А. Чеботарев: Налицо то, что в стране наблюдается определенный дисбаланс в пользу русского языка

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
MrX 08 Апреля 2009 в 10:11:29


Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива»:

В ходе экспертного обсуждения на Дискуссионном клубе «НАМЫС» из уст политолога Газиза Тортбаева прозвучала критика в адрес местных чиновников - «чиновники всех рангов по своему долгу должны знать и беречь один из символов государства -государственный язык». Редакция сайта обратилась к местным экспертам и журналистам с просьбой охарактеризовать современные тенденции в языковой сфере

- То, что выразил г-н Тортбаев, не ново для казахстанской общественности. Подобные мысли высказывали и высказывают многие представители казахской национальной интеллигенции и национал-патриотических кругов. В принципе, их озабоченность по этому поводу имеет вполне объективные основания.

Очевидно, что при наличии государствообразующего этноса, составляющего большинство населения Казахстана, в республике фактически сложилась биэтническая структура межэтнических отношений. Ее обуславливает постоянное присутствие в центре общественно-политических процессов двух доминирующих этносов - казахов и русских. Именно взаимоотношения между ними влияют на формирование общего климата в межэтнической сфере в целом.

Вместе с тем, хотя, согласно данным недавно проведенной переписи населения, казахи и составляют более 67% населения страны, подобное преимущество слабо отражается на этноязыковой ситуации. Это, к примеру, подтверждают результаты социологического исследования, проведенного Центром актуальных исследований «Альтернатива» при содействии Международного института региональных исследований «Открытое общество» в августе 2008 года в 14 областях и городах Астана и Алматы. В ходе его проведения было опрошено 1200 респондентов.

В частности, исследование выявило невысокий уровень знания казахского языка по сравнению с русским. На вопрос «Насколько Вы владеете казахским языком?» 35,9% опрошенных отметили «владею в совершенстве», 20,2% - «владею на достаточном уровне» и 16,3% - «не владею совсем». По сравнению с государственным языком русским в совершенстве владеют 56,2%, а на достаточном уровне - 34,2% респондентов. А лиц, которые совсем не владеют русским языком, среди опрошенных не было.

Налицо то, что в стране наблюдается определенный дисбаланс в пользу русского языка. Государственный же язык, несмотря на его более широкое, в сравнении с первыми годами независимости Казахстана применение, преимущественно распространен в сельской местности и на государственной службе. Не случайно, видимо, в качестве необходимых мер, способствующих ее улучшению, наши респонденты на первое место (25,2%) поставили активное обучение казахскому языку.

Другое дело, что подобные тревоги и пожелания по поводу ситуации вокруг казахского языка зачастую не подкрепляются конкретными и конструктивными предложениями относительно ее улучшения. То, что чиновники должны знать государственный язык хотя бы на том уровне, который необходим им в процессе текущей работы, бесспорно. Но ведь нельзя сделать так, чтобы это знание пришло автоматически. И одного желания знать государственный язык мало. Нужны приемлемые и эффективные условия для его изучения.

Некоторые же «горячие головы» реагируют на эту объективную реальность так, что, мол, надо уволить с госслужбы всех не владеющих государственным языком и заменить их теми, кто им владеет. Однако, во-первых, помимо представителей некоренных этносов под эту «гребенку» попадет немало граждан казахской национальности. Во-вторых, помимо уровня знания государственного языка на госслужбе не меньше, а где-то, думаю, и больше, важны другие критерии, включая профессиональную компетентность. В-третьих, пока еще никто не отменял п. 2 ст. 7 («В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык») и п. 2 ст. 14 («Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам... языка...) Конституции РК.

На мой взгляд, здесь не надо, как говорится, бежать вслед уходящему поезду. Тех, кто не в состоянии в силу тех или иных обстоятельств овладеть в совершенстве государственным языком, не надо к этому принуждать. Главный упор надо сделать на обучение подрастающего поколения, начав эту работу с яслей и детских садов. Иными словами, необходимо кардинально улучшать систему обучения казахскому языку на всех уровнях системы образования. Только это способно стать основным фактором продвижения позиций государственного языка в обществе и государстве.

http://www.ia-centr.ru/expert/4304/
Комментарии, по рейтингу, по дате
  MrX 13.04.2009 в 17:34:54   # 13206
Мимо твоих каментов нельзя пройти мимо.
  Alex 13.04.2009 в 17:36:29   # 13207
Мы тебе их уже до х..я привели, да тока ты тупишь. Ты так и не ответил на вопрос, суперумный наш пацан. Какого хера такой патриот, как ты, на Корею пашет? А мы нацисты проклятые, шовинисты все-таки на Казахстан работаем.
  Казах+Имя 13.04.2009 в 17:38:18   # 13209
А ты проходи. Заставляй себя. Проявляй торерантность. Что-то ты мимо пошлый комментариев своих соотечественников, комментирующих пошлые страницы сайта мимо не проходишь? Или ты тоже интересуешься проблемами длинны пениса? У тебя тоже вопрос назрел?
  MrX 13.04.2009 в 17:40:37   # 13211
ОНИ снова ушли от ответа ! Это уже даже неоригинально.

пс - длина моего пениса меня полностью устраивает. Поэтому моих каментов в той ветке не ищи !
  Alex 13.04.2009 в 17:40:51   # 13212
Это, по-моему, тебе семя в голову ударило, судя по каментам.
  MrX 13.04.2009 в 17:42:21   # 13213
Семя, не семя... А желтая вода - точно
  MrX 13.04.2009 в 17:43:21   # 13214
Для тех, кто на бронепоезде/в корее, повторяю вопрос: "Какого х#ра такой патриот, как ты, на Корею пашет? А мы нацисты проклятые, шовинисты все-таки на Казахстан работаем."
  Alex 13.04.2009 в 17:44:13   # 13215
MrX
Ты прав. Он уже старенький. Импотенция, простатит... Какое там семя...
  Казах+Имя 13.04.2009 в 17:45:13   # 13216
Значит Мистера х Все там устраивает! И ничего его не задевает. Я ему жить не даю?
Алексу. Да уж помолчите Вы уже все о себе расказали. Вы мне не интересны. Поэтому не буду с вами нчего обсуждать. Только ругаться с вами согласен. И отвечать ни на что не буду. Обойдешься. Я тебе еще буду разьяснять. Да на кер ты мне нужен.
  MrX 13.04.2009 в 17:45:49   # 13217
К.К. затих... Видать пошел жаловаться папке, что его обидели... Да заодно спросить - какого же х... они в Корее делают ?
  MrX 13.04.2009 в 17:47:00   # 13218
Отец Федор в "12 стульях" на вопросы тоже отвечал "Сам дурак!" - ну прям вылитый наш КК
  Казах+Имя 13.04.2009 в 17:48:52   # 13220
Ну Ну Я тут работаю в отличие от тех кто задницу протирает и бьет себя в грудь. "Я тут пашу, Я тут пашу".
  Казах 13.04.2009 в 17:50:28   # 13222
Вы тут только одни оскорблениями занимаетесь. Причем вам кажеться что это остроумно. Но чем сильнее вам хочеться меня задеть тебя больше вы себя поливаете помоями. Мне ничего делать не надо. Вы сами справляетесь.
  Rumel 13.04.2009 в 21:29:40   # 13244
ну вы вообще, осталось письками помериться и выяснить у кого больше и почему
  Lexxs 14.04.2009 в 05:16:35   # 13252
DВотменно поэтому говорю,
валить надо срочно из казахстана.
<censored>
Ведь для вас важнее знание языка, а не проф уровень.
И вернётесь опять к прошлому.
И меня не надо заставлять. Только поэтому отпадает всякое желание учить язык.
Ненавижу, когда меня принуждают
  Казах+Имя 14.04.2009 в 05:37:40   # 13253
Бздишь ты все. У тебя тормозов в голове нет вот и метешь все подряд языком.
Никакой <censored> не будет. Земли у нас много, есть где жить, еда пока есть, вода пока есть (хотя уже нас обделяют соседи), все могут прожить честно если захотят.
Уважайте друг друга, уважайте и защищайте традиции и нормы других народов. И у Вас все будет Ок, то есть как у всех.
Сами себя мы будем учить, но это не легко, большая часть нашего казахского быдла сопротивляються, есть такие которые даже не любят свой народ, который родил и дал жизнь им.
К прошлому возврата нет, и не может быть.
  Lexxs 14.04.2009 в 05:38:51   # 13254
И как то несерьёзно, изобретать язык.
Есть же нормальный разговорный казахский язык.
Нет професионального, так значит в нём необходимость не созрела пока.
Исскуственно создавать эту необходимость, и изобретать исскуственно язык.
Абсурдно.
Сами себе мозг заморачиваете. Просто надо было выждать,
своим чередом всё само бы и пришло, безболезненно. Молодое поколение,
общающееся на своём языке, сами бы пришли к какой то необходимости.
Ну думаю если мозг есть, поймёте суть мысли, направление.
А то что сейчас идёт насильное навязывание,
помяните моё слово, к добру это НЕ приведёт...
  Lexxs 14.04.2009 в 05:46:49   # 13256
Казах+Имя, это ты бздиш, так как сам подозреваеш,
во что может вылится такой фанатизм.Поэтому и хамиш.
Что мелю, то знаю. Зря не скажу.
Просто некоторые не видят дальше своего носа,
и прут как в танке, и стория им не в прок.
Мне просто известно более, чем многим,
именно поэтому мы как на разных языках говорим,.
Мне открыто будущее, от чего не очень сладко на душе,
а люди как в тумане, не видят очевидные вещи,
и обращать их внимание на это, почти бесполезно,
обзовут тебя повсякому, из-за собственной глупости и НЕ дальновидности.
Пожалеют те, кто из Казахстана в ближайшее время не уедут,
да поздно будет....
  Казах+Имя 14.04.2009 в 06:59:56   # 13258
В чем мой фанатизм, укажи конкретно. Обсудим, ноупроблема.
Интересно что тебе известно-тоже осуждаемо. Пока в твоих, не знаю как это назвать, "доказательствах" ничего кроме намеков нет.
"Тебе будушее открыто" - круто ты заявил!
Точно обзывать будут - сам испытываю постоянно, хотя сам никого не обзывал. " Пожалеют те, кто из Казахстана в ближайшее время не уедут,
да поздно будет...." - ну чего чего, а это никогда не поздно.
Так что без паники, а на счет языка - "люди как в тумане, не видят очевидные вещи" - это потому что все только разговоры ведут, да планы староят на обучение языку, и все как в тумане по-прежнему.
  Казах+Имя 14.04.2009 в 07:02:45   # 13259
Lexxs
14.04.2009 05:38:51
Здесь, выше вижу попытку конструктивного диалога. Вот так надо было придерживаться если хотите быть услышанным. Все остальное здесь на комментах был путой никчемный треп, но затратный блин
  Казах+Имя 14.04.2009 в 07:05:15   # 13260
"А то что сейчас идёт насильное навязывание,
помяните моё слово, к добру это НЕ приведёт..." - это согласен обсудить. Но без наездов, и склок. Я готов выслушать эту мысль более развернуто!
  MrX 14.04.2009 в 09:35:04   # 13269
Цитирую КК
Quote:
<censored> сопротивляються, есть такие которые даже не любят свой народ, который родил и дал жизнь им.
К прошлому возврата нет, и не может быть.
- вот как ты ласково свой народ называешь - <censored>. А оно почему-то не хочет учить язык. Может оно и думать умеет ? Как по-твоему ? И думает, что одним казахским языком сыт не будешь. Даже наш №1 по бумажке выступает и ничего, не мучает его, что он гос.язык в совершенстве не знает. А потому что есть бытовой язык, и в каждой области свои наречия. И то, что сейчас напридумали кучу новых слов, так их сами авторы без словаря не переведут. Так что, "вперёд, в прошлое !"
  Казах+Имя. 14.04.2009 в 09:43:01   # 13271
"- Если власть не уважает свой народ, что говорить дальше... Будет как у всех - как у народов Африки или Европы ?" - согласен.

"- Если власть не уважает свой народ, что говорить дальше... Будет как у всех - как у народов Африки или Европы ?" - Не всех. Я часто всртречал таких "казахов" которые нос воротят от своих же. А было это те чиновники, которые не уважает свой народ, унижает его, и относиться к ним как к рабам.
Замечу опять вы комментируете не статью а меня. Я тут главный что-ли?
"И то, что сейчас напридумали кучу новых слов, так их сами авторы без словаря не переведут." -Зачем словарь, интернет надо использовать. Чтобы люди далеко не лезли за переводом и доступно было и обсуждаемо.
  Казах+Имя 14.04.2009 в 09:48:10   # 13273
"- вот как ты ласково свой народ называешь - <censored>." - Не всех. Я часто всртречал таких "казахов" которые нос воротят от своих же. А было это те чиновники, которые не уважает свой народ, унижает его, и относиться к ним как к рабам.
Новый президент будет другой, но надеюсь будет разумный человек. Политика проводимая сейчас многих устраивает. Можно ее назвать умеренной? Коррупция - это да проблема, чиновники распродают интересы государства кому не лень. Придет время когда это останеться проблемой номер один. Думаю что будем разносить всех знание языка уже не поможет. Главное будет квалификация. Но это потом.
  Alex 14.04.2009 в 13:09:45   # 13301
Казах+Имя
13.04.2009 17:45:13
Алексу. Да уж помолчите Вы уже все о себе расказали. Вы мне не интересны. Поэтому не буду с вами нчего обсуждать. Только ругаться с вами согласен. И отвечать ни на что не буду. Обойдешься. Я тебе еще буду разьяснять. Да на кер ты мне нужен.

Ты, старичок-боровичок, значит, ругаться согласен? Ты лучше побереги свое здоровье, а то 2 квадрата не за горами.

Казах+Имя
13.04.2009 17:48:52
Ну Ну Я тут работаю в отличие от тех кто задницу протирает и бьет себя в грудь. "Я тут пашу, Я тут пашу".

Я вижу, как ты работаешь. С инета не вылезаешь.
  MrX 14.04.2009 в 14:01:51   # 13303
Цитата КК
Quote:
"И то, что сейчас напридумали кучу новых слов, так их сами авторы без словаря не переведут." -Зачем словарь, интернет надо использовать. Чтобы люди далеко не лезли за переводом и доступно было и обсуждаемо.


Тогда все будут тупо переводить через интернет или программу перевода. Зачем только это надо ? Для галочки, чтобы был документооборот на казахском и русском языке ?

А насчет доступности интернета - ты в курсе каков процент интернет-пользователей в Казахстане ?
  Alex 14.04.2009 в 14:39:10   # 13309
Меньше, чем в Корее. Это уж точно.
  Гость 14.04.2009 в 15:02:16   # 13312
Образование языка - это естественный и длительный исторический процесс. Надумать его противоестесственно. Это так элементарно и обидно, что многие национал-патриоты этого не понимают. Пока "велосипед" изобретали младенческая смерность выросла в разы, специалисты поуезжали и кадров даже в школах не осталось... Одни недоучки кругом
  Lexxs 15.04.2009 в 06:17:19   # 13336
Аха, в том то и беда,
что при своём слепом фанатизме,
уже этого никто не замечает.
Поставили целью придумать язык,
переименовать улицы и города,
а про настоящую жизнь забыли, или забили...
  Казах+Имя 15.04.2009 в 07:57:59   # 13342
Думаю одно другому не мешает.
Чиновники и предприниматели, которые должны заниматься вопросами жизни, не занимаються проблемами языка и историей. Этим занимаються другие люди, за малую плату, на энтузиазме держаться. Здесь траты не сравненно малые.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь