О катастрофе под смоленском

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 12 Апреля 2010 в 20:20:31
Я обвиняю Москву ("Nasz Dziennik", Польша)

Фрагмент интервью с Артуром Гурским (Artur Górski), депутатом партии "Право и Справедливость" (PiS)

- После катастрофы под Смоленском со стороны россиян последовал целый ряд действий, которые вызывают беспокойство…

- Я практически уверен, что россияне нас обманывают. Мы, конечно, пока опираемся лишь на некоторые обстоятельства и обрывки информации. Однако у российской стороны уже нет сомнений, что в катастрофе виновен пилот, который мог совершить ошибку, или даже сам президент Лех Качиньский, который слишком настойчиво хотел принять участие в катынских мероприятиях вместе с катынскими семьями и депутатами PiS. При этом если собрать вместе всю поступающую информацию, даже если она относится к различным возможным сценариям, а также принять во внимание намерения россиян, можно (хоть и без стопроцентной уверенности, так как сейчас еще нет очевидных доказательств) сказать, что Россия в некотором смысле ответственна за эту катастрофу, за эту новую Катынь.

- В каком смысле ответственна?

- В таком, что непосредственно пред посадкой должна была сложиться ситуация, которая привела к этой трагедии. Появились две версии событий, и каждая из них указывает на возможную роль российской стороны. И, несомненно, Москва несет также моральную ответственность за эту катастрофу. Ясно одно: неизвестных факторов становится все больше.

- До нас доходили разные версии: двукратный, трехкратный заход самолета на посадку…

- По одной версии, самолет заходил на посадку четыре раза, и каждый раз россияне не давали на это согласия, отправляя лайнер с президентом в аэропорт Минска или Москвы. При этом они вроде бы ссылались на разные сомнительные причины: то ли над аэродромом туман, то ли неисправная система навигации, находящаяся на ремонте, то ли слишком короткая посадочная полоса. Только вот меньше чем за час до этого на том же аэродроме приземлился самолет с журналистами, а несколькими днями ранее - премьер-министры Дональд Туск и Владимир Путин. По второй версии, диспетчеры сообщили пилотами неверные координаты, те уже не усели поднять самолет и зацепились за деревья. Я боюсь, что мы можем никогда не узнать правды.

- Почему вы так думаете?

- Россияне сказали, что заберут тела в Москву, они совершенно не уверены, что допустят к следствию поляков. А если нас к нему не допустят, то это будет означать, что мы не ознакомимся с записями "черных ящиков", и никогда не узнаем правды, как это было в случае трагедии на Гибралтаре, когда погиб генерал Владислав Сикорский (Władysław Sikorski). Впрочем, политики "Гражданской платформы" развязали России руки в этом деле, потому что как иначе можно расценить идею обращения к Путину, чтобы созванная им комиссия занялась расследованием катастрофы? Ведь россияне уже все выяснили, уже назвали виновных… И ими оказались сами поляки.

- Вы говорили о возможных намерениях россиян. Почему они могли не хотеть, чтобы президент Качиньский приземлился в Смоленске?

- Катынские мероприятия с участием Путина и Туска можно, без сомнения, записать в успехи России. Был реализован их сценарий, мир получил отрежиссированное Москвой послание. Путин использовал Туска как инструмент. Хотя премьер России и делал красивые жесты, он "продал" миру свою версию событий и вновь размыл ответственность за Катынь. Вероятно, россияне хотели помешать Качиньскому принять участие в субботних мероприятиях, чтобы их ранг и послание не затмили того, что происходило несколькими днями ранее. Понятно, что президент Качиньский не успел бы на церемонии в Катыни из Минска, а тем более из Москвы, тогда они не имели бы официального ранга и не оттенили бы своим содержанием российское послание, сделанное раньше. Следовательно, эта диверсия, если у россиян действительно были такие мотивы, имела политическое измерение. Не будем забывать, что от нас ушел настоящий польский патриот, который не боялся занимать твердую позицию в отношении России, который хотел вести политику партнерства, а не вассальства.

- Может ли еще что-то указывать на нечистоплотные намерения России в этом деле?

- Напомню, что сразу после аварии, а это ведь военный аэродром, так что дело простое, на распространение информации о катастрофе был наложен запрет. Они пытались взять ее под свой полный контроль. Никого не пускали к обломкам, а у журналистов, ожидающих прилет самолета, изымали аудиозаписи, стирали снимки в фотоаппаратах, а мобильные телефоны некоторых сетей вдруг перестали работать. По крайней мере, до нас дошла такая информация. Конечно, это блокада не была непроницаемой, но все сообщения, которые официально передавала российская сторона, полностью контролировались спецслужбами. И еще россияне запустили свою пропагандистскую машину, свою версию произошедшего, которую подхватили и некоторые польские СМИ, которым такая версия удобна.

В польском Министерстве обороны должно случиться землетрясение ("Newsweek Polska", Польша)
Интервью с военным экспертом Томашем Хипким (Tomasz Hypki)


- Что могло стать причиной катастрофы под Смоленском?

- Чтобы летать безопасно, необходимы четыре вещи: машины, которые поддерживаются в соответствующем состоянии, соответствующий экипаж, оборудованный аэродром и благоприятные атмосферные условия.

- Известно, что атмосферные условия были неблагоприятными. А как со всем остальным?

- В военной авиации у нас огромные проблемы с обучением. Летная школа в Демблине (Dęblin) напоминает музей, а летчики, особенно те, кто не летает на F-16, имеют мало часов налета. О том, что в ВВС Военно-морского флота летают по 30-40 часов в год, неоднократно сообщалось в СМИ, а минимум – это 120-140 часов.

После катастрофы в Мирославце (23 января 2008 года – прим. пер.) в военных структурах должно было случиться землетрясение, однако ничего подобного не произошло. Некоторые из людей, которые несли ответственность за ту катастрофу, даже получили повышение и стали генералами. А наказаны были пешки.

Не будем при этом забывать, что гражданских летчиков обучают, делая основной упор на безопасность. Военных же обучают для полетов в военное время, то есть, здесь допускается повышенный риск. В полетах с VIP-персонами это может привести к несчастью. Достаточно вспомнить аварию вертолета, на борту которого был премьер-министр Лешек Миллер (Leszkiem Millerem). Уже тогда, мягко говоря, уровень риска был значительно превышен. И выводов сделано не было.

- Значит, все же первых лиц государства обслуживают не лучшие из лучших?

- Никто не горит желанием летать в 36-м Специальном полку, который перевозит VIP-ов. Когда-то туда было сложно пробиться. Сейчас летчики и техники получают там сопоставимые деньги с теми, кто летает, например, на обычных транспортных самолетах "Bryza". Конечно, они получают премии, но очень небольшие. Для сравнения: военный летчик может заработать от 3-х до, максимум, 5-ти тысяч злотых (30-50 тысяч рублей – прим. пер.), а в компании LOT заработки составляют от 10 до даже 40 тысяч злотых в месяц. Такой же разрыв зарплат и у персонала, занимающегося техническим состоянием машин. А хорошие специалисты без труда находят себе работу вне армии.

- Были ли 20-летний Ту-154-М Lux безопасным самолетом?

- Развитие событий в катастрофе под Смоленском идентично тому, что произошло в Мирославце. Только там разбился один из самых современных в мире транспортных самолетов CASA C295M. Так что, в этом случае нет повода перекладывать вину на самолет. Больше зависит от экипажа.

Напомню, ведь никто не летает опасными самолетами. Модернизированные польские Ту-154-М обошлись в 70 млн. злотых. Это один из самых безаварийных самолетов в нашем военном флоте, его коэффициент отказа – на уровне современных самолетов, в отличие от Як-40, который под Смоленском сел нормально.

- О причинах аварии мы наверняка узнаем, когда обломки изучит специальная комиссия. Какие еще выводы следуют из этой катастрофы?

- Эта катастрофа демонстрирует слабость нашего государства, многих его структур и процедур. Уже после катастрофы в Мирославце, где погибло много высокопоставленных военных, начали думать о том, сколько важных персон может находиться в одном самолете. Сейчас погибли главнокомандующие всех родов войск. Не было сделано никаких выводов. К сожалению, Министерство обороны уже не первый год придерживается принципа оторванной от действительности пропаганды успехов.

Если министр обороны Богдан Клих (Bogdan Klich) не подаст в отставку, или не будет в отставку отправлен, это будет скандал, а мы будем ждать очередных катастроф. Именно Клих несет ответственность за регресс обучения в армии. В последние годы произошло рекордное количество летных катастроф (недавно несколько пилотов погибли при крушении самолета "Bryza", другой пилот погиб при крушении вертолета Ми-24), а обстоятельства этих аварий свидетельствуют об огромном уровне безответственности командующих и политиков. Клих также несет ответственность за блокирование закупок на открытых аукционах самолетов для VIP-персон или учебных машин.

Своей реакцией русские заслужили уважение поляков ("The Wall Street Journal", США)

МОСКВА – Это была неделя примирения, неделя сближения после 70 лет лжи и взаимных упреков по поводу уничтожения советскими агентами тысяч представителей польской элиты.

Но когда самолет советской постройки, на борту которого находился польский президент Лех Качиньский и десятки других представителей власти, направлявшиеся на памятную церемонию, потерпел в субботу катастрофу на западе России, кровавые леса Катыни забрали новых жертв. Однако дух примирения, похоже, остался.

"Заупокойная служба по погибшим 70 лет назад [польским] узникам превратилась в панихиду по погибшим в авиакатастрофе, - заявил российский историк Александр Гурьянов, присутствовавший в субботу в мемориальном комплексе Катыни вместе с сотнями других людей, - это глубоко взволновало всех, и не только католиков".

После многолетней напряженности отношения между Москвой и Варшавой в последние месяцы начали улучшаться. Обе стороны снизили накал риторики и сосредоточились на тех областях, в которых можно налаживать сотрудничество, скажем, в области поставок энергоресурсов. Состоявшаяся на прошлой неделе неподалеку от Катыни церемония памяти по уничтоженным в 1940 году тысячам польских офицеров должна была помочь закрыть одну из самых мрачных страниц в польско-российских отношениях.

После катастрофы реакция Москвы была беспрецедентной, и это вызвало признательность поляков – как руководства страны, так и рядовых граждан.

"Действия российских руководителей и граждан показывают, что произошли реальные изменения, - заявил бывший министр иностранных дел Польши Адам Ротфельд (Adam Rotfeld), - на волне сопереживания с поляками можно решить много проблем. Это может превратиться в настоящий прорыв".

Российский премьер-министр Владимир Путин в субботу поспешил на место катастрофы, где вместе с Туском возложил цветы к обломкам самолета, а затем обнял польского премьера. Президент Дмитрий Медведев объявил понедельник днем траура. Российские власти пообещали, что будут расследовать обстоятельства катастрофы в постоянном сотрудничестве и взаимодействии с польскими коллегами.

Простые россияне принесли к польскому посольству в Москве и к месту трагедии под Смоленском тысячи белых и красных цветов –цвета польского флага.

Российское телевидение, которое несколько недель назад показало нелицеприятный фильм о Катыни на далеко не самом популярном телеканале, в воскресенье решило вновь показать его в прайм-тайм по главному общенациональному каналу.

"Мы не планировали показывать его, потому что это спорный фильм, - заявила в воскресенье официальный представитель телеканала, - но мы показываем его в знак сочувствия к полякам в связи с трагедией".

Весной 1940 года агенты советских спецслужб расстреляли тысячи схваченных польских офицеров в сосновых и березовых лесах Катыни под Смоленском. Советские пропагандисты скрыли тогда правду о случившемся, и Катынь стала незаживающей раной в отношениях между двумя странами.

"Катыньская трагедия повлияла на отношения между нашими народами, - сказала российский историк Наталья Лебедева, на протяжении десятилетий изучавшая события в Катыни, а в субботу потерявшая трех своих польских коллег, - правда о Катыни это основа хороших отношений".

Россия открыла архивы в 90-х годах, и бывший тогда президентом Борис Ельцин прошептал просьбу о прощении во время визита в построенный на месте трагедии комплекс. Но в последние годы Кремль не проявлял особого желания открыто критиковать сталинскую эпоху, и Катынь стала чем-то вроде запретной темы.

Все изменилось на прошлой неделе, когда в Катынь вместе со своим польским коллегой Дональдом Туском приехал Путин. Путин не извинился, но этот небывалый визит показал, что Москва, видимо, готова рассказать правду о Катыни.

Перемены произошли на фоне потепления экономических и политических отношений между Москвой и Варшавой. Они были глубоко заморожены с тех пор, как Польша в 2004 году поддержала прозападную "оранжевую революцию" на Украине и дала согласие на размещение на своей территории элементов американской системы противоракетной обороны, которую Москва рассматривает как угрозу. В прошлом году Вашингтон отказался от этих планов, что помогло восстановлению отношений между Москвой и Варшавой. Во время визита в Россию на прошлой неделе Туск обсудил с Путиным вопросы увеличения поставок нефти и газа, а также другие детали экономических взаимоотношений.

В подготовке статьи принимали участие Марцин Собчик (Marcin Sobczyk) и Ольга Падорина.

http://inosmi.ru
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 17.04.2010 в 16:39:53   # 40896
Вот я фигею, Что Россия не может прищучить этих поляков?!
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь