можно отличить черное от белого.

– А есть ли у нас хорошие композиторы? Как мы видим – казахстанские фильмы, литература, публицистика – широко не представлены. Как тогда обстоят дела в сфере музыки?
– Все думают, у нас в Казахстане, кроме полезных ископаемых, больше ничего нет. На самом деле у нас столько талантливых людей! К сожалению, я, в силу своей занятости, не могу позволить себе конкретно увлекаться казахской литературой, знать всех писателей, произведения, хотя желал бы. Того же Мухтара Шаханова.
Вот недавно я встретил одного писателя, его зовут Абай Тынышбеков. Он подарил мне свою книгу «Далая». Написана она в моем любимом жанре: художественно-исторический роман. Очень хорошо написана, я залпом прочел. Но все равно: тяжело даже талантливым, усердным людям пробиться. Это хоть в какой сфере. Есть у нас и поэты, и композиторы – грамотные и талантливые. Опять-таки, ввиду сложившихся причин, они не всегда становятся известными…

– Очень редко имена исполнителей становятся известными за пределами Казахстана. В чем, по твоему, «ущербность» нашего шоу-бизнеса? Мало денег, плохие продюсеры или все-таки нехватка кадров?

– Вот недавно наши ребята – группа «Ring Go» – отлично выступили в Юрмале. Я их до этого не знал. Познакомился с ними, парни – молодцы! Вообще, 90% успеха зависит от таланта, пота, крови, а остальные 10% – от удачи и от Аллаха.
Сложно работать в сфере шоу-бизнеса. Многие казахстанские певцы понимают, что за пределами республики они ничего не добьются. Есть отличный репертуар, но без поддержки – «светят» проблемы. Я думаю, что необходима разработанная программа, компетентный независимый орган, с условием, что он не будет «схвачен» коррупцией. А у нас как? Координирующий орган только появится, так сразу возникает какой-нибудь агашка, который дает денег и приговаривает: «А пусть моя доча на конкурс поедет…».

– А от продюсера многое зависит?
- Конечно, если продюсер неопытный – он погубит и себя, и талантливого протеже. Ведь в задачу входит не только раскрутка певца: снятие клипа, проведение концертов, аранжировки и т. д. Но и разработка имиджа, макияж, цвет глаз, волос – все, вплоть до того, что он должен кушать, как ходить, с кем и когда. Сюда, в этот клуб – можно, а сюда – нельзя…

– Тогда человека с минимумом данных можно превратить в «конфетку», а голос технически обработать: слава Богу, компьютер еще никто не отменял…
– Можно, конечно. И много таких. Естественно, на сцене всегда есть люди, которые не способны спеть и двух нот без фальши, но главное, что при этом они имеют деньги и поклонников.

Терпение и труд цензуру и блат перетрут

– Путешествуя по просторам нашей необъятной родины, уже который год продюсеры телевизионного проекта «Superstar KZ» находят истинные таланты. Как ты считаешь, наше шоу (отголосок американского «Pop-idol» и российского «Народного артиста») является качественным продуктом, или же существуют определенные недоработки?
– Там, в жюри, сидят достаточно компетентные люди, думаю, оспаривать их мнение было бы неправильно с моей стороны, однако для себя я делаю выводы, что не всегда с ними согласен. Субъективность – нормальное человеческое отношение к любой деятельности. Иногда голоса отдают более слабому «игроку», менее талантливому.

– Однако конкурс – уже импульс…
– Макпал Исабекова, Айкын, Алмас Кишкенбаев. Школа конкурса дает определенный импульс. Но, конечно, несравнимо с российской «Фабрикой звезд».

– Легко ли молодежи вообще пробиться на эстраду и что для этого необходимо, какие составляющие?
– Пробиться на вершину славы было сложно во все времена. Допустим, в советское время была жесткая цензура. Сегодня ее заменяют необходимое социальное положение и родственные связи. Но при этом: и в то, и в наше время всегда ценятся способности и желание работать. Мало иметь талант. Нужно и музыкальное чутье. Знание нотной грамоты, тональностей…

У меня был учитель, который по-новому открыл понятие музыки. Раньше я мог всю ночь драть горло, играя на гитаре. Понимание абсолютно изменилось после советов этого человека. Тогда я понял, что музыка – это не «чем больше орешь, тем лучше и красивее». Можно петь тихо, но при этом задевать определенные струны души и сердца слушателя, не разрывая голосовых связок. Я жалею, что не стал заниматься пением серьезно.

– Как я слышала, наши артисты снимают клипы или в Узбекистане, или в Турции, потому что дешевле. Россияне по той же причине едут к нам. Правда ли это? Сколько стоит снять клип, и каков «прайс-лист» у нас на телеканалах?
– Я разговаривал со знающими людьми. Есть один мой очень хороший друг, причем еще и однофамилец – Джамиль Бейсенов, который поставил первый казахстанский молодежный сериал «Зажигай». Так вот он признался мне однажды: «Невозможно снять хороший клип за 5000 долларов. Это будет среднестатистический продукт. Гораздо проще снять за 2000. На качественный – не менее 20 тысяч долларов нужно». А у нас очень много тех, кто научился камерой управлять, компьютерных программ по монтажу, благо, много, и считают себя гениальными людьми. Режиссер должен обладать чутьем. В первую очередь свет, обстановка, главное лицо. Он должен быть и оператором, и сценаристом, и осветителем. Этот человек должен быть всеядным. Все моменты он должен видеть.

– Какой клип, по-твоему, можно взять за основу как качественный?
– «Твои шаги» Батырхана Шукенова.

Два человека могут готовить кашу, только один переборщит с маслом, думая: «кашу маслом не испортишь» – и она разварилась. А у другого каша не разварилась нисколько, все компоненты в умеренном количестве. И продукт вкусный, и есть приятно. Увы, ТВ-каналы не ставят во главу угла качество клипа. Очевидный «минус».

Есть издевательство, а есть искусство

– Знаешь, я слышала, что есть уйгурская группировка «Ягуарские», которая контролируют шоу-бизнес? Так ли это? Правда ли, что для того, чтобы пробиться в казахстанский шоу-бизнес, нужно иметь карт-бланш от уйгуров?
– В этом отношении, я, честное слово, не осведомлен. По этому вопросу комментария дать не могу. Об этой группировке я слышу впервые, хотя не исключаю ее существование, потому что там, где деньги – всегда есть контролирующий, «надзорный» орган, но кто это: казахи или уйгуры – сказать не могу.

– Кто тебе из наших артистов нравится и чью музыку ты, напротив, не понимаешь?
– Пропаганда и развитие казахского языка – правильное и нужное дело. Но меня просто физически разрывает на части, когда человек другой национальности пытается петь на казахском языке, сильно коверкая слова песни. Произношение, дикция – откровенно хромают. Некоторые стараются выдать данное пение за искусство. И это, конечно, правильно, но человек должен научиться петь не только хорошо, но хотя бы без акцента, и знать, о чем поет. Есть дикторы на ТВ другой национальности: на казахском разговаривают лучше многих казахов. Вот при таком произношении можно петь. А в остальном – это просто издевательство.

А так мне нравится слушать творчество многих отечественных исполнителей. «Дос-Мукасан», группа «Дара»: эти люди ставят первостепенной целью не заработать, а творить. Нельзя говорить: «А, пойдет!», нужно работать: тогда что-нибудь получится.

Нургуль Амангалиева
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 28.05.2009 в 13:27:39   # 15548
  Гость 29.05.2009 в 12:07:08   # 15626
suka
  Гость 13.11.2009 в 22:20:23   # 26800
  Гость 08.09.2010 в 11:01:22   # 59657
  Гость 04.12.2010 в 21:52:20   # 87077
  Гость 23.12.2010 в 20:19:10   # 93456
Ну можно ведь артистам делать себя самим епть, нахуй им продюсеры, когда можно себя продюсировать... Можно и сцену свою оргонизовать, было бы желание!
  Гость 20.02.2011 в 14:01:49   # 106503
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь