Урбанизация населения Казахстана может привести к серьезным социальным конфликтам

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 02 Августа 2010 в 13:46:00
Индустриально-инновационный путь развития, избранный Казахстаном, в недалеком будущем неминуемо приведет к усилению и росту городов на фоне ослабления села. В этом процессе есть свои плюсы, но он требует внимания.

Бесконтрольный рост численности городского населения может повлечь за собой целый ряд социально-политических, экономических, экологических и других проблем, справиться с которыми будет непросто.

Еще в прошлом году местные власти Алматы вынашивали планы расширения мегаполиса Казахстана за счет включения в его границы прилегающих районов области. Причина в том, что форма уже не отвечает содержанию. Город стремительно растет даже в условиях глобального кризиса, и ему трудно сводить концы с концами на прежних квадратных километрах. Сказанное касается не только южной столицы республики, но и других крупных населенных пунктов.

Хорошим показателем урбанизации, а именно так называется увеличение удельного веса мегаполисов, выступают даже не экономические показатели городов, а внутренняя миграция населения. Она уже набила оскомину местным властям и правоохранительным органам. Градоначальники сталкиваются с такими фантомами нашего времени как «шанырак», а полицейские – с рецидивами на почве мелкого и крупного хулиганства. И в этом смысле урбанизация – мать всех проблем.

Гонка на опережение

В данный момент общей численностью населения может похвастаться только Алматы, где проживают более одного миллиона человек. Но при этом еще несколько городов страны могут в обозримом будущем претендовать на статус «миллионника». Прежде всего это Астана. Молодая казахстанская столица демонстрировала высокие темпы экономического роста и, как губка, впитывала в себя демографический потенциал Казахстана.

В 2008 году население столицы достигло 700 тысяч человек, и, как отметили тогда власти города, если такие темпы сохранятся, то «уже в 2010 году ожидается увеличение численности населения до миллиона человек». Впрочем, стремительными темпами рос не только город, но и прилегающие к нему районы.

– За последние 10 лет численность населения увеличилась в пристоличном регионе Акмолинской области более чем в 2 раза. Выделено более 15 тысяч участков под строительство индивидуального жилья, – сообщил в июле аким Акмолинской области Сергей Дьяченко.

Он указал на то, что 80 процентов жителей подведомственной ему области работают в казахстанской столице. Этим Астана очень напоминает современный Париж или Рим, которые прирастают своими пригородами.

Если верить статистическим данным, то наряду с Астаной и Алматы активно развивались западные регионы Казахстана. Однако Атырау или Актау имеют пределы роста. Два города сильно увязаны на нефтегазовом комплексе, и, для того чтобы выросла их численность, остро требуется развитие отраслей перерабатывающей промышленности. В этом случае можно будет наблюдать трудовую миграцию в эти города. Впрочем, план индустриализации, принятый в этом году правительством, как раз предусматривает такой сценарий.

Самый большой потенциал роста сегодня у южных городов республики. Шымкент сам по себе не является «миллионником», но в Южно-Казахстанской области проживает 15 процентов населения страны. Так что перед нами будущий Шанхай. Для этого нужно, чтобы власти ЮКО и самого города смогли в полной мере реализовать собственный демографический потенциал, сконцентрировать его посредством индустриализации в городе.

– Здесь, с одной стороны, проживает 15 процентов населения страны, с другой – на душу населения приходится очень низкое промышленное производство – всего 2 процента. Это очень мало, – отметил глава государства Нурсултан Назарбаев в ходе своей поездки в Шымкент в марте этого года.

Если посмотреть динамику численности городского и сельского населения за последние годы, то видно, что во всех регионах страны горожане либо преобладают над сельчанами, либо эти показатели приблизительно равны. Исключение, по данным Агентства по статистике, составляют Алматинская, Южно-Казахстанская, Жамбылская и Северо-Казахстанская области. Общий показатель по стране составляет около 60 процентов горожан против 40 процентов сельских жителей. Но и эти показатели трудно считать точными, поскольку учесть каждого жителя с сельской пропиской, работающего в городе, практически невозможно.

Но наряду с признаками роста городов у Казахстана есть «призрак деурбанизации». В советские годы в число «миллионников» входила Караганда, которая рассматривалась столицей шахтеров. Однако неурядицы в отраслевом хозяйстве привели к тому, что население стало «расселяться».

Новые люди

Впереди реализация планов индустриально-инновационного развития, когда на окраинах крупных городов задымят фабричные трубы. Но, чтобы такое «счастье» случилось, потребуется дополнительная рабочая сила. Сельское население уже сейчас едет за лучшей жизнью в областные центры, а самые отчаянные искатели синей птицы удачи со всех уголков страны пускаются на заработки в Астану и Алматы. Людей манят огни большого города, перспектива качественно новой жизни, горячая вода из крана, телефон, доступ к Интернету – все то, что для горожан стало обыденным и незаметным. Но это порождает новые проблемы как в городах, так и в селах.

Ход урбанизации должен контролироваться правительством, уверен политолог Нурлан Еримбетов. Финансовые вливания в поддержку села могли бы частично сдержать бесконтрольную миграцию из села в город. По крайней мере, улучшение условий жизни в ауле предоставили бы людям выбор, считает эксперт. Сейчас же «движущей силой урбанизации» остается конфликт, когда люди решают покинуть родные места, чтобы выжить.

– Когда у людей нет выбора, и они вынуждены ехать в город, противясь своим собственным чувствам, своей ментальности. Они ощущают здесь дисгармонию, и физическую, и психологическую. Это приводит сначала к бытовым, а потом и к социальным конфликтам.

Правительство пытается снизить нагрузку на мегаполисы. Но программы развития села, всевозможные льготы и стимулы для привлечения молодых кадров в провинцию, не оказали должного эффекта, а глобальный кризис только усугубил ситуацию. В городах ситуация на рынке труда стала сложной, а на селе не появилось привлекательной работы. Как следствие, «новые горожане» оказались перед дилеммой: возвращаться на малую родину или ждать улучшения положения дел в городской экономике.

Для сдерживания потока мигрантов администрацией города предпринимаются разные меры. В частности, городской акимат и маслихат недавно были вынуждены перейти на регистрацию иногородних в Алматы. Но эта мера все равно не ограничит наплыв людей в город. Вообще, сдержать этот процесс нельзя, но можно его контролировать, создавать условия для менее болезненного расширения городов, уверены эксперты.

По словам аналитика Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования (КИСЭИП) Нуртая Мустафаева, для Алматы выходом могло бы стать развитие большой алматинской агломерации через реализацию госпрограмм по развитию городов–спутников мегаполиса.

– В отношении Алматы очевидно, что в южном направлении, в сторону гор, город уже не может расти. Расширение будет идти в северном направлении. Лет через пять даже близлежащий райцентр Илийского района – поселок Отенген батыра (ГРЭС) – сольется с городом. Давным-давно назрела необходимость строительства кольцевой сети электричек вокруг мегаполиса Алматы с включением в транспортную орбиту Каскелена, Капшагая, Талгара, ГРЭС и других близлежащих населенных пунктов, – говорит эксперт.

Метаболизм крупных городов уже не позволяет им существовать без притока новой силы. Это дополнительные свободные руки, востребованные в реальной экономике мегаполиса и в сфере услуг. Коренные горожане имеют доступ к образованию и могут получить престижные дипломы. В то время как крупный город покоится не только на «синих» и «белых» воротничках, его функционирование зависит от простых рабочих. И эту нишу, как правило, занимают мигранты.

Пробки

Больше всего наплыв мигрантов из сельской местности ощущают на себе Алматы и Астана. Это можно понять, однажды попав на центральные улицы этих городов в час пик. Привычная для алматинцев (но от этого не менее раздражающая) ситуация, когда до места работы приходится добираться полтора часа, как нельзя лучше доказывает, что город не готов принять все прибывающих сельчан, отмечает аналитик Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования Нуртай Мустафаев.

– Алматы, в котором, по официальным статистическим данным, проживает 1 млн 500 тысяч человек, а на самом деле 2,5 млн человек, буквально задыхается от автопробок. В поликлиниках, городском и районных акиматах, отделениях связи и так далее бесконечные очереди, – говорит эксперт.

Пробки стали визитной карточкой городов, которые повышают требования к местным исполнительным органам власти. Немного проще выглядит ситуация на дорогах. В Алматы, к примеру, стали активно строить развязочные автомагистрали. Кроме того, ситуацию может спасти повышение качества услуг общественного транспорта и введение в эксплуатацию метрополитена. Такие меры позволят разгрузить городские дороги.

Несколько сложнее урегулировать пробки в административных зданиях. В текущем году о себе дали знать центры обслуживания населения (ЦОН), где появились старые и, казалось бы, забытые всеми советские очереди. В связи с этим стало очевидно, что крупные города, как и целые страны, требуют для себя административных реформ, чтобы муниципальная экономика получила «второе дыхание».

Впрочем, пробки, в какой бы форме они ни наблюдались, были, есть и остаются показателем эффективности работы местных властей.

Столкновение цивилизаций

В 2009 году президент Казахстана призвал жителей Астаны соблюдать столичный образ. Визитная карточка страны должна демонстрировать высокую культуру, молодость и динамизм. Впрочем, на фоне миграционного притока с такой проблемой сталкиваются все города.

Имеет место и конфликт ментальностей, болезненно переживаемый на бытовом уровне. Разрастаясь, как снежный ком, такое культурное противостояние может вылиться в рост социальной напряженности, уверен Нурлан Еримбетов. Объективный процесс урбанизации естественен для устоявшегося общества, но для Казахстана он чреват печальными последствиями, он может стать причиной «столкновения города и аула», полагает он.

Не исключены изменения и в сфере межнациональных отношений. Анализ оценки межэтнической обстановки выдает более позитивные показатели по сельской местности. Так, согласно исследованию «Стратегии», 60 процентов аульчан считает, что жители их населенного пункта чувствуют себя «как полноценные граждане Казахстана». В городах республиканского значения аналогичный показатель составил только 30,5 процента. Притеснение и ущемление, по мнению респондентов, ощущает 22,7 процента их соседей в случае, когда речь идет об одной из столиц, и только 6 процентов сельчан выбрали этот же ответ.

Социологи в один голос твердят о том, что города несут в себе риски, в том числе на социальной почве. Здесь более ощутимо расслоение населения по материальному признаку. Однако надо отметить своеобразную особенность крупных городов. Они все напоминают принцип действия американского «плавильного котла», куда «сливаются» представители разных наций, религий и социальных групп. На «выходе» получается многообразие в единстве. В такой среде не обращают внимания на цвет кожи, более контрастным выглядит несоответствие городской культуре. «Нестандартная» одежда больше выделяет человека из толпы.

В социологических показателях нужно учитывать еще один нюанс – сельское население чаще всего живет компактными этническими группами, большого смешения и, соответственно, контакта между представителями разных национальностей несравнимо меньше, чем в городе. Такая ситуация наблюдалась в административном центре СУАР (Китай) Урумчи, где отдельно друг от друга жили китайцы и уйгуры. Как следствие – производственный конфликт спровоцировал массовые волнения.

Поэтому последствия расформирования подобных поселений непредсказуемы. В таком случае спрашивается, где больше конфликтный потенциал: на селе, где компактно проживают люди разных наций, или городе, где все «перемешивается и взбалтывается» и на этой основе возникает толерантная культура?

Поэтому появляется проблема интеграции новых горожан. Рано или поздно, но о ней придется задуматься местным властям. С одной стороны, предоставлять приезжим прожиточный минимум, с другой – заниматься проблемой «вторичной социализации» – приобщения к городской культуре. В данном случае показательна встреча акима Алматы Ахметжана Есимова с населением города по итогам 2009 года. В ходе своего выступления он предложил развивать альтернативный рынок арендного жилья.

– Это реальная возможность улучшить жилищные условия для тех граждан, для кого непосильна банковская ипотека, так как это жилье с более дешевой стоимостью аренды. Кстати, вчера первый такой дом был сдан в эксплуатацию, – сказал градоначальник в феврале этого года.

Не менее актуальна проблема социализации, чувства гордости за собственный город. Достаточно сказать, что одной из причин терактов в Лондоне в 2005 году стала низкая интеграция мигрантов арабских кварталов в общественную жизнь мегаполиса. Террористы хоть и жили рядом с британцами, но оказались «чужими среди своих». Эту страшную истину жители Лондона узнали слишком поздно. Как говорится: учитесь на чужих ошибках.

Эпилог

По прогнозам эксперта, в ближайшие два-три десятка лет соотношение городского и сельского населения в Казахстане должно составить пропорцию 65 к 35 процентам. Для сравнения, в России доля городского населения составляет 72 процента, почти столько же в Беларуси и немногим менее – 70 процентов – в Украине и Армении. В США горожане составляют более 90 процентов жителей. В целом, по мнению Мустафаева, при своевременном принятии мер по регулированию процесса урбанизации это позитивно скажется как на самих городах, так и на их жителях – коренных и приезжих. «Местные» и «неместные» нужны друг другу уже хотя бы потому, что уроженцы городов, как правило, избегают выполнять работу, которую охотно делают сельские мигранты.

Екатерина БОЛЬГЕРТ, Алматы
Сайт газеты «Литер»
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь