Уровень развития Беларуси к 2015 году будет сопоставим со средней европейской страной

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 19 Ноября 2010 в 15:01:51
Такая амбициозная цель обозначена в проекте Программы социально-экономического развития, которая выносится на обсуждение Всебелорусского народного собрания. И это при том, что белорусской государственности всего лишь около двадцати лет. За эти годы Беларусь на деле доказала свою способность жить и развиваться как самостоятельное государство. Выбрав эволюционный путь развития, предполагающий сохранение социальной направленности экономики, ее гибкое государственное регулирование и постепенный переход к рыночным принципам хозяйствования, Беларусь избежала серьезных потрясений, выпавших на долю многих постсоветских республик. Крепче оказался и наш иммунитет к мировому финансовому кризису. Никакого обвала, дефолта и прочих напастей со страной не случилось, как предсказывали некоторые пессимисты. Даже самый сложный и непредсказуемый для мировой экономики прошлый год Беларусь в целом завершила с небольшим плюсом. В чем же заключается феномен белорусской модели развития? Как она влияет на политическую ситуацию в стране и имидж Беларуси на международной арене? Каким путем двигаться дальше? Об этом рассуждают руководитель Белорусской группы развития, эксперт РОО “Белая Русь” Юрий ЦАРИК, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Беларуси, доктор политических наук Сергей КИЗИМА и политолог, историк Вадим ГИГИН.

— Динамичное развитие Беларуси отмечается на уровне многих международных организаций, что выражается в наших довольно высоких рейтингах по уровню развития человеческого потенциала, реформированию экономики, развитию информационных технологий. А как воспринимается этот опыт в самом белорусском обществе?

Юрий ЦАРИК: В первую очередь хотел бы отметить, что белорусская социально-экономическая модель, действительно, уникальное явление на постсоветском пространстве. Уникальное не только для бывших республик Союза, но и в определенной степени для всего мира. Если не брать в расчет опыт центральноевропейских стран, интегрированных в Евросоюз и получивших там огромную поддержку, но в значительной мере утративших свой суверенитет, то Беларусь за последние 20—25 лет является единственным успешным примером государственного и национального строительства. В связи с этим динамика электоральной поддержки главы государства, уровень доверия к нему со стороны населения в наибольшей степени коррелируют с такими показателями, как оценка текущего направления развития страны, дей-ствий самого Президента, уверенность в завтрашнем дне. Чем больше граждан считают, что власть работает в интересах всего общества, чем больше людей уверены в своем будущем, тем большей поддержкой пользуется глава государства. Это свидетельствует о высоком уровне политической культуры в обществе, которая позволяет сделать рациональный выбор.

Вадим ГИГИН: В этом контексте важно отметить, что успехов Беларусь во многом достигла, опираясь на демократизм и легитимность действующей власти, понимание этой властью, и прежде всего Президентом, чаяний и интересов граждан.
Сейчас отмечается тенденция к модификации действующей политической системы. До недавнего времени политические партии практически не играли никакой роли в общественной жизни страны. Граждане не ассоциируют нынешний государственный курс с деятельностью какой-либо политической партии. Ситуация начала меняться с 2008 года, когда власть предприняла ряд мер для того, чтобы активизировать политические процессы в стране. В результате в выборах в местные Советы депутатов, которые прошли весной этого года, приняли участие 513 кандидатов от политических партий. Еще большую активность партии проявляют на нынешних президентских выборах. Например, в состав участковых избирательных комиссий включено 1760 представителей политических партий, или в 14,5 раза больше, чем в 2006 году. В избиркомы прошли 183 представителя от оппозиции против одного на прошлых выборах.

Вместе с тем сегодня мы наблюдаем идеологический, кадровый и финансовый кризис в рядах оппозиции. Фактически все ее лидеры себя дискредитировали, некоторые вообще самоустраняются от политической борьбы, предпочитая оставаться серыми кардиналами. На мой взгляд, после президентских выборов должно произойти системное обновление этих сил, иначе они обречены на полное поражение. Полагаю, что парламентские выборы 2012 года пройдут в атмосфере существенно возросшей активности политических партий, большей конкуренции их программ. И это полностью вписывается в действующую модель развития страны, которая складывалась с 1994 года.

— Кого же можно назвать автором этой модели?

Сергей КИЗИМА: Белорусская модель развития во многом основывается на здравом смысле, который проявил наш народ в ответственный период.
Чего хотел народ от Президента в середине 90-х годов? Ликвидировать бардак в экономике, покончить с криминальным беспределом, массовой безработицей, угрозой повальной приватизации предприятий за бесценок. Сегодня в стране отсутствует чрезмерное социальное расслоение, обеспечено наименьшее среди постсоветских стран соотношение между доходами наиболее и наименее состоятельных групп населения. И это один из важнейших факторов, обеспечивающих стабильность общества.

Вадим ГИГИН: К тому же Беларусь не развалила, не разрушила потенциал, накопленный в советское время, и многое учла из прошлого. Надо сказать, что на фоне “затухающей” динамики развития СССР в 80-е годы белорусская экономика по сравнению с соседями выглядела намного лучше. Кризисные явления того времени затронули нас в меньшей степени. Самые высокие темпы экономического роста в республике, за которой закрепился образ “сборочного цеха” всего Союза, стали для нас своего рода “подушкой безопасности”.

— Нынешний мировой финансовый кризис заставил многие страны переосмыслить свои подходы к роли государства в управлении экономикой. Белорусская модель развития оказалась наиболее устойчивой к внешним потрясениям, что вызвало к ней колоссальный интерес других стран. За все эти годы мы не изменили и своему главному внешнеполитическому принципу многовекторности. Как эти обстоятельства повлияли на наши позиции в системе международных отношений?

Сергей КИЗИМА: Здесь я хочу обратить внимание на очень интересное и любопытное политическое заявление, которое сделала Президент Литвы Даля Грибаускайте на прошлой неделе на встрече с послами ЕС. Фактически впервые из уст лидера одной из стран Евросоюза мы услышали слова безусловной поддержки Лукашенко. Еще два года назад представить такое было невозможно. Мировой кризис серьезно подорвал прежний идеологический догматизм, самодовольство, самоуверенность стран — членов ЕС. И белорусский опыт развития, который раньше многим из них казался совершенно неприемлемым, уже всерьез начинают анализировать и обсуждать в западноевропейских экономиках.

А посмотрите на Украину. Большая 46-миллионная страна осознает свои ошибки и постепенно перенимает экономический и внешнеполитический опыт небольшой Беларуси. Яркие тому примеры — визит Януковича в Китай, первый приезд Уго Чавеса в Киев, соглашения с Ираном о производстве гражданских украинских самолетов. А ведь в 2004 году Украина полностью и безоговорочно присягнула на верность Западу, пошла на конституционную реформу. Всего несколько безответственных экспериментов, и страна отброшена на много лет назад. Уровень ВВП по паритету покупательной способности на душу населения там в два раза ниже, чем в Беларуси.

Мы проложили дорогу в Латинскую Америку через активизацию контактов с Венесуэлой. В условиях возрастающей в мире конкуренции в сфере энергоресурсов роль этой страны в глобальной политике и экономике также будет расти.

Полностью оправдан и наш курс на стратегическое партнерство с Китаем. О таком партнерстве сегодня мечтает большинство стран мира. Китайские инвесторы готовы вложить в белорусскую экономику 15 миллиардов долларов, а это не просто мощнейшая модернизация экономического потенциала Беларуси. Если Китай направит сюда свой капитал, он будет заинтересован в том, чтобы эти деньги были защищены, чтобы в Беларуси сохранялась политическая и социальная стабильность. С этой целью Пекин будет оказывать нам еще большую поддержку на международной арене. То есть мы начинаем получать те дивиденды, которых добивались, отстаивая все эти годы свой путь развития, свою самостоятельную внешнюю политику.

— Вместе с тем в проекте Программы социально-экономического развития на ближайшие годы отмечен ряд сдерживающих факторов, негативно влияющих на динамичное социально-экономическое развитие страны. В их числе высокая материалоемкость и энергоемкость выпускаемой продукции, относительно низкая производительность труда, медленные темпы привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций, отрицательное сальдо внешней торговли. Стало быть, без внесения корректив в существующую модель развития нам не обойтись?

Юрий ЦАРИК: Курс на либерализацию экономической жизни четко обозначен и в президентском Послании этого года. Целый ряд мероприятий в данной сфере уже реализован, сейчас бизнес-сообщество с нетерпением ожидает концептуального документа — Директивы № 4. Основной ее замысел в том, что государство должно сохранить свое присутствие в стратегических отраслях. Те предприятия, которые не представляют для государства стратегического интереса, где оно является неэффективным собственником, можно и нужно отдать частному капиталу на приемлемых для государства и общества условиях. Это делалось и в предыдущие годы, но сейчас, наверное, процесс пойдет активнее. И прежде всего благодаря изменению международной ситуации, оживлению отношений с Европой, расширению возможностей привлечения в Беларусь европейского капитала и технологий.

Вадим ГИГИН: Что касается нерешенных вопросов, они, безусловно, существуют. Но эффективность государства и власти определяется не наличием или отсутствием проблемы. Важно ее признание и видение способов решения. С этой точки зрения государственная политика в ближайшие годы будет направлена на решение указанных проблем, устранение факторов, ограничивающих экономический рост, что позволит обеспечить устойчивые темпы социально-экономического развития страны и существенное повышение уровня благосостояния населения в среднесрочной перспективе.
Комментарии, по рейтингу, по дате
  строитель 19.11.2010 в 15:12:10   # 80726
Уровень развития Беларуси к 2015 году будет сопоставим со средней европейской страной

-ЕСЛИ КТО НИБУДЬ ГАЗ НЕ ПЕРЕКРОЕТ
  Гость 19.11.2010 в 17:42:23   # 80771
вот от того еврейские кремлевские карлики и бесятся ,так как вместо мозгов струхнина берл-лазара личного равина медвепутов,молодец Беларусь я знаю твой беловежский зубр забьет рога путину и медведеву в жопу.
  Гость 19.11.2010 в 19:28:12   # 80863
Батька рулит!
  Гость 20.11.2010 в 13:52:25   # 81250
Казахстан 2030. Беларусь 2015.
  Гость 20.11.2010 в 14:09:07   # 81256
Желаю нашим братьям славянам белорусам не сдавать свою страну красным-фашистким-окупантам, батька имей этих кремлевский выродков и дальше, среди них нет ни одного русского
  Гость 20.11.2010 в 17:34:31   # 81346
Всё!!! Я переезжаю жить в Белоруссию!
  Гость 22.11.2010 в 11:12:13   # 81965
Белоруссия - пример того, как можно жить без нефти и без газа, имея мощную промышленность, технологии и население, у которого руки растут из правильного места. Срач на Белоруссию из России и шантаж - пиаровский ход, чтобы не ронять престиж собственной страны.
  Гость2 22.11.2010 в 12:36:33   # 81984
Гость 22.11.2010 в 11:12:13 #81965
Белоруссия - пример того, как можно жить без нефти и без газа, имея мощную промышленность, технологии и население, у которого руки растут из правильного места. Срач на Белоруссию из России и шантаж - пиаровский ход, чтобы не ронять престиж собственной страны.

____
Поддерживаю !!
  Гость 25.11.2010 в 15:42:49   # 83074
Да кремлёвские карлики хают Белоруссию и Лукашенко, потому что они сами разворовали и опустили Россию, и не способны ничего восстановить! Поэтому и льют грязь на Белоруссию! Гость #81965 абсолютно верно говорит!
  строитель 06.12.2010 в 17:31:09   # 87410
[ru] строитель 19.11.2010 в 15:12:10 #80726
Удалить | Править

РаскрытьРаскрыть
Уровень развития Беларуси к 2015 году будет сопоставим со средней европейской страной

-ЕСЛИ КТО НИБУДЬ ГАЗ НЕ ПЕРЕКРОЕТ

поощрить (3) | покарать (11)
-закидали критикой, а сами ноете что херово вам живется а ведь и казахский газ и нефть по демпинговым ценам продается, так что в том числе и из ВАШИХ КАРМАНОВ спонсируется тов.А.Г.Лукашенко
  строитель 09.12.2010 в 14:15:13   # 88520
Премьер Владимир Путин вчера провел переговоры со своим белорусским коллегой Сергеем Сидорским. Переговоры, по наблюдению специального корреспондента "Ъ" АНДРЕЯ КОЛЕСНИКОВА, закончились провалом. Между тем, по мнению экспертов, российские переговорщики встречаются с белорусскими с позиции силы — рано или поздно белорусы должны принять условия россиян.

Эти переговоры начались еще внезапнее, чем закончились. Сергей Сидорский позвонил Владимиру Путину накануне ночью. Речь шла о том, что переговоры по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП), куда Белоруссия решила все-таки войти вместе с Россией и Казахстаном, должны наконец-то закончиться, потому что парламент Белоруссии должен до конца этого года ратифицировать это соглашение, если страна хочет получить от него дивиденды.

Более того, по данным "Ъ", белорусы, по их словам, готовы были пойти на уступки в деле беспошлинной поставки российской нефти на предприятия Белоруссии. Известно, что сейчас Россия беспошлинно готова поставлять соседней стране 6,5 млн тонн нефти, а после вступления Белоруссии в ЕЭП — и больше.

Однако сколько, до сих пор неясно. Понятно, что потребности белорусских НПЗ, перерабатывающих российскую нефть, которая потом идет на экспорт, должны быть удовлетворены, желательно в полном объеме. Это понятно прежде всего белорусским переговорщикам.

Но российские эксперты, по информации "Ъ", полученной от белорусских экспертов, настаивают, что в этом случае белорусские НПЗ должны поделиться с Россией доходами от экспорта их нефтепродуктов. И вот эта позиция вызывает уже гнев Александра Лукашенко, который представляется ему законным, таким же законным, как и он сам, Александр Лукашенко.

Так что неудивительно, что, когда Сергей Сидорский намекнул, что возможен компромисс и что надо встретиться, российский премьер, у которого на вчера было запланировано с утра уже несколько мероприятий, в том числе одно обширное в Химках, с участием вертолета (к Химкинскому лесу отношения не имеет никакого вообще), сразу согласился.

И утром Сергей Сидорский уже прилетел в Москву. Казалось, и правда что-то произойдет. Кроме протокола в начале встречи для журналистов был запланирован выход двух лидеров после переговоров с заявлениями, которые могли стать если не сенсацией, то новостью дня (на фоне дела WikiLeaks сенсаций вообще пока, судя по всему, быть не может).

Владимир Путин в начале встречи признался, что есть "несколько очень чувствительных вопросов, которые надо урегулировать". Сергей Сидорский поблагодарил коллегу за возможность встретиться (господину Путину и в самом деле нужно было постараться для этого). Он заявил, что в пакете документов, которые ратифицируют Белоруссия, Казахстан и Россия, есть "ряд документов, которые надо обговорить в "двойке"" (то есть России и Белоруссии).

— Зам ваш сколько дней здесь уже работает? — спросил господин Путин.

Выяснилось, что неделю.

Еще около часа журналисты ждали, что премьеры после переговоров выйдут к ним и объявят о результатах. Вышел, впрочем, только пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков и объявил, что переговоры будут продолжены на уровне экспертов, а заявлений для прессы не будет вообще.

Господин Сидорский уехал из Ново-Огарево в аэропорт через пять минут.

Позже заместитель министра финансов Сергей Шаталов пояснил, что очередные переговоры развалились из-за экспортных пошлин на нефть, конечно. Оказалось, что белорусский премьер на самом деле не привез с собой никаких новых предложений, а просто перед приездом в Москву Александра Лукашенко хотел, видимо, лишний раз качнуть ситуацию — а вдруг качнется в сторону Белоруссии.

Белорусские переговорщики, как и российские, расходились в недоумении. Один из них рассказал, что Сергей Сидорский предупредил Владимира Путина: делиться экспортной прибылью с российскими поставщиками нефти им, белорусам, странно, потому что Белоруссия намерена использовать для переработки "свою нефть". На это был задан вопрос: а зачем же тогда, если у вас есть своя нефть (пусть даже из Венесуэлы), Россия беспошлинно удовлетворяет внутренние потребности Белоруссии?

Примерно на этом и расстались.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь